Создание в Джавахке армянского государственного ВУЗа должно стать для армянства общенациональной задачей

К теме «кончины» культурно-образовательной жизни региона Самцхе (Месхуник)-Джавахка-Цалки (далее — Джавахк) мы обращались неоднократно[i]. Говорилось также о проблемах общеобразовательной сферы и политике Грузии в этом направлении[ii]. В настоящем исследовании мы попытаемся детально представить проблемы, касающиеся вузовской жизни региона Джавахка — обстоятельства, которое играет большую роль в определении судьбы молодого поколения Джавахка.

Тема основания государственных высших учебных заведений в регионе Джавахка на официальных армяно-грузинских встречах стала затрагиваться в середине 1990-х годов, после того, как президент РА Л. Тер-Петросян в июне 1996 года в рамках визита в Грузию побывал и в проблемном регионе Джавахка[iii]. Несмотря на то, что визит Л. Тер-Петросяна 1996-го года вообще не был направлен на развитие региона и решение запутанных проблем, а носил предвыборный характер, тем не менее, визит был исключительным в том плане, что прямо на месте на уровне президентов была достигнута договоренность открыть в регионе филиалы как тбилисских, так и ереванских вузов[iv]. Однако, как выяснилось в дальнейшем, договоренность была выполнена в одностороннем порядке: с 7 февраля 2002 до конца учебного 2006-2007-го года (пять лет) в здании бывшего ахалкалакского профтехучилища функционировал Ахалкалакский филиал ТГУ им. И. Джавахишвили. Этот печально известный филиал стал еще одной неудачной попыткой изменить этнодемографический облик региона. В филиале, где обучение осуществлялось только на грузинском языке, со всевозможными льготами учились не местные, а прибывшие из других регионов Грузии студенты, которых при получении специальности в различных сферах на месте устраивали на разную работу. «Миссию» Ахалкалакского филиала красноречиво представляет сам директор филиала, историк Роин Каврелишвили. «Этот филиал, в первую очередь, что и говорить, служил интеграции. Сюда наряду с местным населением приезжали учиться студенты из других регионов Грузии, в частности, из Самтредии, Аспиндзы, Кахетии, Батуми… Прежде местное грузинское население не было знакомо с населением других частей Грузии. Благодаря университету они подружились, многие создали семьи. Часть прибывших из Западной Грузии осталась в Ахалкалаке. Они были распределены на работу в школах. Так что университет свое дело выполнял (выделено нами — В.С.). Новый проект министерства просвещения, вероятно, продолжит это дело»[v]. А этот «новый проект» касался создания колледжа на основе единой бакалаврской программы, который пускает сейчас в Ахалкалаке новые ростки.

Вопреки этому молодежь региона для получения армянского и качественного образования продолжает стучаться в двери ереванских или других вузов Армении.

Отметим, что в постсоветский период вместо армянских государственных вузов в регион Джавахка пришли филиалы негосударственных вузов Армении или различные средне-специальные заведения. Ясно, что они преследуют не какие-то национальные или стратегические цели, а стремятся таким путем увеличить по возможности свои прибыли.

У одного из таких, Ереванского Экономико-Юридического Университета (ЕЭУ), уже на протяжении долгого времени есть свой филиал в виде университета в городе Ахалкалак региона Джавахка.

На протяжении последних лет в Ахалкалаке действует также университет «Цодна» имени Ильи Чавчавадзе. Это также частное заведение, вообще далекое от обеспечения соответствующего качества обучения.

Несмотря на очень низкое качество и частный характер вуза, тем не менее, два вышеуказанных заведения Ахалкалака в какой-то степени предоставляют местной молодежи шанс вступить на порог высших учебных заведений.

Добавим, что у бывшего Ереванского Экономико-Юридического Университета им. Кирка Киркоряна (ЕЭУ) есть действующий филиал в виде колледжа и в джавахкском городе Ниноцминда (Богдановка), который в последнее время стремится перерегистрироваться в медицинский колледж. По словам дирекции колледжа, если не возникнет сложностей с перерегистрацией, то со второго семестра этого года колледж начнет действовать. Дирекция колледжа может помочь также желающим поступить в Ереване. Для лиц, имеющих среднее образование, продолжительность обучения в колледже составляет два года, а для тех, кто имеет аттестат о 9-летнем образовании, установлена трехлетняя продолжительность обучения. Плата за обучение, вместо прежних 150 долларов, составляет 250 долларов США ежегодно.

В населенной в большинстве своем армянами Цалке, составляющей часть политического Джавахка, также совершенно отсутствуют армянские государственные или негосударственные вузы. Со стороны местных политических активистов, чиновников даже не было инициативы по созданию государственного или частного вуза.

Отметим, что уже 17 лет ту же политику по переселению молодых грузин из различных местностей Грузии в проблемный регион осуществляет и Ахалцихский (Месхетинский) филиал ТГУ[vi], а единственное армянское высшее учебное заведение Ахалцхи, бухгалтерский факультет с обучением на армянском языке Ахалцихского сельскохозяйственного техникума, было закрыто еще при правлении З. Гамсахурдии. В заявлении, обращенном к З. Гамсахурдии, представители исполкома Ахалкалакского райсовета жаловались, что «…тем самым армянская молодежь Джавахетии, фактически, лишается возможности учиться в Ахалцихе…»[vii].

Интересно, что в Ахалцихском (Месхетинском) филиале ТГУ был проведен один интересный процесс, похожий на обман, который до сих пор дает повод для превратных комментариев со стороны армянских и грузинских кругов. От представителей этих кругов зачастую можно услышать о том, что в Ахалцихском (Месхетинском) филиале ТГУ есть армянский сектор. Если такой сектор действительно есть, то армянское студенчество должно было обучаться там разным специальностям (юриспруденции, экономике, журналистике и т.д.), однако наши исследования до конца рассеивают этот мираж. На самом деле «армянскость» в Ахалцихском (Месхетинском) филиале ТГУ «существовала» в виде аудитории по изучению армянского языка и литературы на факультете иностранных языков. Это можно сравнить с программой по изучению испанского или итальянского на факультете романо-германской филологии ЕГУ. Вывод из всего этого следующий: армян Джавахка на их исторической родине заставляют рассматривать свой национальный (армянский) язык в качестве иностранного… В этом весь «блеск» и смысл присутствия ТГУ в Джавахке.

В таких условиях, естественно, ни один молодой армянин, уважающий себя и свое национальное достоинство, не перешагнет через порог этого заведения. И действительно, процессы привели к тому, что в последнем, 2008-2009 учебном году из-за отсутствия соответствующего количества армянских студентов аудитория по «изучению армянского языка и литературы» в Ахалцихском (Месхетинском) филиале ТГУ — символ унижения армянского студента — уже не открылась. Таким образом, вынужденные преподавать там местные патриотично настроенные молодые преподаватели-армяне ушли оттуда.

Кроме Ахалцихского (Месхетинского) филиала (который недавно из университета превратился в институт), в Ахалцхе действуют также в общей сложности четыре грузинских колледжа.

Сравним численность армянского и грузинского населения провинции Самцхе-Месхуник (Ахалцихская провинция): по официальным данным Грузии 2002г., в четырех находящихся в составе Самцхе муниципалитетах (прежде Адигенском, Ахалцихском, Боржомском и Аспиндзском районах) вместе взятых проживают 86.305 грузин и 22.974 армян. Сравнивая соотношение армянских и грузинских вузов с соотношением национального состава, можно четко очертить дискриминационную и однобокую политику Грузии в этой сфере. Картина станет целостной, если все это мы будем рассматривать в контексте региона Самцхе-Джавахка-Цалки в целом. Демографические показатели региона следующие: 230.198 — общая численность населения (100%), из них 124.198 — армяне (54%), 97.995 — грузины (42,6%), остальные — представители других национальностей (3,6%). На основе этого численного соотношения существование грузинских государственных и частных вузов и средне-специальных заведений и, с другой стороны, наличие одного филиала армянского частного и жалкого вуза также является лучшим примером дискриминационной политики грузинских властей.

Неоднократно сделанные Министерством образования и науки РА предложения о создании в регионе Самцхе-Джавахка-Цалки совместного армяно-грузинского вуза продолжают корректно отклоняться грузинскими властями. Об этом ясно заявляли и прежний министр образования и науки Грузии А. Ломая[viii], и нынешний министр Г. Нодия. Надежды молодежи региона Самцхе-Джавахка-Цалки на получение высшего образования на родном языке окончательно потухли, особенно после встречи Нодия-Сейранян в июне 2008г.[ix] Тогда армянская сторона вновь выступила с подобным предложением, в ответ на которое Г. Нодия отметил, что «пока в Грузии не было прецедента создания межгосударственного университета, и создание подобного образовательного заведения может не соответствовать внутригосударственному правовому полю»[x]. Из состоявшихся во время встречи переговоров стало ясно, что стороны, не придя к обоюдному согласию по ряду вопросов, создали рабочие группы[xi]: процесс открытия армяно-грузинского университета также будет «рассмотрен» рабочими группами[xii]…

В Ахалцхе необходимо основать армянский государственный вуз. Почему именно там?

Сейчас много говорится об учреждении армяно-грузинского государственного вуза в Джавахке. Однако если спросить, в каком именно городе Джавахка, то можно услышать разные, причем взаимоисключающие мнения. Многие обосновывают точку зрения, согласно которой этот вуз, уже напоминающий «великого мессию», должен открыться в Ахалкалаке как центре Джавахка с компактно проживающим армянским сектором.

Открытие армянского государственного вуза в Ахалцхе мы аргументируем следующим образом: будущее региона Джавахка невозможно рассмотреть без Ахалцихского (Месхуникского) сегмента, сердцем которого и является город Ахалцха. С другой стороны, Ахалцихская (Месхуникская) провинция со своим историческим прошлым и политическим настоящим — неотъемлемая часть Джавахка. Так что сохранение и развитие армянского облика Ахалцхи является актуальной проблемой.

Ахалцихский отрезок имеет для Джавахка и РА незаменимое военно-стратегическое значение, «армянскость» которого даст им возможность в будущем через Аджарию выйти к морю.

Без Ахалцхи невозможно сформировать в Джавахке мощный армянский фактор, у которого будет возможность превратиться в самостоятельную единицу. В этом плане, если Ахалцха прекратит быть армянской, говорить об автономии Джавахка или о справедливом решении его вопроса бессмысленно.

Ахалцха — жертва демографической политики Грузии советского и постсоветского периода, и как таковая ее в полной мере можно сравнить с Агдамом, Ходжалу, Северным Арцахом и другими районами, которые были азербайджанизированы в советские годы.

Поэтому восстановление армянского облика Ахалцхи-Месхуника для армянства представляет собой, помимо вышеуказанного, еще и нравственную задачу.

Один из путей повторной армянизации Ахалцхи — основание там армянского государственного вуза.

В качестве дополнения отметим, что в советские годы, когда в городе действовал армяноязычный бухгалтерский факультет Ахалцихского сельскохозяйственного техникума, город был запружен студентами-армянами: проживая в общежитиях, в арендованных квартирах, гуляя в парках, они передавали городу дополнительную энергию. В Ахалцхе армянский дух был везде. Это притом, что существовал не вуз, а одно простое бухгалтерское отделение такого же простого средне-специального учебного заведения. Его закрытием политика З. Гамсахурдии поставила на всем этом точку. Армянство противопоставило этому жалкое письмо с жалобой, адресованное «грузинскому царю»…

Опасения по поводу того, что Ахалцха находится далеко от отрезка Ахалкалак-Цалка, из-за чего у студентов этой части Джавахка могут возникнуть какие-то трудности, далеки от действительности: для студента из Ахалкалака-Цалки, преодолевающего путь в 250-300 км и добирающегося до Еревана, вовсе не трудно проехать часть этого пути и добраться до Ахалцхи. Следует напомнить, что в этом случае студенты Ахалцхи будут поступать в вуз прямо на месте. Основание в Джавахке государственного вуза не только предоставит студентам возможность получить образование на месте: это дополнительный импульс в деле переформирования в Джавахке профессорско-преподавательского, научного состава и тем самым интеллигенции в целом. Благодаря специальной политике в Джавахк будут командированы соответствующие специалисты из различных заведений РА и Диаспоры. Эта же политика сформирует волевые качества у лекторов, уроженцев Джавахка, ныне преподающих в разных вузах РА, у которых, наконец, проснется совесть и дедовские чувства в плане желания быть полезными отечеству, где родились. В конце концов, кто не захочет хотя бы небольшой промежуток времени поработать, преподавать в живописной Ахалцхе, которая своей чистотой, историческим прошлым, своей райской природой представляет неописуемую местность?..

Почему грузинская сторона категорически отказывается основать армяно-грузинский государственный университет? Ответ ясен: армянские студенты за редким исключением предпочтут армянские отделения, грузинский язык вновь будет игнорироваться, у грузинского руководства вновь появится головная боль. В таком вузе будет происходить примерно то же самое, что сегодня происходит в общеобразовательных школах Джавахка. Это результат естественного процесса, при котором для армянина, проживающего южнее гор Трехка, в Джавахке, грузинская политическая и духовная культура чужда и на протяжении столетий не воспринимается как таковая. И сегодня Грузия, не щадя сил, борется за грузинизацию не только школ, но и единичных детсадов, и ждать от нее порождения новой головной боли или вуза, по меньшей мере наивно.

Выводы:

Сегодня в Джавахке нет армянского государственного вуза. Единичные частные университеты — всего лишь мираж.

Наличие в Джавахке грузинских государственных и частных вузов — часть программы по грузинизации региона, которая отражает дискриминационную в этом вопросе и направленную на изгнание армян политику Грузии.

Политика армянской стороны и предпринятые ею шаги по созданию в Джавахке армянского государственного вуза были весьма недостаточными, трусливыми и непродуктивными.

В качестве места для создания армянского государственного вуза в Джавахке нужно рассматривать административно-политический, культурный и стратегический центр региона — город Ахалцха.

Бескомпромиссная позиция Грузии в вопросе создания армянского государственного вуза в Джавахке — доказательство важности этого процесса, его незаменимой роли в деле сохранения и развития армянского облика Джавахка.

Создание в Джавахке армянского государственного вуза, когда на повестке стоит вопрос быть или не быть региону армянским, для Джавахка и всего армянства должно стать общенациональной задачей.

 ———————————————————————————

 [i] См. Саркисян В., «Кончина постсоветских армяно-грузинских культурно-образовательных отношений: декультуризация Самцхе-Джавахка-Цалки», «Джавахк в 1988-2008гг.», (сборник статей), Ереван, 2009, с. 91-109.

 [ii] См. Саркисян В., «20-летняя демографическая и образовательная жизнь Самцхе-Джавахка (1988-2008гг.)», «Джавахк в 1988-2008гг.» (сборник статей), Ереван, 2009г., с. 288-314.

 [iii] В качестве дополнения отметим, что в истории новой независимой Армении это был первый и, к сожалению, последний случай, когда президент посетил регион Самцхе-Джавахка-Цалки. Второй президент РА Р. Кочарян, несмотря на выбранную им национальную политику во многих вопросах, тем не менее, за 10 лет не посетил регион, так и не сумев придать важность его роли и значению.

[iv] «Азг», 07.06.1996.

[v] http://www.bagin.info/default.asp?Lang=_Am&NewsID;=888&SectionID;=0&Date;=07/19/2008&PagePosition;=17

[vi] http://www.bagin.info/default.asp?Lang=_Am&NewsID;=793&SectionID;=0&Date;=07/31/2008&PagePosition;=21 Он также оказался на грани закрытия. Выступившие против этого грузинские жители Ахалцхи тоже адресовали центральным властям Грузии послание. В 2007 году был ликвидирован также другой, действующий в азербайджанонаселенном Марнеули, филиал ТГУ, проводящий аналогичную политику.

 vii] Обращение к президенту Республики Грузия г-ну Звиаду Гамсахурдия (заявление не датировано — В.С.)

 [viii] Еще ноябре 2007г. министр образования и науки Грузии Александр Ломая заявил, что в Грузии армянские школы и вузы открываться не будут, поскольку в этом нет никакой необходимости. Так он прокомментировал заявление министра образования и науки Армении Левона Мкртчяна о необходимости открыть в Грузии несколько армянских школ и армяно-грузинский вуз. В связи с требованиями армянской стороны открыть в Самцхе-Джавахке армяно-грузинский вуз, Ломая заявил, что сейчас в Грузии нет специалистов, которые смогли бы преподавать в этом вузе. Министр сообщил, что в университете им. И. Чавчавадзе (прежнее название — «Тбилисский государственный педагогический университет им. С. Саба-Орбелиани») существует кафедра армянского языка и литературы. Она готовит педагогов для армяноязычных школ. По словам Ломаи, граждане Грузии желают получать высшее образование на государственном языке Грузии, а те, кто хочет получать образование на армянском, едут в Армению и получают его там.

 См. http://www.panorama.am/am/education/2007/08/22/krtutyun/

 [ix] В конце июня 2008г. министр образования и науки Грузии Гия Нодия посетил РА. Многие СМИ обратились к состоявшимся в рамках этого визита обсуждениям и подписанным документам, однако ни одно СМИ не отметило, что в новейшей независимой истории соседних стран министр образования и науки Грузии посещал РА впервые.

 [x] http://yerkir.am/newspaper/?id=884

 [xi] См. там же.  

[xii] http://www.bagin.info/default.asp?Lang=_Am&NewsID;=1520&SectionID;=0&Date;=07/22/2008&PagePosition;=2
 mitq.org