Баррикады на берегах Темзы

…Полицейские, перегородив часть Пикадилли-стрит, отдирают со стен домов плакаты. Один из них успеваю разглядеть. Над разрушенным зданием — надпись: «Все на штурм банков!», время и место действа: «12.00, 1 апреля, Банк Англии». Листовки не менее воинственного содержания сейчас повсюду. Их подсовывают под двери домов, под «дворники» в машине. Из электронной почты они сыплются словно из рога изобилия: «Расправимся с саммитом!», «Банкиров — к стенке!», «Вступаем в лето мести!»…

Саммит «большой двадцатки» открывается в Лондоне 2 апреля, но его обстрел уже начался. На 28 марта в центре города назначен марш протеста. Лозунг: «Вначале — интересы простых людей!». Организаторы предрекают небывалое по массовости шествие — антиглобалисты, анархисты, «зеленые»… Разношерстный люд смыкает ряды во время каждого крупного международного события, но сейчас, предупредил представитель Скотленд-ярда, грядут «самые большие беспорядки в Британии в нынешнем столетии», «нельзя исключить, что встреча лидеров G20 может вдохновить террористов, хотя в настоящий момент нет сведений о готовящихся актах насилия». Под усиленную охрану взяты ExCel — конференц-зал на берегу Темзы в восточной части столицы, в котором пройдут заседания G20, Букингемский дворец и Даунинг-стрит, где намечены официальные приемы. В плотном кольце безопасности и американское посольство, где лидеры многих стран проведут переговоры с Бараком Обамой (он прилетает в Лондон 31 марта). У крупнейших отелей днюют и ночуют полицейские. Они опасаются «повторения Мумбаи».

Разработан детальный план действий на случай непредвиденных ситуаций. У «силовиков» отменены отпуска. 28 марта почти 3000 вооруженных «бобби» выстроят заслон вокруг Банка Англии. Банкиры получили строгое указание одеваться максимально скромно, дабы не провоцировать эксцессы. Меры безопасности обойдутся Британии в 10 с лишним миллионов фунтов стерлингов.

Да, гражданин демократического государства имеет право говорить о чем угодно. Тем паче — печься о благе. К примеру, о защите природы. Но если тот же «зеленый» переходит к угрозам, дракам, побоищу, тут не до увещеваний. Тем более что начинающийся саммит — особенный. В отличие от прошлого года, когда в Вашингтоне состоялась первая встреча «двадцатки», ныне стихия финансового кризиса захлестнула планету, и лишь сообща можно противостоять ей. Иначе нереально координировать макроэкономическую политику. Хорошо бы пока вообще отбросить камни преткновения. Скажем, если в Лондоне нет шансов договориться об обязательном сокращении налогов в странах «большой двадцатки», не стоит ли отложить эту тему до лучших времен?

Гордон Браун всячески продвигает идею строительства новой глобальной финансовой архитектуры, хотя участники переговоров неоднозначно относятся к этой долгой эпопее. Кроме того, британский премьер надеется дать толчок «особым отношениям» с США, забуксовавшим после переезда в Белый дом Барака Обамы. Вообще у мистера Брауна, которого из-за финансовых бед не клеймит сейчас на Альбионе разве что ленивый, вся надежда — на лондонский прорыв. Иначе его, вероятно, ждет скорая отставка.

«Успех нынешнего саммита будет определяться тем, насколько удастся сблизить позиции стран по ключевым антикризисным действиям, — сказал мне профессор современной истории университета в Манчестере Джозеф Вудсайд. — Соединение усилий — гигантская по сложности, но и наиглавнейшая задача. Ее решение затрудняет строительство всевозможных «баррикад», которое мы сегодня, увы, наблюдаем, в Лондоне». «Самой большой интригой саммита» профессор называет первую встречу Медведева и Обамы. «Налицо определенное улучшение отношений между Россией и Западом. Преодоление ими хотя бы ряда расхождений очень важно не только для результатов встречи «двадцатки», но и для мировой обстановки в целом», — считает мистер Вудсайд.

Но не все согласны с такими тезисами. На сайте «G20 Meltdown» («Расплавим G20») читаю: «Мы не в состоянии платить, но мы выйдем на улицы. И нанесем сильнейший удар в брюхо бестии — Банку Англии».

Кто же кого? Не хочется ставить вопрос подобным образом. Некоторые требования противников саммита достойны внимания даже этого высокого собрания, однако «баррикады» тут не помогут.
 www.izvestia.ru