Экономика Южной Осетии: от дотации к интеграции

Выступление Д.Н. Медоева на Круглом столе «Республика Южная Осетия: построение современного государства через эффективную экономику».

Возрождение югоосетинской экономики — одна из наиважнейших задач Правительства республики на данном этапе государственного строительства.

Южная Осетия, благодаря своему географическому положению и наличию существенных природных ресурсов, располагает достаточным потенциалом для развития некоторых отраслей экономики, которые, при правильном подходе и разумном использовании могли бы коренным образом изменить сложившуюся ситуацию в регионе.

По нашему убеждению, подходить к решению этих задач нужно опираясь на мировую практику выхода из кризисных ситуаций, используя современные научные исследования и опыт передовых экономических школ.

На данном этапе поствоенного развития для Южной Осетии наиболее эффективной может стать модель мобилизационной экономики или «экономики чрезвычайного положения», обладающей высокой мобилизационной способностью, опирающейся на местные ресурсы с особым значением национальной безопасности как общей, так и экономической, как залог для будущего экономического развития.

В современных условиях, на наш взгляд, в первую очередь нужно зафиксировать ту социально-историческую «систему координат», в рамках которой будет позиционироваться будущая экономическая база республики, происходить формирование основ рыночной экономики в общем контексте становления югоосетинской государственности, а также развитие суверенных государственных институтов и, соответственно, суверенной экономической политики с учетом чрезвычайных условий развития (последствия войны, сохранение угроз и т.д.), а также социокультурных и национально-географических особенностей.

Стагнация и последующее разорение действовавших на момент распада СССР производств, в том числе наукоемких отраслей машиностроения, текстильной, пищевой промышленности закономерно привели к полному исчезновению системы подготовки технических и управленческих кадров внутри Южной Осетии.

В ходе прошедшего двадцатилетия, власти республики, ориентируясь на Россию, как на стратегического партнера стремилось привести нормативную правовую систему, регулирующую развитие народного хозяйства в соответствие с российскими преобразованиями. Однако, ввиду отсутствия адекватной экономической и кадровой базы, делалось это спонтанно бессистемно и березультатно.

В настоящее время, прежде чем приступать к каким-либо реформам в области экономики, прежде чем заявлять о готовности привлечения инвестиций, необходимо в срочном порядке провести серьезную подготовительную работу в том числе и по выработке нормативно-правой базы.
Речь идет о законодательной базе, обеспечивающей  гарантии и защиту капитала тех самых потенциальных инвесторов, внутренних или внешних, ожидание которых республика растянула на три года, начиная с 2008 года.

В первую очередь должны быть регламентированы три основные составляющие этой системы:
—  земля и природные ресурсы;
—  категории собственности, включая виды имущественных прав;
—  система государственных гарантий.

Подавляющее большинство экспертов считает наиболее преспективной отраслью экономики республики сельское хозяйство.

Однако надо понимать, что только при наличии таких нормативных правовых актов как «Концепция управления государственным имуществом», «Закон о кадастре»,  внесении соответсвующих изменений в Гражданский кодекс, а также принятии ряда мер протекционистского характера, у республики появится реальная возможность обеспечить  приток капитала в сельское хозяйство.
 
На сегодняшний день единственным ресурсом Южной Осетии является природный ресурс, вне зависимости от формы «привязанный» к конкретным земельным участкам: минеральная вода, сельское хозяйство, животноводство, лесное хозяйство и т.д. 

Зеленая Экономика

По моему глубокому убеждению, будущее республики, её возрождение и стабильность неразрывно связано с экологически устойчивым развитием на основе так называемой Зеленой Экономики. В современном мире политическая стабильность и экономическое благосостояние стран во многом определяются именно экологическими факторами. Отправной точкой опоры для воссоздания нашей экономики должно стать осознание необходимости достижения в ближайшее время следующих целей:
— сохранение и преумножение населения горных районов
— создание новых рабочих мест,
— рациональное, неистощающее использование природных ресурсов с минимальным, негативным воздействием на нашу природу.

Особенностью нашей республики является то, что 90% её территории покрыты горами. А горы, как утверждают экологи – одна из наиболее хрупких экосистем. Нарушая в них равновесие, мы создаем себе угрозу для существования не только в отдаленном, но и ближайшем будущем.
Нам необходим новый, инновационный подход к экономическому развитию республики, для избежания необратимой деградации наших гор. И этим подходом должна стать Зеленая Экономика.

Идея Устойчивого Развития выдвинута Организацией Объединенных Наций в 1992 году и дополненна в 2010 году новой инициативой  по переходу к глобальной Зеленой Экономике. ООН определяет Зеленую Экономику как практическую деятельность по улучшению благосостояния  людей с минимальным риском и ущербом для окружающей среды.

Концепция Зелёной Экономики активно внедряемая развитыми и развивающимися странами также закладывает хорошую основу для переосмысления путей и методов ведения хозяйственной деятельности на територии Южной Осетии.

Значимость и необходимость экологически чистого развития  неоднократно озвучивались на высшем политическом уровне и в Российской Федерации. В Посланиях Президента Российской Федерации Д.А.Медведева идея создания Зелёной Экономики определена в качестве долгосрочной стратегии развития страны. В развите этого Правительство В.В. Путина активно проводит работу  по модернизации производства, повышению его эффективности и уменьшению нагрузки на экосистему на основе самых современных экологических стандартов.
 
Достойным примером для подражания являются ведущие страны Европы, среди которых Австрия, Германия, Италия, Франция, Словения и Швейцария, уделяющие особое внимание социально-экономическому развитию горных районов. По их инициативе в 1991 году была подписана Альпийская Конвенция, которая сформулировала принципы для международного партнерства в сфере устойчивого развития горных регионов.

Позднее в 2006 году, на опыте этих стран была создана Карпатская Конвенция, инициаторами которой  были Чехия, Венгрия, Словакия, Польша, Румыния, Сербия и Украина.

В настоящий момент Республика находится в самом начале пути к вершине именуемой Зеленая Экономика. Но у нас есть многое для того чтобы это непростое восхождение было успешным. Базируясь на опыте реализации этих конвенций, мы имеем возможность для выработки национальных инициатив по развитию горных регионов.

За многие десятилетия накоплены уникальные знания по биологическим и экоресурсам горных масивов Кавказа. В этой связи хочется отметить научное наследие профессора Буша, получившее всемирное признание и являющееся хорошим ориентиром в принятии современных, научно-обоснованных управленческих и инвестиционных решений по развитию национальной Зеленой Экономики.

Посольство Республики Южная Осетия в Москве ведет работу в этом направлении. Уже сегодня мы готовы предпринять энергичные шаги по совместной работе с учеными, деловыми кругами, а также международными и  неправительственными организациями по реализации указанного потенциала.

Так в марте 2010 года в Посольстве подпсан Протокол о намерениях с учеными-биологами Санкт-Петербурга о возможности создания в горных районов Южной Осетии био-технопарка «Фарма-Ерман» по питомника лекарственных растений на основе лекарственных трав и внедрение биотехнологии микроклонирования растительного материала для воспроизводства культур, рекарственных растений, попавших в Красную книку, получения посевного материала в виде лекарственных трав с последующим производством на их основе БАД, лекарств и компонентов для парфюмерной продукции.

Перспективными отраслями новой Зеленой Экономики нашей страны могли бы стать:
— строительство мини ГЭС, запуск линий по первичной обработке сельхозпродукции, создание медицинских СПА-центров на основе минеральных вод и лечебных грязей, эко и агротуризм, внедрение новых биотехнологий — поставки сырья и компонентов на европейские рынки фармацевтической и косметологической промышленности.

В настоящее время нами ведутся консультации с региональным офисом ЮНЕП — Программы ООН по окружающей среде в Женеве по запуску в Республике проектов технической помощи в области Зеленой Экономики.

Земля Южной Осетии изобилует ценнейшими запасами и источниками питьевой и лечебной минеральной воды, востребованнось которых на международных рынках возрастает с каждым годом. Здесь есть все необходимые природные условия для развития экологически чистой продукции и её экспорта в Европу.

Природа Республики богата нереализованными возможностями по созданию экологических троп и маршрутов. Богатейшая история и культура нашей страны могут стать центрами притяжения для этнографического, научно-познавательного и гастрономического туризма.

Мы убеждены в том, что Зеленая Экономика может стать не только важным фактором новой экономики, но серьезно способствовать укреплению мира и стабильности в регионе, повышении уровня жизни населения и, что самое важное для бубущих проколений — сохранение и преумножение природно-культурного богатства и разнообразия Республики. 

Вышеизложенное подразумевает необходимость поступательной и кропотливой работы, которая как результат должна привести к формированию отраслевой ориентации экономики Южной Осетии.  Эта задача является комплексной и системной, её исполнение должно быть рассчитано на 5-7 лет.

Нестандартные решения

На сегодняшний день реальность такова, что социально-экономическая и политическая ситуация в Республике Южная Осетия подразумевает  возможность развития некоторых экономических кластеров, позволяющих, снизить динамику оказания финансовой, материально-технической, и иной помощи со стороны России  и соответственно  снизить объем бремени  для российского бюджета.
 
В нынешних условиях нам представляется целесообразным развертывание  в республике рынка услуг, не подредпологающих серьезных бюджетных ассигнований и долгосрочных производственных инвестиций. Одной из таких сфер деятельности мог бы стать рынок финансовых услуг.

При условии установления в стране льготного режима налогообложения отдельных видов деятельности и отдельных видов доходов, Южная Осетия могла бы стать весьма привлекательной с точки зрения юрисдикции для регистрации иностранных, и в первую очередь российских компаний при осуществлении различных финансовых операций, преимущественно связанных с оборотом ценных бумаг.

Для создания льготного режима в частности необходимо:
•    установить нулевую ставку налогообложения дивидендов, получаемых компаниями — резидентами Южной Осетии от участия в капитале компаний резидентов и нерезидентов Республики Южная Осетия;
•    установить нулевую ставку налога на операции с ценными бумагами;
•    определить, что в состав налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц не включаются суммы дивидендов, полученных резидентами Южной Осетии от участия в капитале компаний – резидентов и нерезидентов;
•    допустить возможность получения иностранными гражданами статуса резидента Южной Осетии при соблюдении соответствующих требований, например, проживание в течение определенного времени на территории страны, наличие недвижимости и т.п.).

Для достижения наибольшей эффективности указанных мер, кроме принятия соответствующих решений Парламентом Южной Осетии,  необходимо заключение отдельного межправительственного соглашения между Южной Осетией и Российской Федерацией об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогов.

Ожидаемый результат

Указанные меры приведут к тому, что регистрация компаний в Южной Осетии обретет привлекательность в силу того, что дивиденды, полученные от ведения хозяйственной деятельности в других странах и переведенные на счета компании-бенефициара в Южной Осетии, не будут облагаться налогом.
То же касается и налогообложения доходов физических лиц.

Нулевая ставка налога на операции с ценными бумагами сделает территорию Южной Осетии привлекательной для регистрации сделок купли-продажи ценных бумаг.

Эти и другие меры, реализованные при компетентном и грамотном подходе могут привести к желаемому результату – формированию основ современной и эффективной экономики Республики Южная Осетия.

Дмитрий Медоев,
Чрезвычайный и Полномочный Посол
Республики Южная Осетия в РФ,  кандидат политических наук.