Во Владикавказе горит здание хлебозавода

В центре столицы Северной Осетии Владикавказе полыхает сильный пожар — горит здание хлебозавода, который сейчас не работает, сообщили в МЧС республики. Пока масштабы пожара не определены, но видно, что огнем охвачена вся крыша большого здания, передает корреспондент ОСЕТИНСКОГО РАДИО. Это уже второй за последнее время пожар в центре Владикавказа. Несколько месяцев назад на Центральном проспекте Владикавказа сгорел Дом офицеров, историческое здание ХIХ века, которое в момент пожара также не эксплуатировалось.

В субботу, 20-го сентября 2008 года, во Владикавказе сгорел Дом Офицеров. Это одно из старейших зданий города, считавшееся визитной карточкой столицы Северной Осетии. Здание в классическом архитектурном стиле чаще всего изображали на дореволюционных открытках.

— Это ужасное известие застало меня врасплох. Я только что вернулась из Южной Осетии, где мы оказываем содействие нашим юго-осетинским коллегам в проведении мониторинга состояния объектов культурного наследия, которые попали в зону активных боевых действий — и тут это известие о пожаре! — комментирует ситуацию начальник Центра охраны памятников истории и культуры РСО-А Людмила Габоева. — Там — понятно: там была война, а что происходит тут? Запах гари сразу напоминает мне запах Цхинвала. Это запах войны. Так за что идет война здесь?! Почему в центре города горят памятники истории, культуры, архитектуры?! Ведь это не первый пожар в этом здании: неделю назад тоже тушили… И до этого, как говорят в МЧС. Мне, как человеку, вымотанному и замученному на ниве охраны памятников, вспоминается в связи с этим пожаром и история еще одного пожара, связанного со знаменитым зданием Персидского посольства, на месте которого воздвигли Регистрационную палату РСО-А. Я, конечно, не следователь. Пусть устанавливает причины пожара следствие, но мои поездки по стране и по обменам информацией с коллегами я знаю, что во многих городах России исторической зоне почему-то участились пожары. И выгорают целые кварталы! И если подобная «мода» решать таким образом имущественные споры докатилась и до нас, — то это прискорбно. Это очень опасно!

У нас по этому зданию собрана вся необходимая документация. Еще известный владикавказский архитектор Владимир Хурумов в Проекте охранной зоны, зоны регулирования застройки, который был утвержден распоряжением Совмина от 30.06. 1987-го года, зафиксировал, что это здание было построено в начале 80-х годов 19-го века. Здание было построено Общественным собранием Владикавказа для проведения различных культурных мероприятий. Некоторое время спустя весь первый этаж и часть помещения второго этажа были сданы в аренду гражданину Ивану Ивановичу Борисову, который открыл здесь гостиницу. При гостинице был известный ресторан, где работал ночной кафе-шантан с кордебалетом. Это было единственное подобное заведение в городе. В большом зале второго этажа проводились различные собрания, благотворительные концерты, новогодние елки для учащихся и другие мероприятия, организованные Общественным собранием. Здание ценно как одно из старейших зданий города и как исторический памятник, поскольку в нем происходили важные исторические события и выступления видных политических деятелей страны. В 20-х — 37-х годах 20-го века в здании находился Дворец Труда (профсоюзы), где выступали Киров, Орджоникидзе, Ворошилов, Буденный, Микоян, Калинин, писатель Серафимович… Этот список бесконечен. Здесь в декабре 1941-го года  и в январе 1942-го года доформировывался политотдел 47-й Армии, и так далее, и так далее. Можно прочитать курс лекций по истории этого здания! Что касается нашего Центра, то это здание было обеспечено научно-технической документацией (так называемым паспортом) еще 29.02 1980-го года (№478). Вся документация на данное здание как памятник истории, архитектуры и культуры была согласована нами и утверждена в Министерстве культуры РФ. Кроме того, особняк вошел в перечень выявленных объектов РСО-А, что зафиксировано Приказом №3 Министерства культуры и искусства (тогда оно так называлось) РСО-А от 13 января 2003 года. Потом мы его переутвердили. Постоянно дорабатывался материал в связи с тем, что открывались новые и новые исторические факты, связанные с этим зданием, новые имена. Например, в Доме Офицеров часто бывал писатель Булгаков. Еще 30-го декабря 2001 года мы приказом №8 и приказом Министерства в силу значимости объекта подтвердили его статус. Вся документация у нас есть в полном объеме. Мы готовы представить ее следствию.

Напомню, что сгоревшее здание в последнее время являлось предметом споров. О спорах вокруг здания — чьей собственностью является Дом офицеров — федеральной или муниципальной? — обстоятельно писала журналист Л.Андреева в газете «Северная Осетия» за 4 февраля 2006-го года.

Мурат Макиев