В центре внимания — фольклор и вопросы его изучения

Ученые Южной Осетии, представители Министерства образования, преподаватели осетинского языка и литературы школ и вуза, общественность Республики в рамках научной конференции, состоявшейся в Центре народного творчества РЮО, обсудили актуальные проблемы современной осетинской фольклористики.
Открывая конференцию, ее модератор, преподаватель кафедры журналистики ЮОГУ Ирина Дамбегова подчеркнула, что со второй половины XX века на всем советском пространстве, в том числе и в Южной Осетии наблюдается повышенный интерес к традиционным формам культуры, что вероятнее всего, связано с ростом национального самосознания. «Эти годы называют временами застоя, но на самом деле тогда организовывалось большое количество этнографических экспедиций, проводились полевые и прочие исследования, велась активная научная работа.
Для этнографии и фольклористики это было самое благодатное время. С тех пор, по известным причинам, наступил некий спад: в Южной Осетии конференции по фольклористике вообще не проводились. Видимо, настало время наверстать упущенное и, собравшись вместе, проанализировать сложившуюся ситуацию», — отметила модератор.
С приветственным словом к участникам конференции обратилась и директор Центра народного творчества Эльза Гучмазова. По ее словам, составной частью самобытной национальной культуры является богатейший осетинский фольклор. «Война нанесла огромный ущерб Южной Осетии и сегодня необходимо приложить неимоверные усилия, чтобы наша самобытная культура не канула в Лету. Сельские клубы, дома культуры пришли в упадок. Без четко продуманной программы, без создания элементарных условий любые усилия по возрождению нашей культуры обречены на провал», — подчеркнула директор Центра и порекомендовала внести в резолюцию конференции обращение к Президенту и Правительству о создании специальной комиссии по разработке государственной программы развития и сохранения самобытной осетинский культуры.
По мнению Эльзы Гучмазовой, в программе должно быть предусмотрено строительство центров народного творчества в районах и столице Южной Осетии, в функции которых должно входить развитие и сохранение осетинской культуры и обычаев. Директор центра также выразила надежду, что конференция будет способствовать сотрудничеству и объединению усилий специалистов по фольклору, учреждений культуры и науки в целях сохранения, изучения и пропаганды нематериального культурного наследия осетинского народа.
Старший научный сотрудник ЮОНИИ Зара Абаева в свою очередь обратила внимание на изучении такого яркого явления во всей мировой фольклористике, как Нартовский эпос. Кроме того, отметила она, «необходимо сделать акцент на народной хореографии, вершиной которого является танец «Симд», и музыке. «Симд» танцевали под музыку, под фандыр, и мы знаем великое сказание о его происхождении. Весь Нартовский эпос пронизан музыкой. Мы должны осознавать, что являемся потомками великой фольклорной культуры, и это понимание должно подталкивать нас к активной работе», — сказала Зара Абаева.
Затем участники конференции заслушали ряд докладов, затронувших те или иные аспекты фольклора и фольклористики. В частности, доклад Юрия Дзиццойты был посвящен вопросу о солнечном мифе в образе нарта Сослана.
Прежде чем начать свое выступление, Юрий Дзиццойты обратил внимание на актуальные аспекты не только в фольклористики, но в целом осетинского фольклора. Также, по его словам, на сегодняшний день проблемы фольклористики изучаются в ракурсе семиотики, или того, что называется поэтикой мифа. Если же нет семиотического подхода, фольклористика сводится всего лишь к фиксации и выделению отдельных мотивов и образов. В этой связи ученый предложил внести в проект резолюции изучение фольклора с позиции семиотики. Перейдя к своему докладу, Юрий Дзиццойты обрисовал собравшимся основные тенденции в изучении образа нарта Сослана, затронув в том числе актуальную сегодня в научных кругах Северного Кавказа версию о происхождении Нартовского эпоса и отдельных его циклов. По его словам, среди ученых, изучающих эту тематику, наметились совершенно противоположные тенденции. «18 мая состоится международная конференция, посвященная вопросам происхождения и распространения Нартовского эпоса. Наши северокавказские коллеги уже не могут претендовать на весь Нартовский эпос, поэтому они выделили цикл Сослана, которого осетины называют также Созырыхъо, считая его центральной фигурой Нартовской эпопеи и решив, что можно будет доказать абхазо-адыгское происхождение именно цикла Сослана-Созырыхъо. По их мнению, в основе этого образа и всех сюжетов, с ним связанных, лежит миф о рождении человека из камня. Эту тему в свое время развивал ученый- хеттолог Владислав Ардзинба. В его основе действительно есть не хеттское, но близкое к хурритским и некоторым другим мифам, которые рассказывают о том, как из камня родился юный герой. Я в одной из своих монографий и на конференции в Казани позволил себе указать на то, что миф о рождении не только человека, но и божества из камня присутствует в мифологической традиции многих народов, начиная от Китая и заканчивая странами Океании. В этой связи его нельзя привязывать именно к переднеазиатской почве», — отметил ученый.
По мнению Юрия Дзиццойты, в иранской и особенно индоиранской мифологии, прежде всего в древнеиндийских ведах есть очень много параллелей, связанных с рождением божества из камня.
В качестве другого актуального момента в образе нарта Сослана Юрий Дзиццойты обозначил дискуссии, связанные с параллелями с образами солнечного божества в иранской и других мифологиях.
«Есть одна параллель на иранской почве — нарт Сослан и иранский бог Митра. Одни его считают солнечным божеством, другие — божеством договора. Я считаю, что тут тоже нет противоречия, поскольку в образе божества договора мог выступать Бог солнца или сын Солнца. У Митры и еще у одного древнеиндийского божества Ушас есть одна функция — они вставали рано на восходе солнца и возвещали всему миру о том, что рождается новый день. Возвещали иногда в виде исполнения соответствующей ритуальной песни. Я не думал, что именно такой же сюжет можно будет найти на осетинской почве, но он есть. «Нарт Сослан встает рано, умывается, поднимается на вершину семиэтажной башни и встречает рассвет, распевая хвалебную песню под аккомпанемент арфы. Думаю, эта прямая цитата из соответствующего древнеиндийского текста. Сослан ассоциируется именно как солнечное божество с первыми его лучами», — сказал Юрий Дзиццойты.
Он также привел и другие параллели, подтверждающие осетинское, ираноязычное происхождение цикла Сослана-Созырыхъо. В частности, прослеживаются параллели между образом нартовского Сослана и скифского Колаксая, тоже солнечного божества на скифской почве. Нартовско-скифские фольклорные и историко-этнографические параллели были установлены еще академиком Миллером. Но, по словам Юрия Дзиццойты, существуют еще параллели на уровне сюжетики. «Фиксации образа нарта Сослана в скифском фольклоре встречаются и у Геродота. Они собраны и проанализированы Раевским, который, говоря о солнечной природе Колаксая, приводит интересную мысль. Перед тем, как наступила смерть самого Колаксая, погибает его конь, и из контекста видно, что Колаксай не мог погибнуть до того, пока его конь не будет убит. Гибель коня является предвестником смерти самого героя. Совершенно аналогичный сюжет зафиксирован на осетинской почве», — подчеркнул Юрий Дзиццойты.
Завершив свой доклад, ученый ответил на вопросы участников конференции, один из которых касался изучения Нартовского эпоса в общеобразовательных школах и вузе.
По его словам, в вузовской программе фольклор изучается в течение полугода, тогда как на уровне университета его необходимо изучать в течение пяти лет. «Если говорить о фольклористике, то очень мало работ сопоставительного плана, посвященных изучению осетино-персидских, осетино-авестийских, осетино-таджикских, осетино-курдских фольклорных связей и т.д. Мы должны все это выявлять и изложить. Это будет вкладом, в том числе в изучение генетики и генетических связей Нартовского эпоса. Думаю, в университете необходимо увеличить количество часов, посвященных изучению осетинского фольклора», — сказал Юрий Дзиццойты, также предложив создавать мультипликации на сюжеты Нартовского эпоса для детей.
Неподдельный интерес у собравшейся аудитории вызвали доклады научных сотрудников ЮОНИИ Ирбега Маргиева «Кусарт кæныны æгъдæуттæ ирон адæммæ», и Ливы Тедеевой на тему «Илорский бык и олень из Окуми».
По итогам конференции, ее участники приняли резолюцию, в которой подчеркнули, что бережное отношение к традициям национальной культуры является одним из условий преемственности исторического опыта народа.
Кроме того, было отмечено, что освоение наследия народной традиционной культуры, важнейшую часть которой составляют хореографический и музыкальный фольклор, устное народное творчество служит основой творческого развития личности, укрепления естественных связей между поколениями, консолидации общества.
В резолюции участники конференции также обозначили, что ведущими элементами концепции культурного преобразования должны стать — поддержка естественных форм воссоздания традиций народной культуры на основе развития общественно значимых функций фольклора; обеспечение права свободного доступа каждого к культурному наследию народа. Были очерчены и важнейшие направления реализации этой программы, содержащей комплекс последовательных детально расписанных мероприятий.

И. Тедеев,
газета «Южная Осетия»