Фамильные празднества — «мыггаджы куывд», как средство воспитания молодежи и закрепления культурных традиций

Одним из инновационных ресурсов, основанных на традиции, в системе общественной жизни осетин являются фамильные пиршества «мыггаджы куывд». Несмотря на гастрономическую форму наименования, эта практика является инструментом сплочения одной из традиционных ячеек общественной матрицы осетин — фамилии.
В содержании «мыггаджы куывд» само застолье не является главным элементом, определяющим является собрание представителей фамилии в конкретном месте и в конкретное время. Это своеобразный фамильный сход. Сегодня фамильные празднества (кувд) стали устойчивой традицией в Осетии. Хотя всего несколько десятков лет назад подобные мероприятия еще не носили регулярного характера. Существовали сельские и ущельные куывды, отмечались даты фамильных святилищ. Но повсеместной традицией фамильные празднества стали только в новое время. Таким образом, перед нами пример инновации, ставшей устойчивой традицией.
Фамильные праздники являются частью бытования общественных объединений — фамильных ныхасов, которые, в свою очередь, входят в структуру осетинских Ныхасов.
Высшим органом управления в Осетии было народное собрание — Ныхас. Слово «Ныхас» в переводе с осетинского языка означает «народное собрание». К нему очень близки по смыслу старые русские названия «собор» и «вече». Народное собрание объединяло людей, и было символом единства народа.
Сегодня в Осетии продолжают существовать различные формы объединений в рамках традиции Ныхас: сельские, районные, дворовые, а также фамильные ныхасы.
Фамильный Ныхас является средоточием работы среди представителей определенной фамилии и не ограничен, в отличие от других ныхасов, территориальной привязкой. Повседневной работой среди фамилии занимается комитет фамильного Ныхаса, а раз в три года проходит общефамильный съезд-собрание «мыггаджы куывд». Здесь подводятся итоги работы комитета фамильного Ныхаса, обсуждаются проблемы, возникающие у представителей фамилии, разрабатываются определенные планы.
Фамильные празднества «мыггаджы куывд» осетин имеют свои традиции. Здесь старшие и младшие могут общаться, знакомиться, веселиться и даже выносить важные решения. Как пример, приведем описание фамильного праздника фамилии Кануковых, состоявшегося в 2012 году.
Познакомиться и пообщаться со своими родственниками вне свадеб и похорон (ведь именно на таких мероприятиях, в основном, и встречаются) хотят все представители фамилии. Так и появилась идея организовать фамильный куывд. Последний раз Кануковы собирались более 20 лет назад. Дети подросли, молодежь возмужала, и настало время вновь собрать всех вместе. По решению старших, куывд провели в доме Амурхана Канукова, в селении Кобань (РСО-А), которое считается исторической родиной фамилии. Реализовала эту идею инициативная группа, взявшая на себя организацию проведения кувда. Праздник состоялся высоко в горах, ближе к фамильному святилищу-дзуару, куда с трудом поднимаются машины. Здесь собрались не только Кануковы, но также зятья, племянники и другие родственники. На праздник приехали также Кануковы из Кабардино-Балкарии, из города Орел и Франции. Под звуки музыки старшие поднимали чашу пива и молились как в те далекие времена, за мир, спокойствие, благополучие в каждом доме, за красивые традиции и обычаи осетин. Впервые за долгое время старшее и младшее поколения встретились за столом и говорили о важности осетинских обычаев и традиций, о том, как важно быть вместе и поддерживать друг друга. Часто слышались «арфата» (слова благодарности) тем, кто устроил такой поистине настоящий праздник. Специально для детей проводились конкурсы с вручением призов. Особую красоту празднику придал танец на лошади в исполнении Канукова Игоря.
В традициях фамильных празднеств и решение практических вопросов. Например, во время фамильного кувда Кулумбеговых, который в 2015 году прошел в селении Камбилеевка (РСО-Алания), было принято решение создать денежный фонд для оказания помощи ветеранам, немощным и одиноким людям, на лечение больных, поддержку талантливой молодежи. Отдельным пунктом было поручено подготовить книгу о фамилии Кулумбеговых.
На фамильном празднестве в его официальной части состоялся Совет фамилии. На нем присутствовали представители старшего поколения и люди, достигшие определенных высот в бизнесе, науке, искусстве. Руководство постоянно действующего Совета представило информацию о деятельности организации, было сообщено о том, какие достижения были у представителей фамилии, особенно молодого поколения. При этом был оглашен список представителей фамилии, которые совершили неблаговидные поступки. По окончании Совета старшие вышли к молодежи, которая уже ждала во дворе дома, и здесь были оглашены решения Совета. Поименно, с указанием имен родителей, были названы молодые люди, отмеченные добрыми делами. При этом тем, кто запятнал авторитет фамилии, было вынесено жесткое общественное порицание.
Уже на самом пиршественном застолье эта же информация была доведена до всех участников праздника. Здесь же почетными подношениями были отмечены те представители фамилии Кулумбеговых, кто отличился важными личными достижениями. Среди них были врач, военный, научный работник и бизнесмен. Подобной практикой не только отмечается положительная деятельность представителей фамилии, но и поощряется стремление к самосовершенству у молодежи.
При проведении фамильного праздника Кулумбеговых сложилась еще одна традиция: местом проведения его попеременно выбирается южная и северная части Осетии. Это важный момент, позволяющий сохранять единство фамилии, вне зависимости от места проживания ее представителей.
В Осетии, как и на всем Кавказе, определяющее значение имеют родственные узы, и фамильное родство, в том числе. Поэтому важно использовать фамильный потенциал для мобилизации сил и возможностей в деле воспитания молодежи, укрепления семьи и генофонда нации; для проведения решительной борьбы против нарушителей обычаев и традиций осетинского народа. Сегодня в Осетии более 2000 фамилий, и это большое поле для практической деятельности.
Необходимо отметить, что воздействие на осетинское сообщество через фамильные каналы коммуникации наиболее эффективно. Как пример, обращение Высшего совета осетин с призывом к фамильным ныхасам оказать содействие в оплате задолженности по оплате алиментов представителями той или иной фамилии.
Важную роль общество отводит фамильным объединениям в сохранении культурного наследия Осетии. Многие фамилии начали восстанавливать свои родовые башни. Государство же оказывает содействие в предоставлении всей необходимой строительно-правовой документации, в том числе и на право владения родовой башней.
Фамильные ныхасы обладают неформальными, и, как правило, большими возможностями влияния. Но для того, чтобы фамильный фактор стал действенным инструментом, необходимо укреплять фамильную общность. А это должно происходить посредством повседневной деятельности.
Положительные примеры этого есть. Так, комитет по фамильным ныхасам Северо-Западного района г.Владикавказ проводит в этом направлении большую работу.
Фамильные советы были снабжены списками наркоманов, алкоголиков, неблагополучных семей и так далее. Многие фамилии разработали свои программы и работают по ним. Это такие фамилии, как Цаллаговы, Габараевы, Алборовы, Фидаровы, Хугаевы, Джиоевы, Санакоевы, Тедеевы, Томаевы, Багаевы, Газзаевы, Цгоевы, Кайтуковы.
Активно работает фамильный совет Цаллаговых. В 1959 году была составлена подробная родословная карта Цаллаговых, которая до настоящего времени используется и постоянно обновляется новыми данными, дополняется. В 1995 году для сплочения и взаимодействия фамилии создан Фамильный фонд Цаллаговых. В 1996 году подготовлена и издана книга-альбом «Фамилия Цаллаговых». В 2001 году издана книга «Цаллаговы: связь поколений». Каждый из членов фамильного совета Цаллаговых курирует определенное направление. Разработан план мероприятий по воспитанию, моральной и материальной поддержке молодежи. Проводятся фамильные празднества «мыгкаджы куывд». На них вручаются почетные грамоты с символикой родового села Цаллаговых — Унала. Студентам и учащимся различных учебных заведений из многодетных и неполных семей назначаются стипендии. В Интернете размещен сайт Цаллаговых с информацией о наиболее известных представителях фамилии. Организуются групповые посещения выставок, музеев, театров, древних осетинских святилищ, экологические акции и субботники. Воссоздана родовая башня в селении Унал, где планируется создать музейный комплекс фамилии Цаллаговых. Все это — результат работы лучших представителей фамилии, таких, как Артур Цаллагов, Казбек Цаллагов, Юрий, Олег, Виктор и Фатима Цаллаговы, архитектор Сослан Цаллагов и многие другие.
Многолетняя практика показала, что начальные формы самоуправления, как фамильные ныхасы, существенно могут влиять на искоренение негативных тенденций в среде молодежи. Свод правил, отражающий мировоззренческие представления осетин, называемый «æгъдау», которым руководствуется Ныхас, всегда предусматривал методы воспитательного воздействия на тех членов общества, которые нарушали эти правила. Возможны возражения, что сейчас не домостроевские времена, все изменилось, но ведь никто не запретил наряду с современным правом использовать «æгъдау», как органически более подходящий нашему народу правовой кодекс.
Необходимо отметить, что, несмотря на указание «фамильный праздник», это важное мероприятие не ограничивается участием представителей только одной фамилии. На него обязательно приглашаются племянники, зятья, представители родственных фамилий «æрвадæлтæ». Последнее понятие охватывает членов широкого родственного объединения, основывающегося на кровном родстве, и имевшими в отдаленном прошлом одного общего предка.
На заре возрождения традиции фамильных празднеств в Южной Осетии высказывались опасения, что проведение обособленных празднеств может привести к разделенности социума. Так, житель селения Гуфта Дзауского района РЮО коммунист В.Битиев осудил в прессе проведение фамильного кувда Битиевых, указав на то, что это может обособить фамилию среди других фамилий селения. К счастью, подобные сомнения оказались беспочвенными, и фамильные празднества становятся одной из успешных, инновационных форм развития общественных отношений.
Сегодня в Осетии фамильные праздники стали устойчивой традицией, играющей важную роль в сплочении фамильной общности.
Фамильные празднества, как часть социальной практики, являются примером модернизации традиции на основе инноваций. При этом происходит переформатирование «мыггаджы куывд» из локального мероприятия в инструмент воздействия на социум посредством внутрифамильного и межфамильного общения. Таким образом, перед нами яркий пример воспроизводства и функционирования традиции в современном обществе.

Р. КУЛУМБЕГОВ, кандидат исторических наук
Газета «Южная Осетия»