Журналисты вымирающая часть нашего общества?

Однажды в разгар лета ехал я через поле. Смотрю, работники скашивают на склоне горы хозяйский покос. Да что-то работают они, еле-еле взмахивая косами. А трава тучная, но только укос бедный. «Что же вы, уважаемые, так работаете с ленцой?», – спрашиваю. А те и отвечают: «Как кормят, так и работаем – какая корма, такая и норма!».
Надо отдать должное нашим журналистам, они такими понятиями, слава Богу, не руководствуются. И, несмотря на всю ответственность, поскольку являются связующим звеном между властью и народом, с достоинством уже второй десяток лет несут звание журналиста независимой страны. Другой вопрос, как долго это может продолжаться, и нет ли опасности лишиться в одночасье национальной журналистики. Ведь национальное мышление и патриотизм никто не отменял, также как и необходимость нормального существования.
Небольшой пример. Новое российское информационное агентство «Спутник. Южная Осетия». Работает в Южной Осетии неполный год, основу которого составляют местные журналисты, перешедшие сюда из юго-осетинских государственных СМИ. Одна из причин смены работы – высокий (в сравнении с юго-осетинскими мерками) уровень оплаты труда. Так, журналист в данном агентстве получает 25 тыс. рублей. Его коллега в государственном СМИ работает на окладе в 8 тыс. рублей. Гонорар не на много скрашивает картину. Да что там журналисты. Охранник в агентстве получает 15 тыс. рублей. Для сравнения, главные редактора наших государственных газет имеют оклад в неполные 14 тыс. рублей. Понятно, что при такой «корме» особую «норму» не выдашь.
Неплохо в сравнении с журналистами государственных СМИ (а их у нас всего пять – газеты «Хурзарин», «Южная Осетия», «Республика», ГТРК «Ир» и ИА «Рес») оплачивается и труд их коллег из различных ведомственных пресс-цент-ров Южной Осетии. Так, руководители ряда пресс-служб получают в месяц до 40 тысяч рублей заработной платы, а рядовые сотрудники до 18 тысяч. Очевидно, в этих ведомствах своя волшебная тарификация. А ведь нельзя сравнивать работника СМИ и пресс-службы, даже с учетом идентичности их профессиональных обязанностей. Поскольку разовые сообщения об успехах отдельного ведомства, не идут ни в какое сравнение с большим массивом информации, который выдают работники средств массовой информации.
Подобное несоответствие наблюдается и в сравнении c работниками многих других ведомств. При этом можно с уверенностью сказать, что наши журналисты являются одними из самых малооплачиваемых бюджетных сфер, немного «недотягивающих» до утвержденного прожиточного минимума. При этом, в отличие от значительного количества государственных учреждений работа журналистов всегда на виду – это газеты, радиопрограммы, ежедневный телеэфир, новостной блок во всемирной сети. Более того, о работе большей части министерств, ведомств люди узнают лишь благодаря тому, что о них бывает упоминание в СМИ. А то бы о существовании некоторых из них люди бы даже не подозревали.
Понятно, что было время, когда работники государственных СМИ работали на голом энтузиазме. То время было тревожное, но интересное. Все горели переменами и событиями. Но сегодня ситуация изменилась и жизнь ставит другие ориентиры. Между тем, работники газет и телевидения в период военного противостояния всегда были на своем посту. Пробирались под обстрелами, выезжали на видеосъемку в места боевых столкновений, попадали в зону обстрела… Сегодня жизнь наладилась, выстрелы больше не слышны, однако журналисты снова на передовой. В стране происходит много положительных перемен, имеются значительные достижения и в процессе восстановления. И все эти тенденции должны быть освещены. И освещены не формально, а с искренностью и добросовестностью.
Но не все так фривольно. В последние лет пять в стране произошло несколько повышений заработной платы работников бюджетной сферы. Однако по непонятным причинам в отношении работников СМИ подобное повышение произошло всего лишь раз и то по минимальным показателям. Непосредственное руководство государственных СМИ понимает важность материальной мотивации журналистского сообщества страны. Возможно и потому, что сам председатель Госкомитета информации и печати РЮО В.Гобозов бывший журналист. В последние два года были выделены определенные средства на поддержу материально-технической базы юго-осетинских масс-медиа. Но вот с зарплатами сохраняется нелогичный статус-кво. И если ничего не изменится, то журналисты могут просто уйти в другие сферы, а национальная журналистика фактически прекратить свое существование…

Рубрика «Улыбка Сырдона»,
Газета «Республика»