Сказка о белом коне

Осетинская волшебная сказка

Опубликовано: ПНТО. Осетинские волшебные сказки (Сост., вступ. ст-я, комм. Д.В.Сокаевой). Владикавказ: ИПО СОИГСИ, 2011.

У одного хана был дом на берегу Черного моря. Был у него дом и на берегу Белого моря. И в одном у него были жена и три сына и в другом были жена и три сына.

Он состарился на берегу Черного моря и не в состоянии был никуда ходить.

Тогда его сыновья начали его спрашивать:

— Отец наш, ты никуда не делал набегов? Что-нибудь расскажи нам.

— Ей, мальчики! Откуда вам знать, куда я делал набеги? Откуда у меня может быть такой сын?

Старший сын сказал:

— Я бы поехал, но мне еще не время, может?

Отец на это сказал:

— Я не то что в твоем возрасте, но даже в зрелом возрасте самого младшего из вас уже начал ездить. А теперь если кто-нибудь принесет мне лекарство для глаз из мест, где я побывал, тот мне и сын.

Старший сын привел из табуна десять лошадей и сам подготовился. Сел на одного коня и поехал. Где конь уставал, там он его и оставлял. И так он доехал до холма Астач-Казали1 и оттуда он привез одно ребро и передал его отцу.

— Отец мой! Там ты никогда не был.

— Эй, мальчик! Это же холм, на котором я обедал! Вон собакам бросьте эту кость!

Другой сын сказал:

— Отец мой! Я тоже попробую.

Он тоже отобрал лучших коней, пригнал их и подготовил.

На одного сел, остальных привязал сбоку, да так и поехал. Доехал он до второго холма Астач-Казали. Он тоже привез оттуда одно конское ребро и сказал отцу:

— Отец мой! Ты когда-нибудь там был?

— До какого места ты доехал?

— Был в том-то месте, на том-то холме.

— Эй, мальчик! Это же холл, на котором я полдничал.

Ребро он велел бросить собакам.

Тот, который был младшим из мальчиков, сказал:
— Отец наш, мне тоже хочется поехать, но я не смогу поехать на конях из табуна, может быть, есть такой конь, на котором ездил ты сам?

— Уой, мальчик мой! Конечно, есть, но ты же с ним не справишься. Ты даже поводья его не удержишь. Вон в конюшне он, его уши едва видны из-под навоза. Он там в навозе погряз по самые уши! Там под навозом загнил он.

Юноша пошел в конюшню, схватил его за уши и вытащил оттуда, свел его к морю, вывалял в яйцах, до блеска очищая его шелковистую шкуру, оседлал его, вооружился, сел на коня, прогарцевал на нем и спрашивает у матери:

— Как я выгляжу? Идет это мне?

— Идет, как собачий помет на весенней траве!

Юноше стало обидно. Он еще лучше подготовил коня и себя получше снарядил и тогда вскочил на коня. Как выстрелы прозвучали удары его дубинки по коню, и так прогарцевал. Тогда он обращается к своей матери:

— Нана, и теперь это мне не идет?

— Очень, очень идет, мальчик! Как идет роса весенней травке, так и ты выглядишь!

Тогда юноше стало приятнее.

— Ну, теперь я хочу ехать!

— Ну, если ты едешь, то вон в кладовой его борзая, выпусти и ее.

Выпустил он из кладовой борзую и высочила белая-белая с коня борзая. Конь и борзая друг другу обрадовались. Юноша вскочил на коня и отправился. И приехали они на холм Асач-Казали. С холма он огляделся, там масса пастухов.

— Ой, много вам скота!

— Ой, чтоб тебе попасть! Это же один из наших врагов появился!

— Ой, не дадите ли вы одного барашка?

— Пропасть бы твоему дому, уж бери одного барана!

Сидя на коне, он поднял одного барана, на холме его зарезал, сварил, поел, остатками накормил свою борзую, сел. Начался дождь. Второго холма Астач-Казали он достиг в поддень. С вершины холма огляделся, а там масса пастухов.

— Уой, здравствуйте,- говорит он им.- Чтоб у вас много скота было!
— Уой, чтобы дом твой был без радости! Явился один из наших мучителей!

— Дайте одного барашка!

— Пусть будет безрадостным твой дом, возьми одного барашка.

Он с коня протянул кнут с подвернутым петлей кнутовищем и достал барашка, зарезал его на холме, сварил, поел, накормил свою борзую. Тогда он сел на коня, продолжил свой путь.

Тогда он говорит коню:

— Чтоб тебя собаки съели, если ты не привезешь меня в те места, где бывал мой отец!

Борзая бежала впереди него, так они и продвигались. К вечеру они прибыли во второй дом его отца на берегу Белого моря. Юноши, которые там были, выбежали с ружьями.

— Вот убийцу нашего отца наш конь привез к нам домой!

Выбежала их мать за ними следом:

— Что вы делаете? Сначала узнайте, кто этот всадник, что он такое?

Тогда они его спрашивают:

— Что ты? Кто ты? Это же конь и гончая собака нашего отца! А кто ты такой? Ведь эти конь и собака наши конь и собака!

— Живем на берегу Черного моря. Отец наш состарился, ходить уже не может, а я теперь, будучи мальчиком, поехал в балц и про себя взмолился коню: Чтоб ты доставил меня до мест, где бывал мой отец!» и вот он меня сюда и доставил. А чем вы занимаетесь, этого я не знаю.

— Ну, а для нас это конь нашего отца, гончая собака нашего отца.

Тогда, оказавшись братьями, они обрадовались друг другу, начали обниматься, успокоились.

Ну, тут между двумя селами большая река: на одном берегу плачут, на другом берегу поют.

Гость удивился:

— Что случилось, что за чудо — там плачут, тут поют!

— Это не чудо. У истоков нашей реки сидит дракон, и дает нам воды только два раза в год. Теперь дочь хана идет к дракону, а он ее съест.
Тут женщина, не находя воды, чтобы приготовить ужин, только присела над мукой, как юноша вскричал:

— Погоди, погоди, что ты делаешь, матушка?

— А что же мне делать? Воды-то ведь нет! Он только два раза в год дает на воду, а на чем же я должна замесить тесто?

— Принеси-ка ведра!

Он попросил принести ведер, в этих ведрах на своих десяти пальцах он быстро принес воды и все это разделил между соседями. Испекли чурек, поужинали, легли спать. Когда они утром встали, то юноша смотрит и видит, что на другом берегу люди в тревоге мечутся. Тогда отправились в путь ханская дочь, масса народу за ней идет и все плачут. Юноша-гость тоже оседлал коня своего и сел на него. Когда он отправился, то братья его спросили:

— Куда идешь?

— Вон, посмотрю на людей, — сказал.

— Было бы лучше, если бы ты не ехал.

Не послушался он их, едет со всеми, а люди постепенно начали возвращаться, а те, которые были ей поближе, ехали с нею.
Но вот уже они все повернули назад. Девушка идет одна. Между тем юный гость продолжает ехать с девушкой. Девушка ему говорит:

— Куда ты едешь, добрый юноша? Разве тому, кто меня съест, этого недостаточно?

— Юноша же говорит:

— Я посмотрю, как он тебя будет есть.

Девушка говорит ему:

— Вернись.

Юноша же так говорит:

— Нет, девушка, лучше будет, если вместо тебя он меня съест.

Он уговаривал девушку вернуться. Девушка удивлялась:

— Какой глупый юнец! Хочет, чтобы его съели!

Когда девушка все-таки отказалась возвращаться, он достал из кармана шелковый платок и привязал ее за руку к ореховому дереву и оставил е там, а сам поехал на холм.
Тут конь его остановился, а человек удивляется: «Почему мой конь остановился?» Нанес ему несколько ударов и спрашивает:

— Что с тобой? Чтоб тебя собаки съели! Что с тобой случилось?

Тогда конь ему говорит:

— Ей, мальчик! Над этим и твой отец долго старался, но ничего поделать не мог! Как же ты идешь?

Как тут обрадовался юноша:

— Хорошо, что ты заговорил со мной, теперь счастье будет с нами.

Конь ему говорит:

— Когда мы взойдем на холм, будет много крика, плача, взмутится вода, опечалишься, но не пугайся! Если ты испугаешься, то тебе и мне, и собаке конец! На лбу у дракона есть белая волосинка, в нее и целься! Если ты не попадешь в цель, то и тебе конец, и мне, и нашей борзой.

Добрались они до вершины холма, спешился юноша, взвел курок. Тут дракон поднял голову над водой, крикнул:

— Кто это такой? Кто не дает мне съесть мой шашлык?

Когда дракон к ним приблизился, юноша пустил стрелу, и она сняла три белых волоса. Конь же ударил его копытами задних ног и он отлетел на длину кабардинской пашни2. Борзая к нему подбежала и схватила его за горло.

Юноша обнажил меч и прежде всего отсек ему оба уха, положил их себе в карман, потом расчленил его и сложил как дрова.

Вскочил на своего коня, вернулся к девушке и говорит ей:

— Пойдем домой, убил я его!

Девушка отказывалась:

— Дома убьют меня, его никто не сможет убить!

Юноша девушку пригласил и показал его. Тогда девушка вернулась к себе домой, в село. Когда они приблизились к селу, то юноша пошел домой другой дорогой. Девушку хотели убить:

— Ты же, моя дочь, губишь наше село, иди обратно!

Когда она отказалась, отец ее сказал:

— Ну, если он умер, то у того, кто его убил, должны быть какие-то доказательства, или кинжал его должен быть в крови, то тогда я выдам за него замуж свою дочь.

Приходит один с окровавленным кинжалом, и другой смочил свой кинжал кровью. И тогда он спрашивает свою дочь:

— Все они были убийцами?

— Из них не был никто!

Тогда отец сказал:

— Если он убит, то я сейчас же это выясню. Я пущу к реке своих двух бурых быков — Кака и Кобора. Если они будут пить воду, то значит он и вправду мертв.

Кака и Кобора повели к воде, и они так напились воды, что их позвоночники остались где-то внизу, нижняя часть живота поднялась наверх.

Тогда они поверили, что он мертв. Тогда хан вынес свой большой круглый фынг с точеными ножками, и поставил его среди людей:

— Пусть тот, кто его убил, положит на этот фынг два его уха.

Тогда юноша подошел, вынул из своего кармана два уха и так бросил их на фынг, что фынг с точеными ножками рассыпался. Тогда его подняли на руках и начали одаривать большими подарками. Он пошел к своим родственникам. С этого времени начали носить сколько угодно воды.

Вечером он напоил в кладовой своего коня и свою борзую, всю ночь танцевал на танцах, а утром пошел прибирать в кладовой и застал мертвыми и коня и гончую. Он начал плакать и причитать, но никто его не мог успокоить. Тогда зашла к нему колдунья и сказала:

— Что ты так убиваешься? Я помогу тебе завладеть тем, кто из его мочи родился. На вершине Белой горы, возле скалы Уаскерги, пасется железный жеребец, который летает между небом и землей, которому нет равного по виду, по стати. В полдень он приходит к колодцу пить воду. Так вот, этот колодец прикрой, а сам принеси ему пуд соли и положи ее у воды, а он никогда еще не ел соли, и если он съест пуд соли, то он будет умирать от жажды, и когда он будет уже умирать от жажды и начнет терять сознание, ты открой ему колодец и, если ты его не оседлаешь, пока он будет пить воду, то он тебя самого убьет.

Он взял пуд соли, как она ему сказала, и пошел. Шел он, шел и ворвался на площадку возле скалы Уастырджи и, найдя колодец, прикрыл его. К полудню пришел на водопой конь и не нашел воды, и когда тот, кто никогда в жизни не ел соли, нашел соль, то съел всю соль. Когда конь уже умирал от жажды, он открыл колодец, и конь начал пить и выпил всю воду. Пока конь пил воду, он взнуздал коня, оседлал его и вскочил на него и то трижды поднял его в поднебесье, трижды опустил вниз.

Юноша сидел как гвоздь в седле3 , не шевелясь. Тогда конь говорит ему:

— Горная птичка! Ты годишься мне в седоки.

И юноша ему говорит:

— Эй, осленок, ты мне подойдешь как конь!

И отправился юноша, проехал через Нартское село, а по Нартскому селу было объявлено:

— Нартская Сатана выйдет замуж за того, кто сможет пить, кушать от восьми до восьми без перерыва.

Тогда юноша решил:

— Дай-ка попробую!

Тогда конь ему говорит:

— На что ты надеешься? Ты и одной ночи не выдержишь. Тебя моментально накормят.

— А как же?- спрашивает юноша.

— А вот так: выдерни три волосинки из моей гривы и заверни их в носовой платок и этим протри свои губы! Тогда ты станешь гладким (скользким), как рыба, иначе как ты придешь в таком виде? Там же много людей из Нартов сидит. Это нартская Сатана, к которой ангелы, все святые сватаются! Но вот тебе волосинки из моей гривы, которые тебе стоит отдать, как пропадем и ты, и я.

Ладно. Прибыли они в Нартское село на балкон к Сатане. Они велели передать Ахсартаккаевым:

— Сын хана от восьми до восьми будет соревноваться с Сатаной.

Сатана была верна своему слову, и они поспорили.

Ввели ханского сына. Усадили его, и айда! — одно кушанье за другим, одну выпивку за другой бегом приносили.

Волоски сын хана завернул в носовой платок, и когда он этим протирал свои губы, то и дело молвил: «Поднесите, голоден я».

Когда миновало около пяти дней, народ нартский начал удивляться:

— Что за чудо? Сутки же никто никогда не выдерживал — что же это такое, что за чудо?

Тогда начала спрашивать Сатана:

— Неужели у него никакой отметины нет? Иначе как он столько выдерживает?

— Не знаю, есть у него один носовой платок, и когда он им протирает свои губы, то тут же горит: «несите», мол.

Тогда Сатана сделала ему предложение:

— Тебе я досталась, дай мне теперь свой носовой платок.

Одни сутки он не отдал ей его, а потом отдал, но волоски, которые в нем были, намотал себе на палец, и заново принялся кушать.

Тогда Сатана начала спрашивать:

-У него совсем ничего нет?

— Не знаю! На его палец намотаны волоски, и когда он ими протирает себе губы, то опять становится голодным.

Тогда нартская Сатана начала выпрашивать у него эти волоски, но ханский сын их не отдал.
Самые красивые девушки начали его уговаривать:

— Сатана же твоя, чего же ты еще боишься, Сатана просит те волосинки, которые у тебя на пальце.

Тогда конь догадался, выломал дверь конь и, громко заржав, прыгнул через плетень. Народ встревожился, выбежал и юноша.

— Пустите его ко мне, он кого-нибудь убьет!

Подбежал к нему юноша, поймал его, а конь ему говорит:

— Быстро проведи губами по моей гриве!

Он коснулся губами и вновь проголодался. Коня он привязал, волосинку обвернул вокруг своего пальца, зашли в дом. Айда, блюдо за блюдом, питье за питьем, так и несли (на стол).

Выиграл он Сатану. С восьми до восьми они там развлекались. И тогда он пригласил Сатану. У Сатаны была борзая, они и ее пригласили. У Сатаны был такой носовой платок, платок, который омолаживал старых.

Когда они приехали, то Сатана своим носовым платком провела по лицам, по фигурам его матери и отца, и они превратились в жениха и невесту.

Они и сегодня живут в добром здравии.

НАСОИГСИ, ф.ф., д.345(4), п.133, тетр.4, л.121-130, исп. Темираев Д., в 1912-1937гг. зап. Дзагуров Г., диг.д.; 551, 300 1=ААЗ00А+851+551, перев. Хадарцевой А.