«Ос — Багатар утонул в реке, войско осетин истреблено»

Историко-литературный научный проект «Нузальская надпись», посвященный толкованию строк «Нузальской надписи».
Автор — Челохсаева Алина, журфак СОГУ им. К.Л.Хетагурова, 1 курс.

Нузальская часовня находится в Алагирском районе близ реки Ардон. Недалеко от часовни расположено кладбище, что дает основание полагать, что весь район часовни служил для погребальных обрядов.

И тому подтверждение — сама Нузальская часовня, ведь под полом часовни были обнаружены останки тела, а именно — кости человека. По словам исследователей, они вполне могли принадлежать самому Ос-Багатару, именно так и думают многие историки. А вот Е.Г. Пчелина считает, что под полом часовни должно быть погребение Давида-Сослана, по преданиям — выходца из алано-осетинской фамилии Царазонта, владевший верхней частью Алагирского ущелья.

Однако нельзя исключать, что Ос-Багатар и Давид- Сослан — это одно лицо, ведь вполне возможно, что Ос-Багатар — это не имя, а военное звание, странное совпадение: исторические документы характеризуют Давида-Сослана как талантливого полководца, не мог ли Давид-Сослан иметь звание «Ос-Багатар»? Одним из доказательств того, что под полом часовни погребен именно Сослан, оказалась еще и то, что погребение у левой стены под фреской с надписью «Сослан», а ведь на надгробии не звание пишется, а имя.

В истории было упомянуто не об одном Ос-Багатаре, а о трех.

Первый относится к периоду правления Вахтанга Горгаслана, о втором известно меньше: жил предположительно он в 8-9 вв. («От нузальской надписи к роману» З. М. Салагаева.)

В истории так же говорится и о договоренности между Ос — Багатаром и царем грузин Вахтангом Гургасланом.

В 1904 году С.Н. Кокабадзе публикует текст, записанный по инициативе епископа Кириони, в котором подробно говорится о нарушении Вахтангом клятвы.

«Когда Вахтанг предложил Ос — Багатару переплыть реку Арагви, тот сказал:

-Хорошо, я переплыву, но дай слово, пока я не переплыву, ты не пошевельнешь даже пальцем.

-Клянусь крестом!

-Нет,- перебил Багатар,- не клянись крестом, а поклянись Богом, дневным и ночным.

-Клянусь,- сказал Вахтанг.

Но когда конь Багатара достиг середины реки, его начали одолевать волны. Желая спасти коня, Багатар поднял правую руку, чтобы ударить лошадь кнутом, и в это время Вахтанг выпустил стрелу, которая попала ему под мышку. (Газета «Терские ведомости». 1870. № 51.)

В двенадцатой строчке говорится о том, что Ос — Багатар утонул в реке, войско осетин истреблено.

Следовательно, если войско истреблено, то народ остался без защиты. Так как я предполагаю, что Ос — Багатар и Давид — Сослан могли быть одним лицом, то после гибели предводителя, народ мог переходить от одного царя к другому, это могло приводить к диссимиляции, но так как культура осетин осталась не тронутой, то, значит, в их жизни происходило много положительного или так сказать позитивного, что позволило осетинскому народу все равно сохраниться.

По моему мнению, нузальская надпись вполне могла быть посланием предков.

Потому что, читая эти строчки, поневоле вспоминаются древние племена Майя. Ведь оставленные ими загадочные рисунки, календари, и многое другое постепенно раскрывают свой смысл, а именно то, что многое из их предсказаний сбываются.