О том, как печь преображали

В вельццехе «Электроцинка» завершен плановый ремонт пятой вельцевальной печи. Агрегат в настоящее время поставлен на разогрев и холостой ход.

Вошли, оценили, выбили
— Подобные ремонты вельц-печей проводятся каждые полгода, — пояснил старший мастер вельццеха Рубен Мелконянц. — Основная задача — поменять кладку в промежутке от загрузочного бункера до середины печи. Здесь кирпич подвергается воздействию наиболее высоких температур.
Плановый ремонт вельц-печи №5 начался 20 апреля и включил в себя несколько основных этапов. Первым из них стал демонтаж старой футеровки.
— Печь была остановлена, затем охлаждалась три дня, после чего в нее «вошли» специалисты нашей мехслужбы, — рассказал Рубен Мелконянц.
Механики цеха — как принято тут называть этот процесс — «сняли профиль» печи, имеющей трубчатую форму, другими словами — произвели замер длины участка, где кирпич больше всего пришел в негодность, а также оценили толщину слоя кладки. Именно так стало понятно, сколько кирпича понадобится для новой футеровки.
— Наши специалисты определили диапазон работ до 22 метров по длине печи, после этого мы заказали 140 тонн огнеупорного и жаростойкого кирпича, — сказал старший мастер вельццеха. — В этом промежутке старая кладка внутренней поверхности печи и была демонтирована. Работы осуществили две сменные бригады по четыре печевых в каждой.
Шпильки и гайки
После выбивки старой кладки стартовал следующий важный этап планового ремонта — подготовка печи к новой футеровке. Здесь на помощь печевым пришли сварщики вельццеха.
— Подготовка опалубки под футеровку начинается с подготовки металлических крепежей, которые затем привариваются к корпусу печи, — рассказал газоэлектросварщик мехслужбы вельццеха Марат Бесолов.
Опалубка является мощным фиксирующим средством для кладки, ведь печь в ходе работ по футеровке «прокручивается». От того, насколько грамотно подготовлена данная крепежная конструкция, по сути, зависит судьба всего ремонта. Крепежные детали — это гайки в комплекте с металлическими шпильками, которые заранее были подготовлены в ремонтно-механическом цехе (РМЦ) предприятия. На подготовку опалубки понадобилась пара дней.
Параллельно на пятой вельцпечи были осуществлены работы по замене желоба смыва клинкера, подбандажных пластин, частичные ремонты загрузочного кольца и газоходов.
Кирпич к кирпичу
Самым продолжительным и трудоемким этапом стала футеровка печи. На этот процесс было отведено десять дней.
— Кирпич внутрь печи доставлялся при помощи специально для этих целей сконструированной транспортерной ленты, — рассказал печевой вельццеха Омари Гикаев. — В каждой смене работали четыре человека, которые «снимали» кирпич с ленты и затем осуществляли кладку.
Процесс футеровки требует строгой технологической последовательности. Через каждый метр в кладке оставлялись так называемые температурные швы. Их предназначение — предотвращение разрушения кладки при пуске печи в работу. Таким образом, при высоких температурах, когда кирпичи расширятся, они не будут давить друг на друга, а заполнят шовное пространство.
— Футеровка вельцпечи проходила в два этапа. Сначала кладку осуществляли с одной стороны внутренней поверхности печи, затем агрегат «прокрутили» и футеровали оставшийся участок, — рассказал еще один печевой вельц-цеха Василий Дзеранов.
Работы по футеровке были завершены 12 мая. Затем пятая вельцпечь была поставлена на просушку. Финальный этап работ — постепенный разогрев агрегата и отработка его параметров на холостом ходу.

Вячеслав ТАЙМАЗОВ