Пресс-конференция Алана Джибилова

Очередная пресс-конференция в Правительстве республики Северная Осетия-Алания прошла вчера, в среду 25 апреля, с участием министра промышленности, транспорта и энергетики Алана Джибилова.

Как и следовало ожидать, разговор о ситуации в реальном секторе экономики, о его возможностях и стратегические направлениях, а также об энергетике и пассажирских перевозках и получился непростым.

Вопросов в адрес министра поступало много, и каждый требовал детальнейшего ответа, к примеру — появились ли симптомы оздоровления ситуации в производственном секторе республики или как идет реализация вступившего в силу закона о такси? Трансляция велась на официальном портале республики, где любой желающий мог оставить свой вопрос руководителю министерства.

Алан Джибилов начал с показателей. В первом квартале 2012 года индекс промышленного производства составил 102,2%. По СКФО этот показатель равен 99,2%, по РФ — 104%. Индекс промышленного производства по добыче полезных ископаемых составил 86%, по обрабатывающим производствам — 110,1%, по производству и распределению электро- и теплоэнергии — 66,9%. Предприятиями Министерства за I квартал текущего года произведено продукции на сумму 2 млрд 248 млн руб.

По состоянию на 1 марта 2012 года в результате деятельности крупных и средних промышленных предприятий Министерства получена прибыль на сумму 193,6 млн. руб. Среднемесячная заработная плата на промышленных предприятиях Министерства достигла 15 763 рублей. Министр отметил и наиболее динамично развивающиеся предприятия — сегодня это «Кавдоломит», «Радуга», «Баспик», «Рокос», «Ирафская швейная фабрика».

Как отметил министр, одной из самых трудноразрешимых проблем для наших предприятий остаются услуги естественных монополий и нехватка средств; заводы пытаются получить кредиты, чтобы развиваться, однако высокие процентные ставки у банков становятся серьезной преградой.

Среди наиболее перспективных предприятий министр промышленности, транспорта и энергетики отметил «Баспик» -предприятие, производящее микроканальные пластины для приборов ночного видения. Как рассказал Алан Джибилов, «Баспик» заключил договор с заводом «Гран», началась установка современного оборудования, но «Росэлектроника» заявила свои права на федеральную собственность — завод «Гран», в результате чего вся деятельность приостановлена.

Поинтересовались журналисты и ходом реализации программы энергосбережения, принятой в республики до 2020 года. Сейчас идет первый из четырех этапов ее реализации, по которому республика выполнила все условия.

На вопрос о лучших инвестиционных проектах, министр отметил один из самых лучших, по его мнению, проектов — завод «Кавдоломит». Об этом говорят и цифры: в 2011 году произведено продукции на 102 млн. руб, за три месяца 2012 г. произведено продукции на 17,8 млн. рублей. Сегодня предприятие приступило к реализации проекта «Полное технологическое переоснащение и расширение производства»» стоимостью 1 млрд. 38 млн. 515 тыс. рублей. В 2012 году ОАО «Кавдоломит» предоставляются государственные гарантии Российской Федерации. Проект предусматривает проведение технологического переоснащения карьера и строительство цеха по размолу колотого доломита. В производстве будет задействована высокоэффективная современная технология, а также будет создан новый источник налоговых поступлений во все уровни бюджетной системы (по данным предприятия, предполагаемые налоговые отчисления составят 1,169 млрд. руб. за 7 лет реализации проекта).

Динамично развивается и вагоноремонтный завод, которому в этом году исполнятся 100 лет. Алан Джибилов сообщил о том, что на предприятии организован и обустроен новый цех парных полос. А это значит, что завод будет выпускать полувагоны, причем за собственные деньги. «Мы находимся на втором этапе переговоров с немецким Коммерс-банком по поводу очень интересного и нового для нашей республики проекта — учебно-тренировочного центра Гражданской авиации. Сумма проекта — около 32 миллиона евро», — озвучил еще одну хорошую новость Алан Джибилов.

Самым непростым проектом дня сегодняшнего считает проект цементного завода в Алагирском районе. Уже сейчас, до начала его строительства, он имеет и противников, и сторонников — но ведь любое производство — это и есть нарушение экологии. В 2012 г. начались подготовительные работы, запланировано освоить 500 млн. руб. С начала 2013 г. предполагается приступить к основному этапу строительства. Прежде чем руководство республики и руководство УГМК приняло решение о его строительстве и дабы снять вопросы по экологической безопасности, состоялась поездка группы общественности Алагирского района, СМИ, Парламента и экологов на подобный завод в Германии.

Как сообщил министр, производство будет организовано по образцу передовых предприятий Европы в соответствии с международными нормами экологической безопасности. Заключены контракты с компанией «KHD Humboldt» (Германия) на поставку технологического оборудования, включая комплектующие части, техническую документацию и шефмонтаж технологического оборудования. Фирма — один из мировых лидеров по разработке технологических проектов цементных заводов. Компания построила в РФ уже не один завод, но Алагирский станет самым современным и прогрессивным в плане экологии.

«Могу сказать, что в немецком городе Бекум находится 5 цементных заводов. И с экологией там все в порядке. В чем причина? Немцы добиваются этого одним-единственным способом: любой сбой технологического процесса означает остановку завода», — пояснил министр. Для обучения среднего и высшего звена управления студенты второго курса СКГМИ будут направляться на обучение в Белгородский государственный технологический университет, где есть соответствующие факультеты и образовательные программы. Подготовка и переподготовка рабочих специальностей будет осуществляться непосредственно с начала строительства по специальным программам с обучением на месте и ознакомлением с технологий и оборудованием.

По-прежнему множество неразрешенных проблем существует в транспортной отрасли. Это и изношенность автопарка, и низкие тарифы на проезд при высокой себестоимости перевозок.

«Мы приняли концепцию развития транспортной отрасли до 2020 года, — так министр ответил на вопрос о доле участия министерства в деле решения проблем городской сети общественного транспорта. — В этой концепции четко прописано — какие изменения ждут пассажирские перевозки. Мы жалуемся на то, что невозможно проехать по улице Кирова или Ленина в час пик, но ведь ежегодно у нас регистрация транспорта увеличивается на несколько тысяч единиц! И это при отсутствии парковок. В целом же мы работаем в тесном контакте с АМС города, и все вопросы, которые касаются транспортной области, решаем во взаимодействии». Впоследствии министр признался, что на собственном примере знает все недостатки пассажирских перевозок, поскольку изредка ездит в Беслан на общественном транспорте.

Алан Джибилов сообщил, что в рамках программы безопасности и антитеррористической защищенности на транспорте каждому субъекту СКФО было выделено по 20 миллионов рублей. Эти деньги (плюс республиканские дотации — итого 21 млн. 300 тысяч) будут потрачены на создание антитеррористической защищенности на автовокзале №1. О проблемах автовокзала говорится немало, однако по сей день перрон автовокзала полностью открыт. «Все деньги целевые, мы не имеем право даже рубль потратить на установку забора», — пояснил министр.

Под занавес встречи журналисты поинтересовались законом о такси — насколько активно идет его реализация и много ли желающих получить лицензию. На что Алан Джибилов привел такие данные: в соседней Чечне лицензию получили 600 таксистов, в КБР — 150, у нас выдано всего… 16 разрешений. «Каждый должен платить налоги в казну. Почему водители такси не должны платить налоги наравне с теми же учителями и врачами, получающими копеечные зарплаты?».
Ольга Датиева