Моздок стягивал к себе все нити связей России с народами Северного Кавказа

Моздок с самого его основания преимущественно развивался как торговый центр Кавказской линии. Поэтому не вызывает удивления такой факт: когда Российское правительство в 1787 году выделило 5000 рублей на развитие города, оговорившись, что общество может израсходовать сумму по своему усмотрению, моздокчане решили вложить эти деньги во «всемерное развитие торговли».

Торговля в основном велась в лавках. Кроме лавок существовали ежедневные «собрания на гостином дворе» и воскресные базары. Моздок стягивал к себе все нити связей России с народами Северного Кавказа, и это было его основное предназначение.

Базар на Кавказе — это базар! Жители казачьих станиц, расположенных на линии, привозили сюда хлеб, зерно, муку, сено; осетины — сыр, бурки; народы Дагестана — оружие… Часть жителей занималась извозом, «нанимаясь доставлять казённые транспорты в Тагаурское ущелье».

Большинство населения Моздока составляли казаки, сохранившие свою военную организацию, осетины и кабардинцы, образовавшие горскую команду, и армяне, занятые торговлей. Это накладывало своеобразный отпечаток на облик города как военной крепости и торгового пункта на Кавказской линии. Указом от 19 апреля 1793 года генералу Гудовичу «вменялось в обязанность установить в Моздоке ярмарки и меновые дворы для привлечения горцев к торговле и знакомству с россиянами».

В дни ярмарок тихий по будням город Моздок делался шумным и оживлённым. На ярмарке можно было встретить русских купцов, торгующих сукном, чулками, перчатками, коврами, ситцем, мехами, изделиями из металла и стекла, другими товарами; грузины и персы торговали табаком, кофе, вином. Здесь, как нигде на Северном Кавказе, шёл торг лошадьми кабардинской и горской пород. Далеко за пределами Кавказа были известны рысаки моздокских конезаводчиков Хачатура Малбиева и Давыда Иванова. Обороты моздокских ярмарок были значительны. Так, на апрельской ярмарке в 1834 году было продано товаров на сумму 32640 рублей. Осенние же ярмарки привлекали меньшее число продавцов и покупателей.

По данным 1847 года, в Моздоке, кроме ежедневных городских торгов, бывали многолюдные базары по понедельникам и субботам. На эти базары съезжались со степных хуторов осетины-цайта, кабардинцы и другие жители соседних селений, доставлявшие на своих арбах хлеб, лес, мёд, изделия домашних кустарных промыслов: бурки, башлыки, домашнее сукно.

Ежегодно в Моздоке проводились три большие ярмарки: весной (21 апреля) — Георгиевская, летом (15 августа) — Успенская и осенью (19 сентября) — Филипповская. Каждая из них продолжалась около недели. Оборот капитала на ярмарках достигал 70 тысяч рублей серебром. Главными предметами торговли были русские хлопчатобумажные ткани, предметы домашнего обихода, кирпичный (калмыцкий) чай, хлеб, виноградное вино, а также крупный рогатый скот, овцы, лошади… Скот пригоняли горцы, местное русское население и ногайцы, обитавшие в моздокских степях.

Ярмарочная площадь находилась на том месте, где сейчас пересекаются улицы Мира и Богдана Хмельницкого. Раньше ул. Б. Хмельницкого называлась Колхозной, а ещё раньше — Ярмарочной.

Знаменитый осетинский художник Джанаев написал известную картину «Моздокская ярмарка». В экономических очерках А.В. Фадеева приведён архивный документ 1837 года, в котором сообщается, что скупщик Василий Калашников, приехавший из г. Юрьева Владимирской области, купил на ярмарке в Моздоке 120 быков и погнал их в Москву через Тамбов.

В Моздоке было большое количество ларьков, магазинов и других торговых предприятий. По данным Кавказского календаря, на 1852 год в Моздоке насчитывалось 18 купцов первой гильдии, 22 — второй гильдии и 352 — третьей. Оборот торговых предприятий 22 армянских семейств, в руках которых находилась по существу вся торговля города, составлял 199700 рублей в год.

Однако к концу XIX века торговля в Моздоке пошла на убыль. Главной причиной послужило возникновение новых торговых пунктов на Северном Кавказе и отток туда не только покупателей моздокского рынка, но и торговцев.

Испытывая большие трудности, моздокские купцы закрывали свои лавки и уезжали во Владикавказ, Георгиевск и другие города. Оставшиеся торговцы, по словам современника, «доживали остаток своих коммерческих дней». Не лучше обстояло дело и с моздокскими ярмарками. В 1898 году торговые обороты моздокских ярмарок сводились к ничтожной сумме. В связи с отсутствием покупателей на ярмарках огромное количество скота и хлеба не находило сбыта. Это и вынудило городские власти изыскивать средства для постройки на базарной площади новых корпусов со множеством торговых мест.

Из-за отсутствия прочного капитального моста через Терек жители Моздока испытывали большие неудобства. Часто, особенно во время разлива Терека, город оставался оторванным от населения правого берега. Первой крупной стройкой советского периода в Моздоке явился железобетонный мост через Терек. В 1930 году красавец мост, детище энтузиазма молодёжи, был сдан в эксплуатацию. К 1930 году в Моздокском районе было создано свыше 20 коллективных хозяйств.

Сплошная коллективизация способствовала увеличению урожайности всех сельскохозяйственных культур, а также производства животноводческой продукции. Излишки колхозники продавали на колхозном рынке, а цены были самыми низкими по сравнению с другими районами, что вновь привлекло покупателей в Моздок. И это всё длилось до начала Великой Отечественной войны.

Сам я хорошо помню послевоенный базар, который в воскресные дни являлся главным нервом города. Разноязычный говор в торговых рядах, под навесами, терпкие запахи яблок, винограда, вина, лука, чеснока, мяса, витавшие в воздухе, создавали особую атмосферу в это полуголодное время. Каждое воскресенье к нам в Моздок съезжались продавцы и покупатели со всех окрестных районов. И чего тут только не было! Фрукты, овощи, вареное, печеное, птица, мясо, мёд, одежда, ткани в различных ларьках — видимо-невидимо! Даже знаменитая Сорочинская ярмарка блекла перед моздокским базаром.

Старожилы помнят, как торговали на моздокском рынке различной сельхозпродукцией со своего огорода и подворья — без всяких химикатов. Жирное молоко, сметана, масло, сыр, куры, гуси, овощи, фрукты и виноград отличались отменным качеством. А продавцы во всеуслышание ещё и расхваливали свой товар.

Терские казаки, украинцы, армяне, осетины, кабардинцы, кумыки, евреи, грузины, ногайцы, корейцы… Одни продают, другие покупают, все торгуются. Возле маслобойки по улице Фомина (ныне Фурманова) я набирал в чайник воду и ходил в жаркий день между рядами, тоже выкрикивая: «Вот кому воды холодной, воды-ы-ы!». За кружку получал 5 копеек.

Сами продавцы были аккуратными — в фартуках и чепчиках, всегда улыбчивые и культурные. Порядок и чистота были тогда у моздокчан в крови. Для приезжих был построен «Дом колхозника» — недорогая гостиница, на рынке — мясомолочный павильон, в 50-е годы была открыта мясоконтрольная станция. Создавались хорошие условия гражданам и организациям, торговавшим на рынке. За порядком следили милиционеры, ведь бывали и кражи, и драки.

В 1966 г. в очерке В. Белова «Моздокский базар» можно прочитать: «Моздокский базар описать очень трудно. Его надо смотреть своими глазами, слушать своими ушами, и ногами по нему надо ходить своими же. Слегка поторговать чем-нибудь. Только тогда поймёшь кое-что, да и то не всё. Потому что это стихия, а стихия, как известно, изучению поддаётся с трудом, да и то не всегда». А чтобы понять, что такое толкучка на Моздокском базаре, советую всем почитать очерк нашего земляка, недавно ушедшего из жизни Почётного гражданина г. Моздока Юрия Абрамяна под названием «Толкучка».
Н. ПИЛИПЧУК

 http://vestnik.mozdok.org/news/k_250_letiju_goroda/2013-08-14-10696