Роман длиной в 39 лет

Свой 80-летний юбилей отметил Казбек Моисеевич Бимбасов — человек бесконечно преданный профессии и заводу «Электроцинк», откуда начался его путь в металлургию.

Свой выбор Казбек Бимбасов сделал еще учась в школе. Но когда после ее окончания в 1955 году не прошел по конкурсу в Горно-металлургический институт, то не стал отчаиваться, а устроился на «Электроцинк» в обжиговый цех учеником слесаря. Однако настоящим металлургом он видел себя только с дипломом института, поэтому поступил на заочное отделение металлургического факультета. Обучение давалось легко, потому что подкреплялось опытом, который он набирал, работая в разных должностях в заводских цехах — обжиговом, электролитном, сернокислотном, вельц- и выщелачивательном.
— Работать было интересно. Все время что-то внедрялось. Менялись технологии, и нужны были уже не только практические знания, но и фундаментальные, — сказал Казбек Моисеевич.
В то время, а это была середина шестидесятых годов, на «Электроцинке» впервые в стране были внедрены печи кипящего слоя. Проходило это при непосредственном участии молодого мастера Казбека Бимбасова. Он понимал, что одного производственного опыта недостаточно. На этой волне вполне осознанно и пришло желание поступить в очную аспирантуру. Четыре года учебы, с 1968-го по 1972-й, увенчались защитой диссертации, которая была посвящена способу максимального извлечения цинка. Цель была достигнута. В своей работе он описал метод, позволявший довести извлечение металла до двух процентов.
После окончания аспирантуры Казбек Бимбасов вернулся на «Электроцинк» и был назначен начальником выщелачивательного цеха. Тогда это был не самый легкий участок цинковой линии. Как рассказывает Казбек Моисеевич, «стены были выщелочены раствором, а желоба настолько неглубокими, что растворы переливались через край. Сгустители и агитаторы были открыты, и бывали случаи, когда туда попадали люди». Молодому начальнику цеха пришлось в буквальном смысле разгребать эти «авгиевы конюшни». На это ушло два года. Аккуратность и ответственность молодого начальника цеха были очевидны, поэтому назначение его на должность главного инженера завода-гиганта в 1985 году выглядит вполне закономерным. Девять лет, вплоть до 1994 года, он, по выражению одного из заместителей министра цветной металлургии, утверждавшего его на эту должность, «был лошадкой, везущей воз». Его супруга Ирина называет этот период «браком с заводом», где ей отводилась роль «второй жены».
На момент ухода с завода в 1994 году электроцинковский стаж Казбека Моисеевича насчитывал 39 лет. Наверное, достаточно, чтобы сказать себе, что пора и отдохнуть. Но не нужно понимать эти слова буквально. Завод не остался вне пределов внимания Казбека Моисеевича. Он следит за всем, что здесь происходит. Держит связь с бывшими коллегами. Много информации черпает из СМИ, по вторникам не пропускает передачу «Вести «Электроцинка».
— Возраст уже не позволяет, а так я бы с удовольствием прошелся по цехам, где работал. И вообще посмотрел бы, как сейчас выглядит «Электроцинк», — сказал на прощание Казбек Моисеевич и поблагодарил руководство завода за внимание к ветеранам

Анна Савельева

На фото слева — КАзбек Бимбасов