Когда сверкнет меч Немезиды в руках Южной Осетии?

В Южной Осетии не прекращают обсуждать расследование Международным уголовным судом Гааги преступлений в ходе августовской войны 2008 г. Напомним, 27 января с.г. МУС начал расследование военных преступлений в вооружённом конфликте в Южной Осетии. Особенность расследования в том, что временные рамки событий расширены. «Речь идет о возможных преступлениях против человечности, в частности — об убийствах, принудительном переселении жителей и их преследовании, а также — о таких военных преступлениях, как нападения на гражданских лиц, преднамеренных убийствах, преднамеренных атаках, уничтожении частной собственности и о грабежах, совершенных, предположительно, в ходе международного вооруженного конфликта с 1 июля по 10 октября 2008 г.», — говорится в документе трибунала.
Российская сторона ранее передала уголовному суду свыше 30 томов материалов о преступления грузинских оккупационных войск в Южной Осетии. Свое собрание сочинений передала в МУС и Грузия. Все стороны с нетерпением ждут финала расследования. Но в России и Южной Осетии не питают иллюзий — в военных преступлениях будут скорей всего обвинены они. Прокурор МУС Фату Бенсуда задолго до финиша расследования симпатизировала Грузии.
При этом рассматриваться будет не обстрел из РСЗО и убийства мирных жителей и миротворцев в Цхинвале, а, цитата: «расследование военных преступлений, которые совершали на территории грузинского региона Южная Осетия как местные сепаратисты, так и российские «миротворцы», осуществившие вооруженную агрессию против Грузии и занимавшиеся геноцидом мирного населения».
Поэтому в Южной Осетии опасаются решения МУС, особенно после слов Бенсуда: «Я как прокурор смогу предъявить обвинение в отношении любого преступления, совершенного в Южной Осетии и на прилегающей к ней территории, независимо от того, какой национальности будут вероятные преступники и к какой стороне они будут принадлежать. Что касается привлечения виновных к ответственности, то когда наступит время, я обращусь к судьям МУС с ходатайством о выдаче приказа на задержание конкретных лиц или обеспечение их явки в суд».
Не исключено что защитники Южной Осетии, а также российские военные могут быть объявлены в розыск и даже задержаны за рубежом. На территории России бояться нечего. Ведь Россия не ратифицировала Римский статус, на котором основывается деятельность МУС. Но за пределами гражданам России, и жителям Южной Осетии может грозить опасность.
Не случайно, видя тенденциозность МУС, Россия вынуждена рассмотреть вопрос об отношении к уголовному суду.
«Прокурор МУС обвиняет юго-осетин и, более того, российских военнослужащих, по сути, действует на стороне агрессора, начиная расследование в отношении жертв нападений. Едва ли можно говорить о том, что такие действия отвечают идеалам правосудия», — заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
По иронии судьбы, именно Россия стояла у истоков создания МУС, голосовала за его учреждение и тесно сотрудничала с ней. Но сейчас Россия может прекратить сотрудничество с судом.
Не надеясь на объективное расследование, в Южной Осетии гадают, что же побудило генеральную прокуратуру республики возобновить собственное расследование событий августа 2008 г. Этим событием СМИ республики в феврале буквально взорвали информационное пространство, да так, будто МУС повернулась лицом к Южной Осетии. Но наблюдателей позабавил и постыдный ляп и.о. генерального прокурора Сергея Битиева, который выразил готовность сотрудничества с МУС, на случай если прокурор Бенсуда решит посетить Цхинвал. «Любой юрист, прежде чем начать расследование, должен осмотреть место преступления. Мы им гарантируем безопасность, пусть приезжают в Южную Осетию, им будут представлены все материалы, показаны все места. Начнем расследование отсюда, чтобы мы были уверены, что расследование будет проводиться объективно и всесторонне» — сказал Битиев.
В безопасном и свободном от криминала государстве никто не акцентирует внимание на обеспечении безопасности зарубежным гостям. Фактически Битиев признает высокую преступность в республике, но для гостей будут приняты все меры по безопасности. Безопасность должна быть абсолютной для граждан страны и гостей. Любая бравада о силе всегда является признанием собственной слабости. Будь Южная Осетия безопасным государством, не было бы никакой необходимости вообще произносить слово безопасность. Однако криминальная ситуация в Южной Осетии вселяет в души людей страх и ужас — наезды на пешеходов, убийства, грабежи, насилие над женщинами буквально захлестнули республику. Никто не чувствует себя в безопасности.
Конечно, работать с МУС нужно, тем более, что к делу можно приложить свидетельства журналистов и правозащитников. Это украинская журналистка Лидия Денисенко, директор московского бюро Human Rights Watch Эллисон Джилл, и даже наблюдатели ОБСЕ, которые обвинили Грузию в совершении «совершенно неизбирательного и несоразмерного нападения», в интенсивном обстреле неуправляемыми ракетами и артиллерийскими снарядами гражданских объектов. Это и правозащитная организация «Amnesty International», в докладе которой пишется: «при штурме Цхинвала грузинская армия совершала неизбирательные нападения, в результате которых погибли десятки мирных жителей Южной Осетии и множество получили ранения, значительно пострадала инфраструктура (общественные здания, больницы, школы); основные разрушения Цхинвала были вызваны применёнными грузинской армией системами залпового огня «Град», ракеты которых обладают низкой точностью».
Шансы на то, что МУС привлечет к ответственности грузинских военных, ничтожны, они практически нулевые. И чем раньше в Южной Осетии поймут, что рассчитывать на благосклонность МУС бесполезно — тем лучше. Это подстегнет мотивацию к собственным действиям и восстановлению справедливости, неизбежности возмездия за преступления против человечности — своими силами.
После второй мировой войны на свободе остались тысячи нацистов, виновных в гибели миллионов человек. Но еще до окончания Второй Мировой войны в Европе в Еврейской бригаде, которая сражалась в составе британской армии, была организована специальная часть для розыска и поимки нацистских преступников. Ее бойцы называли этот спецотряд и себя ветхозаветным словом «Ханокмин», (Карающий Ангел). Члены «Ханокмина» обнаружили и захватили сотни нацистов, эсэсовцев и карателей, виновных в Холокосте. Захваченных преступников сначала просто передавали в комендатуры союзных войск; многих осудили и они понесли наказание. Но многих нацистов из комендатур просто отпускали. И тогда «Карающие ангелы» сами приняли на себя функции суда и применения наказания в виде смертной казни. Только за 1946 г. было убито около тысячи нацистов.
Конечно, в годы войны и послевоенное время такие случаи были не редкостью, что неприменимо в нынешнее время. Но здесь показателен пример Израиля, в котором работает сеть неправительственных организаций, занимающихся сбором информации о нацистах, виновных в Холокосте. Такие центры есть и в мире. К примеру, центр Симона Визенталя, Центр еврейской документации и др. Такой центр нужен и Южной Осетии, где бы собиралась информация о каждом военнослужащем и сотруднике полиции Грузии, виновном в гибели жителей Южной Осетии, начиная с событий 1920-х годов, и кончая 1990-1992, 2004 и 2008 годами.
Надежды на Гаагский трибунал в расследовании убийств мирных жителей на Украине (как и по событиям в РЮО) практически нет. С учетом возможного разрыва отношений России и МУС, российская политическая и экспертная среда настаивает на создании трибунала военным преступлениям на евразийском пространстве. Сюда, по мнению политиков, можно включить события на Донбассе, в Южной Осетии, бывшей Югославии.
Но фактурная инициатива должна исходить в основном от потерпевших сторон — Южной Осетии, ДНР и ЛНР, может даже и Абхазии. В этом больше всего заинтересованы именно эти государства. Им не стоит рассчитывать на европейские судебные инстанции, которые работают не по закону, а по указке из Вашингтона. Необходимо в противовес евро-трибуналам учредить трибунал на всем евразийском пространстве с приданием ему полномочий, сил и средств для задержания, ареста и наказания виновных в геноциде народов Абхазии и Южной Осетии, ЛНР и ДНР, бывшей Югославии.
Но наблюдение за суетливостью югоосетинской фемиды вызывает не гордость и уважение, а стыд за недальновидность предыдущих (большей частью уже и настоящих) югоосетинских властителей. В августе 2008 г. в плен попали сотни грузинских военных. В наших руках были грузинские военные преступники! Тогда в 2008 г. показалось, что в руках югоосетинского правосудия сверкнул меч Немезиды. Но дружелюбие, гуманность и миротворчество правящего режима по отношению к своим вечным врагам, к авторам геноцида против самого себя, — не знало преград.
Южная Осетия могла организовать трибунал, а не фарс под названием «Общественный суд над грузинским фашизмом» в 2005 г., и осудить грузинских военных за преступления перед нашим народом и российскими миротворцами. Грузинские оккупанты находились в руках югоосетинского правосудия! Взяли бы и осудили! Вместо этого, югоосетинская сторона отпустила убийц осетинского народа, а потом стала делать громогласные заявления о необходимости наказания виновных в геноциде нашего народа.
Практически все грузинские преступники и исполнители геноцида осетинского народа и убийцы российских миротворцев вернулись с почетом домой в Грузию, так и не понеся наказание за преступления, на которые не распространяется срок давности. Поэтому всю риторику официального Цхинвала, связанную с МУС, в Южной Осетии расценивают как демагогию и популизм.

Мурат Чочиев,
ОИП «Ныхас»