Кӕрчиклой — божество птиц

В давние времена у осетин существовал культ божества птиц — домашних и диких Кӕрчиклой. Ныне он забыт. Хотя почитание птицы у наших предков имеет глубокие корни. Народное предание сохранило весть о вещей птице Симург, и в легенде о седовласом царе птиц Симурге следует видеть образ собаки-птицы — Симарги, обнаруженный в скифских курганах 6-5 вв. до н.э. Культ птицы также засвидетельствован и в археологических материалах, касающихся истории средневековых алан, а слово карк восходит к древнеиранскому языку.

В горной Осетии в прошлом разводили только кур. С этой птицей связан целый ряд обрядов и примет. Например, крик курицы ночью воспринимали как предвестие смерти кого-либо из домочадцев. Во избежание несчастья такой курице отрубали голову. Хотя в осетинской обрядности курица и петух относятся к чистым творениям, способным противостоять нечисти. Особенно у наших предков ценился красный петух и черная курица. Красного петуха приносили в жертву покровителю ветров Галагону во время жатвы, кровью петуха мазали тело новорожденного, так младенца защищали от сглаза, а черную курицу приносили в жертву в праздник Кӕйдӕртӕ.

По представлению осетин черный цвет обладает магической силой. И по мнению известного исследователя Елены Бесоловой с этим цветом у нас связано все негативное в жизни: беда, несчастье (саубон), траур (саударын), коварный (сӕузӕрдӕ), горе (саумарой). Именно поэтому осетины резали черную курицу и зарывали ее под фундамент дома, в надежде оградить свое жилище от злых сил и всевозможных несчастий.

Куры и яйца использовались в аграрных обрядах и праздниках как символы плодородия. И вот как проходил один из них, ныне забытый праздник Кӕрчыты хсӕв : «…в начале декабря справляли Кӕрчыты хсӕв. В эту ночь во избежание сглаза или злых козней никто не выпускал домашний скот и птиц из хлевов и курятников, а вечером запрещалось ходить друг к другу в гости. В хлев и курятники шли ночью с приношениями. В своей молитве старший высказывал пожелание сохранения скота и птицы, предохранения их от козней и злых сил…Праздник отмечали в семейном кругу без жертвоприношения домашнего скота или птицы» (Л.Чибиров).
У северных осетин Кӕрчиклой, покровитель не только птиц, но и лис и зайцев. В захоронениях алан встречались амулеты из костей этих животных. Забытое в пантеоне осетин божество Кӕрчиклой все же принято считать покровителем плодородия.
Фатима Найфонова
На фото: фрагмент картины осетинского художника Алана Калманова» Осетия. Утро в горах»
.