Возвращение утраченных национальных территорий – наша обязанность перед прошлым и будущим Алании

В 2011 году во время предвыборной кампании по выборам Президента Южной Осетии проходили диспуты в прямом телевизионном эфире. Тогда наша газета предложила кандидатам в президенты и их доверенным лицам обсудить вопрос возвращения исконных осетинских земель ущелий Тырсыгом, Кудыком и Кобийской котловины. Эти районы, являющиеся ареалом расселения осетинского этноса, сегодня оказались на территории современной Грузии.
К сожалению, тогда эта тема не нашла поддержку, более того представитель штаба одного из кандидатов в президенты вообще высмеял данную проблему. Но высоколобый осетинский интеллектуал на тот момент, возможно, не думал тогда дальше преференций от возможной победы своего кандидата. Те дебаты уже стали историей, между тем проблема обозначенных осетинских территорий требует выверенных, но в то же время неотлагательных решений.
Вопрос будущего ущелий Тырсыгом, Кудыком и Кобийской котловины с каждым годом действительно становится актуальнее, и уже выходит на международный уровень. Теперь грузинские власти не только не признают право на эти территории за осетинами, но даже закрыли въезд туда осетинскому населению. Более того, чтобы как-то оправдать это попрание права человека на место проживания, власти в Тбилиси придумали конспирологическую версию. Было заявлено, что группа, проживавших ранее в ущелье осетин, получила задание пересечь де-факто границу с Грузией со стороны поселка Ленингор (РЮО) и направиться к бывшему месту жительства в Тырсыгом. По мнению авторов этой версии, их задача – вызвать на помощь представителей российских силовых структур, если их возвращению будут чинить препятствия. Таким образом, проблема территорий вышла за рамки просто дискуссии.
Безусловно, данный регион очень важен для Осетии. Во-первых, ущелье Тырсыгом имеет, прежде всего, стратегическое значение, так как граничит с Южной и Северной Осетией. Это ущелье один из очагов формирования осетинского народа. Здесь расположена одна из важных святынь Осетии, одна из легендарных слез Бога – святилище «Таранджелос». Святилища «Реком», «Мыкалгабыр» и «Таранджелос» являются триипостасью традиционной религии осетин. Только в Тырсыгоме в 13 селениях проживали представители 70 фамилий. Отсюда родом Герой Советского Союза С.Коблов, Герои Социалистического труда А.Абаев, Б.Четоев и В.Кокаев, академик Т.Берозов и др. Кудское ущелье (Хъуды ком) расположено в верховьях р.Арагви и всегда считалось частью Центральной Осетии. Отсюда родом классик осетинской литературы С.Гадиев. Здесь же формировалась одна из ветвей грузинских феодалов, которую основали представители осетинского царского рода Сидамоновы – арагвские эриставы. Не меньшей известностью у осетин пользовалась и Кобинская котловина, откуда родом известный осетинский ученый языковед Васо Абаев.
Все эти территории, хотя и были разделены горными отрогами, составляли одно сообщество, объединенное общностью языка, культуры и обычаев. Однако сегодня грузинские власти вообще отказывают осетинам в праве проживания, например, в ущелье Тырсыгом. Они договорились до того, что осетины, оказывается, вообще не жили в ущелье, а, якобы, только пригоняли сюда пасти скот на лето. В таком случае это уникальное явление – пастухи, строящие башни и святилища на летний сезон. Здесь немало и археологических памятников. В частности, на правом берегу р. Суацис, протекающей по ущелью обнаружено надгробие с аланской надписью 1326 года. Здесь вообще вся топонимика имеет осетинское происхождение: реки, горы, ущелья… И нет ни одного грузинского памятника археологии старше прошлого столетия.
Данная важная часть этнической территории Осетии в свое время стала подарком советской власти большевистской Грузии. Ведь до 1922 года ущелья Тырсыгом, Кудыком, и Кобийская котловина считались территорией именно Южной Осетии. Например, в документе об административном делении Южной Осетии в число 20 районных и сельских объединений юга Осетии входил и Кобийский район. Однако уже в 1922 году в границы вновь образованной Юго-Осетинской Автономной области не вошли ни Тырсыгом, ни село Коб. Вне территории Осетии остались и места расселения осетин в соседнем им Душетском районе Грузии, которые рукой советских картографов в Тбилиси оказались в пределах грузинского района.
Единственной причиной, по которой все эти земли не вошли в состав Осетии, объяснялось на тот момент отсутствием прямого транспортного сообщения, хотя в горных ущельях немало троп, по которым раньше передвигались люди. Но для того времени этого было достаточно, чтобы разделить народ. Ведь считалось, что страна Советов – единая семья и границы дело условное. Поэтому все последующие попытки представителей севера и юга Осетии вернуть исторические земли в состав пусть и союзной Осетии не приводили к успеху. Ну, а после того, как в 1936-1938 гг. большевики расправились с представителями национальных движений, интеллигенцией, поднимать этот вопрос многие десятилетия уже никто не решался.
Впрочем, что-то непостижимым (для того времени) образом отстоять все же удалось. В том же 1922 году территории с селами Синагур и Теделет грузинские приватизаторы также хотели передать в Онский район Грузии, однако упорство жителей этих сел позволило сохранить эту часть национальных территорий. Возможно, в том числе и по той причине, что получив и так большие территории, грузинские эмиссары присоединение этих земель просто оставили на потом. Но небольшое ущелье, в котором расположено селение Иры-хъæу все же урвали.
В последние десятилетия в нашем обществе периодически ставится вопрос о формировании национальной идеологии. И хотя со времен СССР само это понятие порой вызывает отторжение, необходимость систематизации идей и взглядов в деле национального строительства едва ли можно поставить под сомнение. Проблема же в том, что мы никак не можем найти действенные механизмы, которые бы позволяли развиваться такой тонкой материи как национальная идеология. Многим и вовсе зачастую кажется, что если провести расширенное собрание или круглый стол и принять на нем какие-то решения, то национальная идеология получит импульс в своем развитии. Однако для пассионарного толчка всегда нужна идея, которая бы объединяла народ во имя общей цели. Еще недавно национальной идеей, общенациональным устремлением было сохранение и признание независимости возрожденной частички древней Алании. Сейчас же, после обретения признанной независимости, вот уже восьмой год мы как бы замерли на перепутье.
Понятно, что, по сути, национальная идея у нашего народа на протяжении длительного времени была и останется одна – сохранение и развитие нации. Борьба с внешней агрессией, создание независимого государства, объединение с Северной Осетией и даже лозунг о вхождении в состав России – все это подчинено одной цели. Цели сохранения народа. Говорящего и пишущего на своем языке, имеющего свою религию и культуру, свою национальную территорию.
Но для развития каждой нации необходимо этническое пространство. Даже евреи, ставшие образцом сохранения национальной самобытности в отрыве от земли Обетованной, всегда понимали важность обретения своей идентичности именно в рамках национальной территории. И ежегодное традиционное пожелание на Новый год встретить год следующий в Иерусалиме, незримо, с ориентиром на подсознание, несло в себе призыв возвращения на исторические земли. Он повторялся в течение веков, при том, что в его реальное воплощение по-настоящему верили только неисправимые оптимисты. Подобная ситуация и с армянами, которые за новогодним застольем обязательно поднимут тост за пожелание встретить следующий праздник у горы Арарат, отошедшей волею политиков в начале прошлого века к Турции. И повторяется это пожелание как мантра из года в год, из десятилетия в десятилетие. И исходя из нынешней внешнеполитической обстановки в мире эта идея уже не так далека от своей реализации. А теперь скажите честно, кто-нибудь слышал за осетинским застольем пожелание встретить следующий праздник у святилища Таранджелос?
Казалось бы, с одной стороны вопрос национальной территории в Осетии на сегодня не стоит так остро. Тут как бы обратно заселить обезлюдевшие села юга и севера Осетии. Но ведь территориального пространства никогда не бывает слишком много. Понятно, что мы не говорим о том огромном пространстве от Кавказа до Англии и Африки, где имеются территориальные вехи наших предков. Но приращение и сохранение земель, на которых в том числе формировался стержень осетинского народа последних столетий, для нас должно стать основой национальной идеи. Тем более, что расширение национальных территорий – явление, свойственное для каждой нации. И осетины в этом деле не первые и не последние.
Сегодня о проблеме исконно осетинских территорий говорится преимущественно на неофициальном уровне. Материалы в прессе, нечастые высказывания ряда общественных деятелей… Правда, в 2014 году, на Съезде осетинского народа экс-президент РЮО Э.Кокойты поднял данный вопрос, обозначил его. Но дальнейшего обсуждения на съезде этого общенационального проблемного направления, к сожалению, не получило. Однако, вопрос указанных национальных территорий стал ставится чаще, что прекрасно понимают и грузинские власти, которые потому и стали серьезнее «корпеть» над будущим этих земель. Отсюда де-факто запрет доступа осетин на эти территории. Антиосетинская истерия в Грузии продолжается. Кстати, запрет на въезд осетинам на эти территории может и, возможно, даже должен стать прекрасным поводом обсудить на международных площадках вопрос нарушения Грузией признанных норм свободы передвижения и проживания личности. Взамен традиционного обсуждения статуса Южной Осетии и подписания договора о ненападении (тем более, что итогов здесь нет уже который год). Ведь всем нам на генном уровне понятно, что для осетин, и не только выходцев из Тырсыгом и Кобинской котловины, эти территории это не только горы, боевые башни и пашни. Это часть нашей истории, часть нашей души и памяти, которыми мы не хотим и не можем поступиться.
И наши историки уже несколько запоздали с подготовкой соответствующей документацией, изданием литературы, монографий по исконным территориям Осетии, тем самым невооружив тех же переговорщиков неопровержимыми фактами и «территориальными» козырями для ведения диалога. Коль уж Грузия отрицает все советское. Территориальную тему вообще следует твердить с завидной периодичностью как некую мантру, чтобы она впитывалась уже на подсознательном уровне. Как вы думаете, откуда старшее поколение знает и помнит, что земли Осетии-Алании простирались до Мцхета? А ведь территориальная общность и границы прошлого как раз и объясняют, почему столица юга Осетии, древний Цхинвал, спустя столетия оказался не в глубине территории страны, не подальше от места возможного столкновения, нападок соседа, а конкретно прифронтовым городом?..
Наша газета несколько лет говорит о необходимости исторической реинтеграции исконно осетинских земель, которые волею судеб оказались в составе Грузии. О необходимости реанимации самой темы в обществе. Но в этом вопросе есть один существенный нюанс. В последние десятилетия очень много разговоров по поводу вхождения нашей страны в состав России. И рано или поздно, в зависимости от внешнеполитической обстановки и требований времени это произойдет. Но к тому времени мы должны будем уже вернуть эти земли. Сколько бы лет на это не ушло. Потому что после вхождения нашей Республики в состав России сделать это будет гораздо сложнее, поскольку представлять мы будем уже Россию, а не Осетию. Поэтому входить Южная Осетия в состав России должна вместе с этими территориями.

С.Остаев,
газета «Республика»