Ветер, колышащий яйца

Два снегопада в октябре, с преобладанием пасмурных дней над солнечными — осень пока не такая бархатная, как этого хотелось бы, и трудно сразу слово подобрать для описания собственного настроения.
В худшем варианте, это — хандра, в лучшем — меланхолия, навеянная пожелтевшими листьями и легкой сыростью, повеявшей с гор. Что ни говори, а после погоды и пейзажа за окном лучший и объективный индикатор настроения находится вне дома, и это ценники в магазинах и иных торговых точках.
От увиденного чувствуешь себя, мягко говоря, «некомильфо». Десяток яиц под привлекательным для хорошей хозяйки брендом «домашние» стоят 80 рублей, килограмм сливочного масла под близким к Северной Осетии географическим названием «Буденновское» продается за 400 рублей — хотя трудно сказать, насколько успешной является такая продажа по такой цене. Молоко опять-таки «домашнее» с хорошим процентом жирности, а это не менее 2,5% — 95 рублей за литр, а тут и знакомая молочница из Архонки с утра привозит в микрорайон «баклажку» в полтора литра стоимостью 80 рублей, и это, конечно же, продукт из-под коровы, самый что ни на есть экологически чистый.
Хоть бы одним глазком взглянуть на экономиста, способного по полочкам разложить и доходчиво объяснить, как одно яйцо может у нас стоить восемь рублей. Три яйца стали дороже буханки хлеба — это вынужденная реальность, для каждого входящего в торговую точку или выходящего из нее. Как расценить такой сумасшедший перекос: это победа птицеводов над хлеборобами и мукомолами или это поражение здравого смысла, с которым нужно смириться и копья зря не ломать?
В эпоху рынка государству нельзя ничего регулировать — это понятно, но цены уже поставили человека в невероятно тяжелую позу, по сравнению с которой, борцовский партер, покажется цветочками.
Повышение цен, как известно, началось еще с осени позапрошлого года — раньше хоть мониторинги по определенным группам продуктов питания где-то публиковались, а теперь это большая редкость. Отношение к мониторингам со стороны покупателей было самым различным — кто-то наивно верил, кто-то раздражался, кто-то откровенно ими пренебрегал, но равнодушных не было — кушать хочется всегда, а безразмерного кармана, по идее, не существует.
Сейчас, как это ни удивительно — ни комментариев, ни прогнозов, ни объяснений и анализа. Все, что касается цен, диктует производитель, который стал то ли небожителем, то ли недосягаемым по своему статусу для тех, кто может что-то проверить и проконтролировать.
Там, где человеку нужно купить продукты питания, лихо заправляют ритейлеры, а там, где человеку хочется иметь нормальное и достойное жилье, правят бал риэлтеры — хорошее разделение рынка по сегментам, и тут бы язык не сломать, и ничего не перепутать. Хотя какой путаницы бояться, если всё бьет по карману, причем «нехило»?
На помощь человеку, который остался один на один перед пугающими ценниками, никто не спешит, в том числе многочисленные общественники, которые, подчеркиваю, добровольно взяли на себя нелегкую миссию отстаивать права потребителей.
Вот если в газете опубликовать список пары десятков владикавказских магазинов, где можно недорого приобрести сахар, соль, муку, крупу, рис и рыбу, то проблемы обеспечены. С точки зрения порой щепетильного прорыночного законодательства, это недопустимо, а значит и наказуемо информационное преимущество одних хозяйствующих субъектов над другими. Но тогда какие законы заставляют представителей старшего поколения обходить десяток магазинов, чтобы для начала прицениться, что-то просчитать, а потом купить? Затрудняюсь назвать такие законы — скорее всего, они нигде и не прописаны, но от этого не легче.
Ох, уж эта осень, нежданно холодная и оттого неприветливая. Часть листьев пока еще на деревьях, часть на асфальте и на земле. Что-то понемногу втаптывается в твердую поверхность, что -то обязательно впитается в почву и сгниет по законам физики и химии.
Надежды на дворников, которые, по сути дела должны быть ангажированы управляющими компаниями, себя не оправдали — дворы в многоэтажках утопают в промокшей и местами скользкой, точнее, склизкой листве.
Однако, не все так мрачно, и не статусно — если от листьев перейти к мусору вообще, то Владикавказ достаточно давно приблизился к уровню Москвы. Коренной москвич, так же как и коренной владикавказец ролью дворника особо не тяготится. И там за две тысячи километров, и здесь под носом, уборкой исключительно европейских улиц занимаются представители Средней Азии.
Если бы фильм «Джентльмены удачи» снимали в наше время, то одну сцену точно пришлось бы из сценария убирать — это там, где пышущая здоровьем столичная дворничиха беседует с Василием Алибабаевичем, а затем лихо, в зимних валенках и с метлой наперевес гоняет взрослых мужиков, на которых пахать и пахать.
А можно ли высказать в плане природного мусора, того, что в изобилии скопился во дворах, справедливые упреки жителям высоток? Не решился бы, потому как все, что приближено к ЖКХ, а это и уборка мусора тоже, вызывает отторжение, в основе которой платежи за коммуналку, которые простой люд прижимают всё ниже и ниже к земле.
Горько осознавать, что крайне трудно чем-то обнадежить соседку-пенсионерку, которая с тоской в голосе вспоминает, что из своей скромной по советским временам зарплаты в 120 рублей, пять рублей она отдавала за квартплату, а на остальные 115 жила.
— Сейчас две тысячи отдаю, а целый месяц живу на остальные десять. А что в интернете про это ничего не знают и не пишут? — это уже вопрос, обращенный к тем, кто вырос на ее глазах, и теперь по логике вещей, много должен знать и понимать.
Если бравировать знаниями математики, и говорить о существовании пропорций 5 к 115 (5/115) и 2 к 10 (2/10), то в глазах умудренного жизненным опытом человека можно выглядеть просто нелепо. А если попытаться их сравнивать и огласить результаты, то можно выглядеть очень глупо, и даже айфон с калькулятором до одной тысячной все равно продвинутого имиджа не спасет.
А что пишут в интернете? По заданному вопросу ничего определенного, зато пишут, что с нового года везде, в том числе и нашем городе будут региональные операторы, которые активно возьмутся за мусор. Пишут, что будет это доходное дело — что ж, кому-то может быть и прибыль, главное, чтобы точно присутствовала убыль мусора — природного и рукотворного.
Тимофей Хъурхъурагов
http://abon-news.ru/posts/society/veter-kolyshashhij-yajtsa