Кислота стоит свеч

В сернокислотном цехе (СКЦ) «Электроцинка» модернизирован узел участка налива серной кислоты, предназначенного для отгрузки продукции в автоцистерны. Теперь здесь еще больше «хоботов» и новая «ферма». Разбираемся, что это значит.

Откуда модернизация «дует»
Раньше узел налива кислоты в автоцистерны (имеется еще второй — рассчитанный на обслуживание железнодорожного транспорта) представлял собой идущую от емкостей хранения трубу из «нержавейки». Во время отгрузки серная кислота с помощью нескольких насосов поступала через кислотопровод в автоцистерны, которые приходилось подгонять под жестко закрепленный слив.
Еще два года назад этой конструкции было вполне достаточно, чтобы осуществлять отгрузку кислоты потребителям, большинство из которых использовали железнодорожные цистерны.
— Ситуация изменилась, когда мы пару лет назад вышли на новые рынки, — рассказывает коммерческий директор ОАО «Электроцинк» Сергей Гулин. — Сегодня в числе наших потребителей — грузинская компания «Rustavi Azot», имеются также контракты с крупным дагестанским предприятием по производству удобрений и с компанией «Гидрометаллург», г. Нальчик. Нашим нынешним партнерам экономически выгодней транспортировать серную кислоту автомашинами.
Стало очевидным, что существующий узел налива серной кислоты в автоцистерны не способен справиться с новыми объемами отгрузки. Коммерческая служба предприятия подготовила служебную записку на имя генерального директора Игоря Ходыко с просьбой модернизировать участок. И вскоре на одном из совещаний директората было принято решение реконструировать узел. Соответствующие технические задания получили проектно-конструкторский отдел (ПКО) и служба главного механика.
С точностью до миллиметра
Задание разработать проект по модернизации узла налива кислоты в автоцистерны было поручено ведущему конструктору ПКО Александру Леонтьеву. По его словам, главная цель заключалась в том, чтобы предусмотреть в существующей схеме дополнительные посты налива кислоты с учетом обеспечения безопасного движения транспорта на участке, норм техники безопасности и технологических требований во время отгрузки.
— На узле отгрузки кислоты мы определили дополнительные точки для врезки двух труб длиной более 20 метров и диаметром 76 мм, — поясняет Александр Леонтьев.
Также для труб подготовили так называемые «хоботы» из полиэтилена длиной 4,5 метра. Поворотные трубчатые элементы крепятся к концу трубы и благодаря своей подвижности аккуратно вставляются в люк цистерны. Кроме того, для регулирования слива кислоты были разработаны две пластиковые насадки с запасом, позволяющие осуществлять отгрузку в автомашины различной высоты.
Установка дополнительных труб была запланирована на «почтительном» расстоянии от существующей. Во-первых, это соответствует требованиям техники безопасности, во-вторых, позволяет обслуживать единовременно три автоцистерны.
Разработкой фундаментного основания, системы опорных конструкций, подъездных «карманов» и площадок обслуживания занималась заведующая сектором строительной группы ПКО Светлана Пхалагова. Параметры проекта по строительной части были просчитаны с миллиметровой точностью в целях обеспечения безопасного движения транспорта на территории во время процесса отгрузки.
Проект модернизации узла был подготовлен в кратчайшие сроки — на его разработку понадобилось около месяца. После его согласования с «производственниками» «Электроцинка», техзадание было передано в отдел главного механика.
Прочная конструкция
Воплотили в жизнь проект заводских конструкторов специалисты подрядной организации «Лимеко». В строительно-монтажных мероприятиях были задействованы две бригады по четыре человека в каждой. Так как часть работ проводилась на пятиметровой высоте, была задействована спецтехника — автовышка и автокран.
— Сначала строители подрядчика осуществили работы по закладке фундамента под поддерживающие металлоконструкции, — говорит главный механик ОАО «Электроцинк» Сергей Кулаев. — По окончании работ вторая бригада, состоящая из монтажников, приступила к сборке металлоконструкций.
Врезка в существующую систему двух новых труб потребовала строительства целой фермы из швеллеров. Прочно смонтированные металлические балки превратились в единую конструкцию, обеспечивающую новым линиям надежную поддержку на высоте.
Строительно-монтажные работы длились чуть больше трех недель, затраты составили порядка семисот тысяч рублей.
Одни плюсы
Ввод в эксплуатацию двух дополнительных пунктов налива кислоты в автоцистерны запланирован на ближайшее время. По словам Сергея Гулина, модернизация участка усовершенствует процесс отгрузки кислоты.
— Это нам позволит существенно экономить время, — уверен коммерческий директор «Электроцинка». — Если раньше в среднем за три часа обслуживались три автоцистерны, то теперь за это же время — шесть машин. А это залог более оперативной и качественной работы с нашими потребителями.

Вячеслав ТАЙМАЗОВ
На фото: пока автоцистерны обслуживает один пост, но скоро ситуация изменится