Лондон глазами Зальды

Продолжение

На северо-западе Лондона находится район Хэмпстед. Это бывшая деревня, с удивительно красивым пейзажем, расположенная на холме и ставшая частью города, откуда Лондон виден как на ладони, является самой высокой точкой города.

Зеленый массив Хэмпстед(Hampstead Heath) — самый большой лондонский парк. Хэмпстед считается одним из самых дорогих районов. Здесь находятся дома-музеи Зигмунда Фрейда и поэта-романтика Джона Китса, в то же время в районе Хэмпстеда жили и работали Пэрси Шелли, Байрон и Уильям Блейк. Дома дачного типа расположены в круге лесопарка, с озерами, церквами викторианской и более ранней эпохи. Дороги и улицы, будучи на холме, смотрится лесенкой.

Кенвуд — дом, о котором я упоминала в предыдущем эссе, тоже находится в Хэмпстеде. Дорога к нему лежит через лесопарк, где обитает много птиц, кроликов, серых белок, лис и, как ни удивительно, зеленых попугаев, которые сбежали из неволи и поселились в некоторых лондонских парках.

Архитектурно-парковый ансамбль сформировался в XVII-XVIII веках, а особняк Кенвуд хауз был построен в эпоху Реставрации. Эта усадьба была приобретена Уильямом Мюрреем — первым лордом Мэнсфилда в 1779.Она построена в стиле классицизма по проекту знаменитого классицистического архитектора Роберта Адама, славящегося своими красивыми интерьерами. В 1909 у наследников Мюррея усадьбу арендовал Великий князь Михаил Михайлович с супругой Софией Николаевной, внучкой Пушкина. В 1925 резиденцию приобрел лорд Айви, который привез в Кенвуд собственное собрание картин. Усадьба полностью была переоборудована и в 1927 году Кенвуд преподнес ее в дар британской нации.

Здесь хранится много картин лучших художников Великобритании — Хогарта, Гейнсборо, Рэйнолдса, милая картина девочки с котенком, освещенной свечой, картины Ромни и Тэрнера. Но самое главное — на стенах висят картины голландских художников Рембрандта и Вермеера, каждая из которых является шедевром.

Картина Вермеера «Девушка, играющая на гитаре». На шее у девушки — нитка жемчуга, который любил писать художник. На ней желтый жакет с горностаевой опушкой, традиционная одежда женщин на картинах Вермеера, и белая сатиновая юбка. Инструмент в руках у девушки — барочная гитара, в 16 и 17 веках этот инструмент считался простонародным, обладал громким звучанием, но начал входить в моду в бюргерских домах Нидерландов. Традиционным было исполнение романсов под аккомпонемент лютни с тихим, даже камерным звучанием. Гитара попала в Нидерланды из Франции или, возможно, из Испании. Тогда она была пятиструнной.

Интересно, что в комнате за спиной девушки — картина с изображением деревьев, природа представлена как бы в той картине, несколько книг, возможно, библия. Забросив чтение, девушка предалась музыке.
Картина Рембрандта «Портрет художника», где художник изображает себя, уже старым, ухмыляющимся наблюдательными глазами, морщинистой кожей…наброшенной на плечи грязно зеленой шалью и в белом колпаке. Картину Рембрандт показал впервые своему ученику Арт де Гельдеру, который ,пораженный, отступил от картины… Мастер ответил:»Ведь это я, я Рембрандт Ван Рейн.»

Сегодня каждое лето с 1951 года в Кэнвуде вокруг искусственного озера под открытым небом проходят пикник-концерты не только классической музыки, но и поп музыки. Среди звезд, кто здесь играл, — Элвис Костэлло, Брайан Фэрри, Лайза Минелли, покорявшая кэнвудских слушателей. Но как я выяснила, классические концерты себя не оправдывают и поэтому они бесплатные. А промоутеры высказываются о том, что аристократический Кэнвуд должен вернуться в классическую эру и исключить поп-музыку.

Здесь в 2009 проходил знаменитый Лондонский фестиваль, главной целью которого было воссоздать иллюзию исторической Англии с королями и королевами, например, Викторией или Альбертом.

Когда я второй раз попала в Кэнвуд, я наткнулась на толстую книгу с вырезками из газет, начиная, наверное, с 1980…и там я в одной из новых вырезок прочла о том, что на территории Кэнвуда в лосопарке, который окружает особняк, находят убитых лебедей, и иногда лисичек, ставших жертвами местных собак.

Я решила прогуляться по парку и через лес пойти домой. На дороге установлена огромная карта местности, на которой обозначено, где можно гулять с собаками, и где нельзя, где можно ездить на велосипедах. По дороге я встретила престарелых людей, сажающих цветы. Меня удивляет, что огромные парки в такой чистоте и порядке. На каждой скамейке вырезано посвящение, написанное родными умершего.

На одной из скамеек я прочла, что здесь любил гулять имярек…
я посидела немного, вдыхая сырой солнечный воздух, и осматривая то, что меня окружает, вспомнила строку из стихотворения Иосифа Бродского о том, что «в Англии, как нигде, природа скорей успокаивает, чем увлекает глаз»…

Я ушла не только впечатленной, но и счастливой, что успела еще раз здесь побывать, так как Кэнвуд закрывается на долгую реставрацию, и теперь картины отправятся в путешествие в Америку с выставкой под названием «Искусство Кэнвуда».
Зальда ПАРАСТАЕВА, Лондон