Национальный костюм. Возвращение в повседневность

Сколько себя помню, меня всегда притягивала тема национального костюма. Возможно, как и всякому ребенку хотелось нарядиться в длинное красивое платье, повертеться перед зеркалом, покрасоваться перед родными… Однако время прошло, девочка выросла, появилась возможность приобрести практически любое понравившееся платье, но вот желание надеть платье в национальном стиле, не исчезло. В стремлении разобраться в этой своей тяге я обратилась к источникам, которые должны были пролить свет на мою одержимость, и вот что у меня получилось.
«…Вещи и предметы, входящие в систему жизнеобеспечения, характеризуют общество и людей ими пользующихся», – прочитала я где-то и решила, что это в полной мере можно отнести и к одежде. Далее – «Костюм является наиболее ярким и самобытным определителем национальной принадлежности человека…». В этот момент я поняла, что могу с уверенностью сказать, что слова «по одежке встречают…» имеет значение более прямое, и что именно в традиционной национальной одежде сочетается материальное начало с духовным миром прошлого. Не случайно, исследователи национальных традиций полагают, что костюм, наряду с языком, мифом и обрядом, чаще всего образовывал единую знаково-символическую систему, и его можно рассматривать даже как своеобразный социальный код культуры.
Процесс формирования костюма, в свою очередь, охватывает длительный период с древнейших времен до наших дней, оказавшись связанным с рядом факторов, определяющих его развитие. Благодаря костюму, можно судить о занятиях предков, климате, идеалах красоты… Среди всех видов костюма (народный, элитарный (сословный), официальный, бытовой, будничный, праздничный, домашний, рабочий, профессиональный, театральный) народный национальный костюм занимает особое место. Именно он является своеобразным хранителем культурных ценностей и смыслов. В нем сосредоточены наиболее важные черты и особенности народного сознания. И изучение народного национального костюма способно пролить свет на жизненные реалии той или иной эпохи, менталитет, культуру и особенности общества.
Традиционный костюм включал одежду и характерные дополнения – головной убор, обувь, пояс, ювелирные украшения. Показаться в обществе без головного убора, пояса и кинжала на нем было равнозначно утере социальных прав. Ведь, к примеру, расположение,количество и орнаментация поясных бляшек и подвесок указывали на этническую, социальную принадлежность и боевые заслуги. И нормативная культура строго следила за выполнением всех этих норм. Да и в недалеком прошлом осетин считал себя оскорбленным, когда кто-нибудь дотрагивался до его головного убора. Шапка, по понятиям горца, вещь священная и неприкосновенная. Поэтому ни о каком другом предмете своей одежды они не заботились так, как о своей шапке. Он мог ходить в рваной черкеске и рваных чувяках, но головной убор у него должен был быть образцовым. Да и как не заботиться о шапке, когда, по мнению осетин и вообще горцев, шапка показатель принадлежности мужчины! Когда хотели пристыдить мужчину за трусость, ему говорили, что он не достоин носить шапку, и пускай сменит ее на женский платок! Тогда и спрашивать будут не как с мужчины. Идентичное отношение было и к неподпоясанному человеку. Считалось унизительным внешний вид такого мужчины – оскорбительным для присутствующих.
В настоящее время среди осетин отчетливо прослеживается высокая этническая оценка традиционного костюма. Будучи этническим маркером костюм возвышался и возвышается до сих пор каждым народом на престижные уровни. Понятия ирон дарæс/ирон фæлыст (осетинская одежда/осетинский костюм), подчеркивая их этническую принадлежность, ставят в один ряд с такими понятиями как ирон æвзаг/мадæлон æвзаг (осетинский язык/родной язык). Таким образом, можно говорить о тесной связи народного костюма с его обладателями. Поэтому даже с исчезновением всех деталей и элементов костюма эмоциональная, этнопсихологическая окраска в отношении общества к своему народному костюму сохраняется.
Исследуя национальный костюм можно обнаружить определенную продуманность костюма. В нем не было ничего случайного, так как он нес выразительность, гармоничность целостного впечатления и определенную информативность, которая была направлена в полном смысле слова на весь окружающий мир. У осетин давно сложился идеал человеческой красоты. Стройность, подтянутость, гибкость и выправка были, чуть ли не этикетными нормами. Все эти особенности эстетических воззрений отразились именно в народном костюме, подчеркивая физическое строение. Поэтому в костюме преобладали вертикальные линии и почти отсутствовали горизонтальные.
Археологические материалы свидетельствуют о том, что костюмы наших предков алан были богато украшены золотым шитьем и аппликациями из кожи или ткани. Очень часто одежда была расшита золочеными бляшками, бубенчиками и бисером, вышитый узор украшался полудрагоценными камнями.
Особенностью осетинского костюма было то, что аппликации и вышивка никогда не располагались плотно и не создавали подобия насыщенного коврового узора. Они играли роль подчиненную и всегда располагались в строгом соответствии с линиями кроя, не выпадая из общего стиля костюма. Орнаментальные мотивы, в частности кожаные аппликации и различные подвески и орнаментальные вставки восходят к древнейшим украшениям и выполняли важные сакральные функции, оберегая носителей костюма от воздействия демонических сил.
Социально-сакральные функции традиционного костюма выражались и в цветовом символизме. В культурно-хозяйственной сфере выделялись белый, черный, красный, желтый и зеленый. В культовой практике выделялись белый, красный, желтый и черный цвета как наиболее информативные в визуальной сфере. Этот факт нашел свое воплощение и в цветовой символике средневековых алан, которая отражала духовную энергию и связанную с ней троичную структуру индоиранского общества. Наибольшей значимостью обладали белый, черный и красный цвета. Остальные, такие как синий, зеленый, серый, желтый и коричневый были производными от первых и потому менее значимыми.
Возникает закономерный вопрос о желтом цвете. Высокая интенсивность свечения, отразившегося в категориях физической оптики, сближает его с блеском, сиянием, святостью и другими качествами, характерными для понятия священный. Следовательно, можно говорить о взаимосвязи красного, оранжевого, желтого, золотого цветов. В то же время следует подчеркнуть доминанту неярких цветов в одежде осетин. Для традиционного костюма были характерны сдержанные и практически полностью отсутствовали яркие тона и пестрые расцветки.
В последнее время появилась надежда на то, что интерес к национальному одеянию получит новый импульс. И Президент РЮО Л.Тибилов и глава РСО-А В.Битаров уже не раз появлялись в национальных стилизованных рубашках «куырæт». Леонид Тибилов в подобном национальном одеянии вручал награды лауреатам Государственной премии им. К.Хетагурова, а Вячеслав Битаров в роли простого паломника посетил религиозный праздник в роще Хетага Алагирского района РСО-Алании. Обе сорочки выполнены известным дизайнером Лизой Габарати, которая фактически дала новую жизнь национальной одежде.
Возвращение к традиции носить народный костюм не является просто данью моде. Руководители юга и севера Осетии негласно подобным путем ищут возможности для национальной консолидации на основе возрождения традиций. И традиционный осетинский костюм может сыграть в этом деле свою роль. Ведь он во многом является частью мироощущения у каждого народа. По крайне мере спрос на пошив национального одеяния резко возрос и инициативой Л.Габарати уже пользуются другие модельеры. Если говорить о Южной Осетии, то сорочки национального пошива здесь пока привозные. Но, скажем, модельер Хох Бекоев уже в скором времени собирается запустить свой модельный ряд, цена на который, как уже заявляется, будет ниже. На данную инициативу должным образом должно отреагировать и предприятие БТК-4 (Цхинвальская швейная фабрика), если, конечно, она собирается серьезно работать на прибыль. Ну а кому уже не в терпеж, приводим номера телефона директора информагентства «Аланияинформ» Юрия Бетеева (8-929-808-00-11), который на добровольных началах принимает заказы и занимается доставкой продукции Лизы Габарати. Здесь же приводим и координаты самого дизайнера Лизы Габарати – г. Владикавказ, ул. Горького 37, тел.: 8-962-747-43-90 или 8-961-822-36-12. сайт www.liza-gabarati.ru и электр.почта [email protected]. Есть странички в Вконтакте и Instagram.
Возвращаясь к теме, хочется напомнить и давнюю идею нашей газеты – было бы просто любо-дорого посмотреть, если бы в начальных классах школьная форма была также стилизована под традиционное осетинское одеяние. Наряду с изучением осетинского языка это бы развивало в детях чувство национального достоинства.
Не должны оставаться в стороне и взрослые. Конечно же, требовать от людей ходить каждый день в национальной форме, было бы несправедливо. Но в праздничные дни общереспубликанского масштаба было бы как раз в тему. К примеру, подобным образом нужно готовиться и к планируемому Съезду осетинского народа, о котором мы давно говорим с упорством, и который должен пройти в Цхинвале.
Не менее важен в этом деле вопрос дипломатических представительств нашей страны. Когда, например, в столице Российской Федерации г.Москве главы дипмиссий иностранных государств вручают копии верительных грамот президенту России, то часть послов бывает одета в традиционные одежды: бурнусы, накидки и т.п. Было бы интересно увидеть и осетинского посла, одетого в черкеску с газырями. По крайне мере, смотрелось бы это весьма красиво и достойно. Также было бы не лишним хотя бы стилизованные национальные сорочки одевать и нашим переговорщикам. Национальное восприятие должно идти ненавязчиво, но основательно.
Безусловно, в деле пропаганды национального костюма главное не только возродить традиции его бытования, но и избежать излишеств. Например, рота почетного караула РЮО при полном параде: черкески, газыри папахи, сапоги… Но вот орнамент, размещенный на одеянии кажется уж каким-то вычурным. Идея хорошая, однако, ее реализация продумана не до конца.
Традиции ношения национального костюма восстанавливаются и он, возвратясь из этнографической и сценической сферы, снова становится частью национального мироощущения.
И последнее. К теме народного костюма, помимо дизайнеров обращаются этнографы и искусствоведы, художники и работники кино и телевидения, но этого недостаточно. Думаю, многие разделят мою мечту иметь в своем гардеробе хотя бы один национальный костюм на каждого члена семьи, для облачения в него в день Национального костюма. Надеюсь, что такой праздник в Южной Осетии когда-нибудь будет утвержден. Тогда город будет полон гостей, и в Старом городе будут стоять длинные столы с разнообразием осетинских блюд. Гончары и художники, вышивальщицы и швеи, кузнецы и мастера различных дел будут демонстрировать свои работы, каждый перед своей мастерской. Гордые, подтянутые мужчины, держась за пояса с кинжалами, женщины и девушки, облаченные в традиционные платья, будут неторопливо прохаживаться. А вокруг будут литься национальные музыкальные мотивы. И хотя бы на один день, но мы окажемся в атмосфере нашего прошлого, из которого мы бы хотели сохранить все самое лучшее.

Дина Плиева
В оформлении материала использованы модели, пошитые дизайнером Лизой Габарати
Источник — Газета «Республика»