Роспуск Парламента – введение прямого президентского правления

Системная и несистемная оппозиция понимает, что международный курс партии парламентского большинства «Единая Осетия» поддерживает больше 80 % электората, поэтому набирать политические бонусы перед выборами Президента можно только протестной повесткой. Опрошенные «Nog Uasamonga.ru» эксперты предполагают, что главный удар придется по спикеру Анатолию Бибилову и депутатам фракции «Единая Осетия» — именно их уже сейчас жестко обвиняют в политической турбулентности в Республике, где развернется борьба за власть. Группы влияния, заключившие временное перемирие на период президентских выборов, начнут еще более ожесточенную борьбу за сокращающиеся ресурсы.
Все политики, которые пойдут на выборы, будут занимать крайне пропатриотическую позицию, говорят эксперты. «Поэтому здесь разница для избирателя в программах партий будет незначительной. Главная битва развернется на внутриполитическом поле», — поясняет Григорий Добромелов, исполнительный директор Института политических исследований.
Недовольство проводимой Парламентом Южной Осетии независимой политики в скором времени грозит перейти в открытое противостояние. Объявление внутриполитической войны может привести к роспуску депутатского состава, принятие таких решений остается за Президентом. Однако вероятность таких событий уже явно обозначается. Несмотря на неоднократные заявления спикера о готовности к диалогу, это сознательно игнорируется. Почему и кому выгоден роспуск Парламента?
Ни Президент, ни Парламент не заинтересованы в дестабилизации ситуации в Республике, однако, существуют силы, которые внимательно следят за всеми процессами и уже выработали стратегию на предвыборный год – это намерение взять реванш на неизбежных в подобной ситуации новых досрочных выборах, поэтому будут использовать все возможные для этого сценарии. В этом также заинтересованы действующие чиновники, ведь независимо от результатов президентских выборов, до 2019 года в Республике будет сохраняться противовес исполнительной власти, жаждущей абсолютного контроля над Президентом. Поэтому Леонид Тибилов в этом контексте оказался сейчас между двух огней,
Роспуск Парламента будет означать не только нейтрализацию главной конкурирующей силы, но и возможность введения прямого президентского правления. Именно этот сильнейший мотиватор будут использовать все заинтересованные стороны.
Поэтому, в ближайшее время политический маятник в Южной Осетии будет раскачиваться со слишком большой амплитудой. Атаки уже ведутся планомерно и спланировано, идет попытка добиться в Республике слома. Брошен целенаправленный вызов парламентаризму. Задача атаки — превратить депутатов в скандальных фигур, однако, ответить на это можно — максимальным вовлечением гражданского общества в принимаемые властью решения, чтобы они были понятны людям.
Те политические силы, которые стремятся любой ценой торпедировать своих кураторов в предвыборные процессы в Южной Осетии, заблокировать мирный процесс, конституционный процесс, вообще, переформатирование всех институтов государственного управления на российский уровень, должны четко осознавать последствия своих действий. Они приведут к восстановлению горячей фазы конфликта, включая полномасштабный, а не локальный, как до сих пор, конфликт внутри политической системы. Очевидно, что все их действия согласованы и далее будут координироваться как АП Южной Осетии, так и их лоббистами за пределами Республики.
Парламент вправе сформировать комиссию по конституционной реформе с привлечением специалистов на основе широкого представительства политических сил, здесь также могут безотлагательно приступить к реформе системы государственной власти путем перераспределения полномочий между президентом и парламентом с предоставлением парламенту права утверждения главы и членов правительства и отрешения их от должности в случае нарушения законов, в полномочиях депутатов принять конституционные законы о конституционном судопроизводстве, у парламента также есть право объявления вотума недоверия генпрокурору и председателю Нацбанка; провести независимый финансовый аудит Нацбанка. Однако всеми этими полномочиями Парламент не пользуется, во избежание дестабилизации. Парламент исключил критику Правительства, несмотря на многочисленные прогнозы о том, что вслед за уволенным министром иностранных дел Давидом Санакоевым полетят со своих должностей многие непопулярные и неэффективные чиновники. При этом у депутатов накопилось множество вопросов к исполнительной власти.
Председатель Комитета по законодательству, законности и местному самоуправлению Олеся Кочиева прокомментировала ситуацию по срыву сроков подписания допсоглашения по минобороны: «Любому непредвзятому наблюдателю ясно, что договор соответствует в первую очередь интересам Южной Осетии. Более того, нам удалось путем достаточно непростого торга добиться от исполнительной власти уступок по ряду вопросов государственной важности. К сожалению, у нас не было возможности участвовать и вносить изменения в проекты соглашений. И все же, хочется надеяться на то, что власть не допустит больше неожиданных грубых ошибок, только так у нее есть основания надеяться на долголетие и стабильность».
«За много лет в Южной Осетии сложилась устойчивая тенденция на то, что не принято буянить публично, не принято высказывать точки зрения прямо противоположные, когда говорят представители президентской команды.То, что сейчас депутаты стали говорить открыто, что они не согласны с одним законом, то с другим, с третьей позицией, тогда и именно поэтому начинается конфликт, и, псевдооппозиционные партии сразу включаются в эту «борьбу» со строптивыми депутатами, со своими же коллегами — это признак глубочайшего элитного кризиса», — считает югоосетинский эксперт Заур Сиукаев. «Чем грозит роспуск Парламента? Он грозит параличом принятия решений, принятия неэффективных решений, еще более неэффективных решений, по сравнению с тем, что было. Соответственно неясности экономических перспектив, дезориентации политических лидеров и продолжением потери реноме Южной Осетии на мировой политической арене. Это кризис политической системы, которая не умеет построить правильно процедуру принятия решений, которые постоянно скособочиваются, потому что у нее нет объективной информации, которая принимает решения, исходя из того, чтобы лидер посмотрел на предлагающего благосклонно».
По мнению лидера общественно-политического союза АЛОН Сослана Кокоева, «исполнительной власти некие силы навязали этот сценарий – роспуск Парламента, как некую панацею, которая сможет помочь нейтрализовать те вопиющие недостатки исполнительной власти за первые четыре года президентства Тибилова. Однако сама постановка вопросов в подобном ракурсе изначально включает в себя несколько системных ошибок». Как считает Кокоев, попытки дискредитации Парламента, партии «Единая Осетия», как главенствующей силы в Парламенте, и непосредственно Анатолия Бибилова, могут иметь совершенно обратный эффект и сослужить исполнительной власти «медвежью» услугу. Ведь именно при таком сценарии «единоосы» оказываются в авангарде той мощнейшей волны, которая олицетворяет для жителей Республике воссоединение с РФ и объединение осетинского народа: «Не знаю, насколько глубоко продуманы действия исполнительной власти в этом направлении, но складывается впечатление, что часто они делают то, что не выгодно даже им самим. Этот факт опять таки наталкивает на мысль, что стороннее влияние на исполнительную власть в данный момент очень серьезно влияет на принятие решений, часто даже в ущерб самой исполнительной власти. Сможет ли она выйти из этой кризисной ситуации и не поддаваться на эти меры, покажет время, однако, как мы уже отмечали, эффект от подобных действий может быть прямо противоположен».
Несмотря на то, что хрупкое политическое равновесие закончилось, необходимо наложить мораторий на оппонирование, эта угроза грозит полным разложением механизмов власти, распадом единства трех ветвей власти, которое (единство) худо-бедно обеспечивалось раньше.
Несмотря на то, что уже прослеживается агрессивное участие и мощные интересы нескольких политических и экономических групп, это те, кто желают противостояния избирателей на площадях, президент и спикер Парламента должны сесть и договориться о безболезненном для государства, без гражданских столкновений, выходе из этой ситуации.
Существующий ход дел может похоронить государство вообще, и политикам уже просто негде будет меряться силами. Кроме того, если Южную Осетию захлестнёт митинговая стихия, то недоброжелатели извне попросту используют это для доказательства отсутствия в Республике демократии в принципе, а это отнюдь не в интересах того или иного претендента на власть. А дальше последствия могут быть самые непредсказуемые.

Элина Марзоева,
«Nog Uasamonga.ru»