От «Пате» до наших дней

Вся история мирового кино в преломлении к развитию национальной кинематографии прошла перед нашими глазами 8 апреля на церемонии открытия Года кино в РСО-А «Осетинская легенда в кадрах» на сцене Академического театра им.В.Тхапсаева.

Ведущий киновед северо-осетинского отделения Союза кинематографистов РФ Индира Черджиева предоставила организаторам действа — режиссеру Аслану Галаову и продюсеру Артуру Албегову — колоссальный фактический материал, а донесли его до зрителей в увлекательной форме ведущие вечера: молодые звезды отечественного кино Алан Догузов, Сослан Фидаров, Зарина Каирова, Нина Гогаева. Помогли им в этом кадры хроники и живая музыка — весь вечер на сцене был оркестр под управлением Николая Кабоева и Ацамаза Макоева.
В июне 1907 года газета «Терек» писала: «Приехали инженеры «Братья Пате» из Парижа с целью синематографическим способом снять «Жизнь Кавказа»», а уже в 1909 году владикавказский кинотеатр братьев Пате приглашал горожан на мировые премьеры. После Великой Октябрьской революции в 1923 году кинотеатр «Пате» переименовали в «Гос.кинотеатр №2», а в конце того же года — в «Сов.кино №2». Затем он получил название «Горец». И только с 1935 года он стал называться «Комсомольцем», дожив под этим названием до наших дней. «Комсомолец», расположенный по адресу проспект Мира, 23, является единственным сохранившемся в России кинотеатром братьев «Пате». Увы, денег на его реконструкцию нет! В уникальном здании уже давно не крутят кино. Нам остается гордиться только былым блеском «Пате» и вспоминать о том, как уроженец Цхинвала Лади (Владимир) Бестаев буквально ворвался в мировой кинематограф, снявшись у французских кинематографистов в «Огнепоклонниках», а затем — в отечественном «Абреке Зауре». Звезда «немого кино», Лади Бестаев ушел в режиссуру с приходом звука в кино и стоял у истоков создания Северо-Кавказской студии кинохроники, расположенной во Владикавказе. «Я единственный человек в этом зале, из оставшихся в живых, который общался с Лади Бестаевым, — вспоминает председатель Союза кинематографистов Северной Осетии Вячеслав Гулуев. — Помню, как мы встречали его на вокзале. У него было два чемодана. В одном он возил вещи, а в другом — гири. Ему было 70 лет, но он был в прекрасной форме, качался. Все трюки в фильмах он всегда выполнял сам».
Дочь Лади Бестаева — Татьяна — снялась у Сергея Параджанова в роли Палагны в знаменитом фильме «Тени забытых предков».
Ведущие вечера рассказали и о других ярких личностях нашего кино: вгиковцах кинорежиссерах Хазби Уруймагове, Владимире Валиеве, Азамбеке Джанаеве, Германе Гудиеве, кинооператоре Мироне Темиряеве и многих, многих других. Картина «Осетинская легенда» Азамбека Джанаева — беспрецедентный случай в истории советского кино. Фильм был снят, как сейчас принято говорить, на «народные деньги». Все роли в фильме играли непрофессиональные актеры. В главных ролях снялись Клара Джимиева и рабочий «Электроцинка» Ахсарбек Калицев. Фильм был снят кинолюбителями (так было обозначено в титрах), но имел такой ошеломительный успех у зрителей, что картина была взята во всесоюзный прокат.
Особую страницу в историю отечественного кино вписали фронтовые кинооператоры. Под музыку знаменитой «Ленинградской» симфонии №7 Дмитрия Шостаковича мы увидели кадры хроники битвы за Кавказ, а труппа Юго-Осетинского драматического театра представила пронзительный отрывок из спектакля по пьесе Владимира Гаглоева «Сказ о матери» о семи братьях Газдановых в постановке Тамерлана Дзудцова.
Владикавказ — кинематографическая столица Северного Кавказа. Две фильмопроизводящие киностудии (Кинохроника и Кинокомплекс) сотрудничали с актерами и режиссерами всего региона. Северо-Кавказская студия кинохроники имела разветвленную сеть корпунктов во всех республиках Северного Кавказа, а киножурнал «Северный Кавказ» крутили во всех кинотеатрах перед началом сеансов. Всего в год выходило 48 номеров киножурнала «Северный Кавказ».
О том, как ковалась дружба между актерами, режиссерами, операторами региона, рассказал со сцены Осетинского театра на примере сотрудничества с дагестанскими коллегами кинорежиссер Рафаэль Гаспарянц.
Первая кинороль чеченского актера Дагуна Омаева — в фильме «Костры на башнях», где он снимался вместе с Анатолием Галаовым. Дагун Омаев рассказал о том, что он был инициатором возрождения киностудии во Владикавказе. Эту инициативу о воссоздании в формате государственной студии по производству документальных, игровых, анимационных фильмов поддержали все кинематографисты Северного Кавказа. Такой центр притяжения Северному Кавказу просто необходим! С просьбой о возрождении киностудии кинематографисты региона в 2014 году обратились к Президенту РФ Владимиру Путину. Инициатива была поддержана, средства должны были быть направлены, но события на Украине внесли свои печальные коррективы…
Пока о возрождении киностудии остается только мечтать.
Временно исполняющий обязанности Главы РСО-А Вячеслав Битаров подчеркнул особую роль кино в деле патриотического воспитания, в формировании нравственности, духовности и вручил группе кинематографистов государственные награды и звания. В числе награжденных — кинорежиссер Мурат Джусоев, чей фильм «Горец» стал визитной карточкой республики.
Мадина ТЕЗИЕВА, газета «Владикавказ»

Фото М.Рено