Странные танцы или к вопросу необходимости возобновления межправительственных заседаний на постоянной основе

Скажем откровенно, в последние годы было мало вопросов, которые бы вызывали взаимный интерес осетин севера и юга Осетии. Исключением стала внезапная смерть главы РСО-Алания Т. Агузарова, которая объединила нас горечью утраты не только человека, одного из лидеров нации, но и перспектив коренных изменений как в самой Северной Осетии, так и активизации процесса общения двух частей Осетии.
Теперь же появилась тема, которая стала причиной национального разъединения. Пока что на виртуальном уровне. На конец марта во Владикавказе были намечены гастроли двух танцевальных коллективов из Грузии, ансамблей «Рустави» и «Бани». Организатором одного из них является ставропольская фирма, вторая группа приглашена грузинской общиной Северной Осетии. В Южной Осетии, не раз пережившей агрессию со стороны Грузии, выступили против проведения концертов.
В настоящее время в Северной Осетии проживает 10 тысячная грузинская диаспора, и проведение концертов было объяснено необходимостью культурного общения с малой Родиной – Грузией. Надо сказать, что музыкальные коллективы из Грузии во Владикавказе давали концерты неоднократно, последним свое выступление представил ансамбль «Эрисиони», вызвавший своим исполнением танца «Симд» даже восторг северо-осетинского зрителя. Но и тогда и сейчас на юге Осетии высказывали свое отрицательное отношение и непонимание подобным метаморфозам. Ведь это сродни выступлению на площадках Цхинвала ингушских ансамблей, чего не может быть по определению и не предвидится даже в отдаленной перспективе. Мы же единый народ и боль должна быть общей. Тогда как подобные гастроли имеют место быть на севере страны? И не надо здесь этих заученных псевдотолерантных фраз, что «культура вне политики». В мире уже давно все зиждется и крутится вокруг нее. И даже рождение ребенка – это тоже уже своего рода частичка политического процесса.
Ноименно нынешние гастроли ансамбля «Рустави» вызвали резкое неприятие в Южной Осетии. Дело в том, что в августе 2008 года, в самый разгар боев, этот коллектив выступал в Тбилиси в поддержку действиям грузинской армии в Цхинвале. В то время как Южную Осетию утюжили грузинские танки, а населенные пункты обстреливали из реактивных установок «Град», танцоры данного ансамбля выплясывали танец кинтаури на центральной площади Тбилиси. При этом танцевальные номера «иллюстрировались» видеокадрами горящего Цхинвала и бравых грузинских вояк, передаваемые на огромные телевизионные мониторы, установленные на сцене.
Этот немаловажный факт еще сильнее сгустил общее непонимание возможности выступлений танцевальных коллективов Грузии в Осетии. В социальных сетях Интернет представители юга обратились к осетинам севера Осетии с призывом не допустить проведения концерта этого коллектива. Однако, основная часть пользователей данного информационного сегмента от Северной Осетии неадекватно восприняла подобный призыв, заявив, что не стоит вмешивать культуру в политику. В Южной Осетии же пояснительно возразили, что культура в данном случае используется для формирования общественного мнения в политических целях. В результате на виртуальном пространстве завязался нешуточный спор, в котором активное участие принимали и тролли-провокаторы.
В итоге обычный обмен колкостями в этот раз перерос в серьезный конфликт понятий, который вновь обнажил существование серьезных различий между менталитетом южных и северных осетин. То, что на Юге и на Севере по-разному смотрят на многие вещи известно давно и это можно понять. Жизнь в разном территориальном и политическом пространстве делает различия в мировозрении неизбежными. Особенно это характерно для осетин, у которых еще силен синдром ущельного разделения. Различия в восприятии мира есть не только у осетин севера и юга Осетии, но и между отдельными регионами в самих РЮО и РСО-Алания. Но ведь по базовым принципам необходим национальный консенсус, так как это было, например, в отношении притязаний ингушей на осетинское национальное наследие.
В итоге получилось, что ингуши объединили осетин севера и юга Осетии, а грузинам наоборот удалось посеять между нами семена раздора. И что интересно, инициатором повышенного градуса формально стали мы сами, раздув обсуждение в Интернете. Грузины и их агенты влияния просто хотели провести культурную акцию, которая укладывается в политику влияния на российское общественное мнение. Концерт «Рустави» прошел бы так же, как и концерт ансамбля «Эрисиони»: общественность Северной Осетии, восхитившись исполнением зажигательных танцев, по обыкновению, еще раз бы посетовала на то, что из-за войны в Южной Осетии были нарушены «многовековые связи с братским грузинским народом» (а ведь некоторые на севере именно так и рассуждают, мол, это была не их война). Однако юго-осетинские пользователи соцсетей, ввиду непонятного молчания и отсутствия реакции в первую очередь северо-осетинских госструктур, нарушили привычный ход событий. Теперь грузинские идеологи восстановления грузино-российских отношений могут радоваться вдвойне, им удалось посеять семена раздора уже в общеосетинском социуме. Такого щедрого подарка они никак не ожидали.
Надо ли говорить, что юго-осетинская часть спора не всегда проявляла тактичность в своих упреках жителям севера Осетии. Безапелляционность претензий порой перехлестывала через край. Не отставали и участники от противной стороны. Тут необходимо выделить несколько существенных моментов. Во-первых, не весь сегмент соцсетей от северной ветви осетин был настроен агрессивно. И здесь есть свои трезвые головы, которые призывали не только к спокойному, предметному обсуждению, но и обращали внимание на необходимость понять причины такой острой реакции на гастроли грузинских танцевальных коллективов. Во-вторых, и это объяснимо, на севере Осетии иное восприятие непростых отношений с Грузией, которые для осетин-южан омрачены перманентной агрессией в отношении южной части осетинского народа. Есть такая осетинская поговорка, которая звучит буквально так: «Только тот поймет твое горе по поводу смерти матери, у кого у самого умерла мать». И тут, видимо, стоит понимать, что североосетинский социум, в основе своей не так политизирован и национально ориентирован, как осетины юга. Здесь бы хотелось уточнить, что мы имеем ввиду не только собственно северных осетин, но и выходцев с юга Осетии, которые уже давно стали частью североосетинской общности. В третьих, проведение концерта никак не соотносится с тем, что еще не минуло 40 дней со дня смерти Т.Агузарова.
Последний аспект, конечно же, верен – у осетин принято, что до этого срока не снимается траур, а значит не устраиваются праздники. Но некоторые момент сороковины почему-то стали выдвигать как спасительный круг, этакий временный компромисс, будто после сорока дней выступление грузинского ансамбля будет уместным. Видимо, сложно сказать твердое «нет», потому и ищут разные причины…
Первое время обсуждение в социальных сетях шло на ограниченных площадках, но постепенно спор охватил весь сегмент от Фейсбук до Инстаграмм. В процесс включились и политические сферы: свое мнение выразили политические партии, ряд общественников и представителей парламентских кругов севера и юга Осетии. При этом если южная часть выступала с категорических позиций, то и северная часть осетинского истеблишмента не стеснялась в оценках. Наиболее характерным было заявление заместителя Председателя Парламента РСО-Алания С.Кесаева. «Всегда прошу братьев на Юге заниматься конкретными делами, а не состязаться в звучности политических заявлений. Говоря о том, что это проблема высосанная из пальца, я хочу обратиться к этим людям и сказать – не пытайтесь навязывать свое виденье жизни, в том числе и политической, другим. Да, мы согласны, что у нашего народа, живущего в двух государствах, одно сердце и душа, но и голова должна быть одна. Поверьте, политики разберутся, а политиканов просим не стучаться в наши двери», – сказал он. При этом, по всей видимости, голова, по мнению С.Кесаева, должна думать исключительно как он сам.
Куда более реалистичной выглядит позиция общенациональной организации «Высший Совет Осетин» (Стыр Ныхас) и объединенного Союза писателей Осетии, высказавших свое негативное отношение к намерению провести концерт грузинского ансамбля «Рустави». Таким образом, осетинские представители показали, что у нас все же общие не только сердце и душа, но и голова.
Свою позицию по этому вопросу высказал и Президент РЮО Л.Тибилов в специальном обращении. И это знаковый момент. Он отметил, что осетинское общество на Севере и Юге разделилось на противников и сторонников данного вопроса, с каждым днем в него вовлекаются все новые силы в лице отдельных политических и общественных деятелей, пользователей социальных сетей. «Сердца людей на севере и юге Осетии будоражат очередные громкие заявления политических партий и общественных организаций. Беспокоит, что на различных информационных ресурсах раздаются открытые призывы к протестным акциям, отмене, либо игнорированию запланированных гастролей. Наблюдаемая тенденция к дальнейшей эскалации не может не тревожить руководство Республики, и меня как Президента страны», – сказал Л.Тибилов.
Глава государства отметил, что такие провокации никак не служат сплочению разделенного осетинского народа и развитию интеграционных процессов с Российской Федерацией. «Мы не должны допускать, чтобы кто-то мог манипулировать нашим народом, ссорить братьев, и разрушать нашу семью, которой является Осетия. От ссоры двух братьев всегда выигрывает кто-то третий, и кто бы не был этот третий, он явно не заинтересован в том, чтобы осетины продолжали жить и чувствовать себя одним народом, с единой исторической судьбой, культурой и общим будущим», – был категоричен Президент. При этом руководитель РЮО призвал понять причины неоднозначного отношения к Грузии в Южной Осетии. «Грузия для южной части осетинского народа является непростым соседом. Именно Грузия развернула полномасштабную войну, которая только за пять дней августа 2008 года унесла жизни сотен людей и превратила республику в руины. Нельзя списывать со счетов и события 20-х и 90-х годов. Все эти злодеяния Грузии иначе как геноцидом южных осетин назвать нельзя», – сказал Л.Тибилов.
Он напомнил, что до сих пор ни один из грузинских правителей, политиков, общественных деятелей и деятелей культуры за это не извинился. Никто не признал эти события роковой ошибкой, и никто не хочет дать Южной Осетии юридически обязывающие гарантии неприменения силы. Гарантии того, что такое больше никогда не повторится.
С положениями, высказанными Л. Тибиловым в его обращении необходимо во многом согласиться, особенно относительно необычайной активности политических партий и общественных организаций в вопросе гастролей грузинского музыкального коллектива. Действительно, создается ощущение, что на многих только сейчас снизошло «озарение», как будто раньше не было концертов, взаимных поездок общественности РСО-Алания и Грузии во Владикавказ и Тбилиси, различных совместных научных симпозиумов, туристических вояжей, рекламы грузинских товаров на баннерах, восстановления церквей и внедрения грузинского капитала на севере Осетии. Обо всех этих несуразицах одно только наше издание настойчиво писала и указывало на протяжении всех последних лет. А тут вдруг возникли даже перепалки, кто первый поднял тему гастролей грузинского ансамбля… В конце-концов, дело ведь не в первенстве, а в решении проблемы. Поэтому не стоит данный вопрос, и патриотизм в целом, некоторым пытаться материализировать в пиар.
В какой-то мере не приходится удивляться и болезненной реакции северной части осетинского социума на попытки призвать их к патриотизму. Если бы с такими призывами выступили местные общественные организации, поверьте, реакция была бы намного адекватней. Действительно, никто не любит, когда ему навязывают чужое мнение, даже если оно обосновано и братское. При этом следует отметить, что данный вопрос, как и ряд подобных (а их немало) необходимо решать в первую очередь на межправительственном или межпарламентском уровне. Тогда не было бы и данной ситуации в том числе. Следует признать, что уровень межосетинского общения в настоящее время как никогда низок. Ушли в прошлое совместные мероприятия, как на государственном уровне, так и в среде общественности. Лишь гастроли театров, ряда музыкальных исполнителей и юбилеи поэтов сохраняют еще эту тонкую ниточку общения севера и юга Осетии. Давайте будем честны. Однако мы еще помним совместные заседания Правительств двух республик, хотя от этих встреч мало кто тогда ждал практических результатов по причине ограниченности ресурсов. Но результаты были. Совместная работа давала возможность лучше понимать друг друга. Решались текущие вопросы, касающиеся интеграционных процессов, в том числе, постоянно на карандаше были, скажем, проблемы ТрансКАМа. Как пример того времени, можно выделить деятельность начинающего тогда политика Таймураза Касаева (не путать с Кесаевым – прим. ред.) на должности председателя Комитета по молодежной политике РСО – Алания. Именно при нем мы были свидетелями наивысшего уровня контактов молодежи юга и севера Осетии. Тесное сотрудничество, совместные всевозможные конференции, обмен молодежными творческими коллективами… Это было время, когда во время поездок на международные форумы делегация Северной Осетии обязательно включала в свой состав представителей юга Осетии и наоборот. Но через определенное время Т.Касаева перевели на другую должность, после чего контакты на молодежном уровне заметно свелись к минимуму.
На сегодня, и это надо признать, спадает и острота национальных съездов, все более заметны попытки сглаживать проблемы. Народный форум вместо площадки для обсуждения превращается в подобие юбилейного собрания, со здравицами и общими рассуждениями. Диссонанс вносят обычно, опять-таки южане. Но это, скорее всего, бывают исключения. Таким образом, все больше сокращается поле совместных интересов и деятельности. И уже не приходится удивляться тому, что на севере Осетии больше интересуются проблемами пограничного поста в Верхнем Ларсе, чем заторами на Нижнем Зарамаге, что на страницах северо-осетинского центрального печатного органа размещается карта Южной Осетии с грузинской топонимикой, и что частными становятся распиаренные встречи, форумы и круглые столы общественности севера Осетии и Грузии… Думается, не стоит говорить, что все эти вопросы по недопущению подобных метаморфоз с концертами, рекламой, непонятным «братанием» должны уже на начальном этапе решаться на межправительственном или межпарламентском уровне. Тихо, спокойно и уверенно. Их должен решать не народ, а соответствующие госструктуры. А потому возобновление былых заседаний на постоянной основе необходимо начать уже сегодня. И с обязательным присутствием журналистов.
И последнее. Возможно, что приглашение грузинских артистов укладывается в общую стратегию постепенного восстановления отношений между Россией и Грузией. Но для этого можно выбрать другие северокавказские республики: Чечню, Кабардино-Балкарию, ту же дружественную Грузии Ингушетию. Кстати, на прошлой неделе знаменитый грузинский ансамбль танца Сухишвили-Рамишвили прошел парадным шагом с украинским флагом перед покинутым зданием российского посольства в Тбилиси. А ведь данный коллектив все свои финансы зарабатывает именно гастролями по России… Возвращаясь же к нынешним владикавказским гастролям, следует привести цитату художественного руководителя Государственного академического ансамбля народной песни и танца Грузии «Рустави» Анзором Эркомаишвили из его обращения на открытии концерта во Владикавказе: «В концертную программу внесены песни и танцы со всех уголков и регионов Грузии, в том числе народные песни и танцы народов Абхазии и Южной Осетии – таким образом, мы российскому зрителю представим – единую Грузию в искусстве»… Вот так, ни больше, ни меньше. А мы давайте и дальше играть в мнимую толерантность…

Л.Джиоев,
газета «Республика»