Владикавказ глазами нового поколения дизайнеров

20, 21 и 22 июня во Владикавказе в ВХУ им.А.Джанаева прошла защита дипломов выпускников-2016. Мы посетили защиту проектов дизайнерского отделения ВХУ для того, чтобы узнать, каким видят город молодые специалисты, что нового они хотят привнести во внешний облик Владикавказа.

Анастасия Кривец представила серию плакатов «Год кино в России». Они интересны по цвету: лиловые с тонкой охрой и «вбросами» кадмия. Разрабатывая тему историзма в кинематографе, юный дизайнер интересно обыгрывает образы кинотехники. Первый плакат несет информацию о немом, дореволюционном кино. Второй — о советском. Третий — это современное российское кино. Плакаты вместе образуют триптих. Все три плаката взаимосвязаны, но каждый из них может работать в отдельности. Прежде, чем приступить к работе, Анастасия изучала образцы дореволюционной кинотехники в музее истории Владикавказа, делала зарисовки, искала объемный материал…

Стихотворчество, дизайнерское конструирование, интересы в театре…Анастасия — человек разносторонний. Так ее характеризуют педагоги. По словам искусствоведа Валентины Зима, на основе серии плакатов Насти можно сделать крупную растяжку, которая украсит любой российский город.
Проект сувенирной продукции к 80-летнему юбилею северо-осетинского отделения Союза архитекторов подготовила Людмила Дзугкаева. Календарь-раскладушка, логотип, сувенирная юбилейная медаль из керамики и металла, пригласительный билет… Архитекторам так понравились ее разработки, что они предложили использовать их в юбилейных мероприятиях.

Валерия Макиева активно сотрудничает с проектом «Алания-онлайн». Alania Online — это новый информационный ресурс, который поможет гостям республики открыть для себя Осетию. Бейджики, футболку, визитку, кружку, блокнот, папку, пакет, набор ручек, юсби накопитель с фирменным логотипом, — все это Валерия разработала стильно, интересно. За основу логотипа она взяла такую философскую форму, как треугольник. Цвета — желтый, черный, зеленый — тоже несут смысловую нагрузку. Во время работы Валерия консультировалась с дизайнером Зауром Бедоевым. В ее работе нет ничего банального, избитого, надоевшего. Ее проект — философия в цвете. Сама она пришла на защиту дипломного проекта в «фирменной» футболке собственной разработки. А изумрудная чалма сделала образ девушки еще более запоминающимся. Думаем, что из Виктории получился бы и прекрасный разработчик собственной молодежной линии одежды.

Кристина Бароева представила интересный проект благоустройства территории, прилежащей к ННБ РСО-А. Используя принцип открытого пространства, плавного перетекания внешней территории во внутреннюю, Кристина осуществила давнюю мечту сотрудников Национальной научной библиотеки — иметь выход на другую сторону Терека, чтобы не только от мечети, но и из парка можно было пройти к зданию ННБ РСО-А. Идею нового моста, предложенного Кристиной, одобрили маститые владикавказские архитекторы. По их словам, этот мост нужен, только он должен быть попроще, потоньше (это же не транспортная развязка крупного аэропорта), а камерный уголок Владикавказа. На защите присутствовала директор ННБ РСО-А Ирина Хайманова. Она предложила директору ВХУ Фидару Фидарову на следующий год проработать в качестве дипломных проектов интерьеры библиотеки. «Вопросы интерьера мы решаем пока сами, но нам интересен взгляд профессионалов», — сказала Ирина Хайманова.

Аслан Дзебисов предложил архитектурно-художественное решение ресторана на БАМе. За основу он взял итальянский стиль. Репродукция картины Паоло Учелло, гербы Медичи, перегородка из оргстекла, картины с факелами (электрическими), цоколь, украшенный итальянским орнаментом, подсвеченный танцпол, — словом, дизайнер погрузил нас в особый мир своей фантазии «а ля Италия». Председатель конкурсной комиссии живописец Захар Валиев настоятельно рекомендовал руководству ВХУ отправить талантливого юношу в учебную поездку в Италию. «Лучше один раз увидеть…»

Настя Арданова разработала оригинальную сувенирную продукцию для студии дизайна и архитектуры. Она использовала кусок компьютерной программы в оформлении, что смотрится очень конструктивно, стильно. Члены конкурсной комиссии обратили внимание на интересные фирменные часы, которые она спроектировала. Они изящные, ажурные. У девушки есть вкус и отменное чувство стиля.

Маргарита Наниева обратила свои взоры на международный танцевальный фестиваль «Зори Алании», который проходит в Осетии один раз в два года. Органайзер в виде старинной осетинской арфы, гармошка-блокнот, фотоальбом, солнце в виде осетинского орнамента (фрагмент логотипа). Все очень удобно, практично, функционально.

Алана Цховребова убедительно защитила проект остановки павильона для детской железной дороги на Водной (станция «Зоопарк»). Она предлагает разные цветовые решения для дня и ночи.

Настя Кузьмина восхитила всех серией плакатов на тему «Ночь музеев». Она выбрала три памятника городской архитектуры: Тугановский музей, театральный музей (бывший особняк Шмидта) и музей осетинской литературы (бывший музей ТКВ). Образность подачи, культуру цветового отбора отметили все члены конкурсной комиссии. Настя серьезно относится к проработке архитектурных деталей — пилястр, карнизных выступов, рам… Минимумом изобразительных средств она достигает эмоционального максимума воздействия на зрителя.

Карина Багдасарова — прирожденный дизайнер. Она может работать с любыми объемами и плоскостями. Карина предложила очень интересный проект для владикавказского Дома кино. Уличное кафе плюс внутренняя площадка двора заиграли совсем по-новому.

Мощным завершающим аккордом стало выступление Олега Туаева на тему святого для всех россиян праздника — Дня Победы. Дизайнер взял очень сложную в визуальном отношении площадь Ленина и собрал оригинальную праздничную композицию, используя три модуля разного размера. Предложенное Олегом праздничное оформление ко Дню Победы восхищает своей изобретательностью! Афиши, имитации танка, самолета, поезда… Два вида крепления, интересные инженерные и технологические находки… «Олег умеет командно работать, — комментирует искусствовед Валентина Зима. — Это, на мой взгляд, новая звезда фамилии Туаевых».

Юноша сумел максимально проработать и макетную часть, и планшеты с экспликацией. В его проекте есть «динамика собирания народа». Дипломное предложение смотрится как сложная комплексная сценография.

На мой вопрос, что его подвигло взяться за столь непростой проект, он отвечает: «Два брата моего деда воевали — один в 27 лет уже командовал полком, его встречал сам Исса Плиев и предлагал служить с ним. Он отказался и стал директором сельской школы в Тарском. Второй дошел до Сталинграда, был ранен в бою. Это самый актуальный и нужный праздник — 9 Мая. Мои декорации задуманы как дневные, так и ночные. Можно разыгрывать целые сцены. Сам материал — прозрачное оргстекло — дает массу возможностей. Я использовал цвета России и Осетии». В этом — глубокий смысл.

Символично, что на защиту проекта Олег вышел в солдатской форме, а его младший товарищ Владик Торганчук исполнил на гармони мелодии военных лет, создав в актовом зале ВХУ им.А.Джанаева особую атмосферу народного праздника, праздника единения и солидарности.
Мадина ТЕЗИЕВА, газета «Владикавказ»
На фото — серия плакатов «Ночь музеев» Насти Кузьминой