Экономисты прогнозируют рост цен на Юге России из-за дорожных сборов

Введение в России сбора за проезд большегрузов по федеральным трассам вынудит перевозчиков повышать стоимость товара и в конечном счете приведет к росту стоимости продуктов в магазинах, заявили опрошенные «Кавказским узлом» экономисты. По их мнению, в регионах Северного Кавказа положение потребителей ухудшится особенно сильно.
«Кавказский узел» писал, что с 15 ноября в России введена в действие система «Платон», предусматривающая взимание платы за проезд грузовиков на дорогах федерального значения. Эта инициатива вызвала акции протеста дальнобойщиков по всей стране, в том числе в ЮФО и СКФО. 
Водители грузовиков с разрешенной максимальной массой выше 12 тонн на первом этапе действия системы «Платон», с 15 ноября 2015 года до 29 февраля 2016 года, должны платить 1,53 рубля за каждый километр пути по федеральным трассам. С 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года водителям большегрузов предписано платить уже 3,06 рубля за километр пути. Власти уверяют, что собранные деньги пойдут на ремонт дорог.
Зубаревич: издержки всегда перекладываются на потребителя
Каких-то особенностей грузоперевозок в ЮФО и СКФО нет, но объем поставок товаров в эти регионы меньше, рассказала корреспонденту «Кавказского узла» доцент Высшей школы экономики Наталья Зубаревич.
«Нововведение коснется республик Северо-Кавказского и Южного федеральных округов в меньшей степени, потому что там гораздо меньше развита сетевая торговля, которая делает поставки на более дальние расстояния. В основном товары доставляются в крупные сети, магазины, которых гораздо меньше, по сравнению с другими регионами, на Северном Кавказе», — пояснила она.
По словам Зубаревич, хотя изначально введение налога отразится на перевозчиках, те впоследствии повысят цену на перевозимую продукцию. В свою очередь ритейлер, купивший товар по новой стоимости, повысит цены в магазинах. Таким образом, платить налог будет конечный потребитель.
«Цена повышается и когда свет дорожает в магазинах, и когда увеличивается арендная плата. Все издержки всегда перекладываются на потребителя», — сказала эксперт.
Насколько вырастет стоимость продукции, Наталья Зубаревич предполагать не стала, поскольку неизвестен «вклад удорожания вида деятельности в конечную цену товара».
Введение нового налога, по ее мнению, выгодно в первую очередь государственной компании «Российские автомобильные дороги» — деньги, взимаемые с перевозчиков, пойдут Росавтодору, который должен направить финансы на ремонт дорог.
Делягин: цены на товары могут возрасти на 15%
Новые тарифы не уничтожат экономическую выгоду предпринимателей от перевозок, уверен директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. Он ожидает, что часть товара предприниматели теперь будут поставлять в сети по железной дороге, а стальной экономический урон будет компенсирован через повышение цен на товары.
«Пострадает конечный потребитель», — заявил корреспонденту «Кавказского узла» Делягин.
В силу высокого уровня бедности на Северном Кавказе может сократиться продуктовый ассортимент, так как будут уменьшены поставки определенных товаров в магазины, продолжил эксперт.
«Разумеется, это зависит от специфики региона и местных торговых сетей. По данным некоторых ритейлеров, в ряде регионов цены на определенную продукцию вырастут на 15%», — рассказал Делягин.
В более выигрышной ситуации в данном случае оказывается крупный предприниматель, который арендует фуры и может свободно маневрировать между крупными большегрузами и небольшими грузовиками.
«В оптимальной позиции находится и владелец машины грузоподъемностью менее 12 тонн, поскольку он не попадает под оплату налога, и часть грузов перейдет к нему», — считает Делягин.
Волчкова: в СКФО отсутствует конкуренция, которая могла бы затормозить рост цен
Повышение тарифов на транспортные услуги снизит их рентабельность, поскольку вырастут затраты предпринимателей, пользующихся ими, сказала в свою очередь экономист Центра экономических и финансовых исследований и разработок Наталья Волчкова.
Вместе с тем, она также считает, что в конечном итоге новые сборы будут оплачивать владельцы магазинов и потребители.
«В условиях невозможности увеличения цен и объема продукта из-за экономического кризиса, уменьшится предложение, а часть расходов компенсирует покупатель», — заявила корреспонденту «Кавказского узла» Волчкова.
Рядовые жители особенно пострадают в СКФО, где торговые сети развиты слабо, отметила экономист.
«Здесь отсутствует конкуренция, которая может затормозить рост цен», — заключила Волчкова.
Автор: Олег Краснов; источник: корреспондент «Кавказского узла»

Источник: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/272686/