Происхождение Нартов. Смена поколений, живших до Нартов

Когда Господь создал мир, он задумал создать в нем и людей. По его велению на земле появились уадмирытæ. Это были большие и сильные люди, но слишком тяжелые для земли.

Спустя триста лет со времен зарождения уадмирытæ, Господь создал къамбадатæ, равных по силе и уму предыдущим, но гораздо меньше ростом. Равнялись примерно с сегодняшними десятилетними детьми. Они оказались слишком маленькими для земли.

Спустя триста лет после их появления, Господь создал гамерытæ, но они вновь оказались слишком большими и сильными.

Спустя триста лет со дня появления гамерытæ, Господь создал гуымирытæ, но и они не подошли земле.

Спустя еще триста лет, Господь создал уæйгуытæ. Но и они оказались неподходящими, были слишком большими.

Спустя триста лет со времен создания уæйгуытæ, Господь создал новых людей — Нартов. Они подошли земле и ростом и силой.

Такова легенда о происхождении Нартов. Не смотря на то, что фактически она повествует о создании людей, если сравнивать его с эпосами других народов, то в гораздо большей степени она напоминает сюжеты о появлении богов.

Если взять, к примеру, греческую мифологию, то здесь из начального Хаоса появляются первые боги, которые сменяются в повествовании другими и так — поколение за поколением. Очень схоже со сменой поколений людей в нартском эпосе. Если в последнем итогом сменой поколений является появление Нартов, то в греческой мифологии итог — появление богов-олимпийцев и детей их полубогов. Конечно, в этих сюжетах есть и существенные различия, но причина их заключается в том, что нартский эпос основывается на монотеизме, в то время как греческие мифы и легенды — на политеизме.

В подтверждение подобию нартовских героев богам можно напомнить, что многие исследователи сравнивают героев нартского эпоса с богами эпосов других народов (не только греческих). К примеру, скандинавским двойником хитреца Сырдона называется бог Локи. Сослана называют «солнечным божеством» (и сравнивают со скандинавским Бальдром), Батраза — «грозовым» и т.д. К тому же, подобно богам, герои нартского эпоса имеют волшебные, колдовские способности, власть над стихиями и т.п., что еще больше сближает их. Все это выражает отношение народа к героям.

Мурат Черчесов, 2-й курс журфака СОГУ, спецкурс «Нартский эпос осетин», научный руководитель — Д.В.Сокаева