Новая книга на тему Августа 2008-го

События августа 2008 года, вылившиеся в очередную военную агрессию Грузии против мирного населения Южной Осетии, а впоследствии и в международное признание нашей страны, стали переломными в глобальном миропорядке. Идеи глобализации и однополярного мира оказались иллюзорными. И вся эта вселенская круговерть произошла на ограниченном клочке планетарного пространства.Поэтому понятно, что после «пятидневной войны» интерес к Южной Осетии многократно возрос. Республика стала первополосной для многих мировых изданий. Сюда зачастили мировые знаменитости. Написано много статей, аналитических записок, экспертных заключений, обзоров, хроник и свидетельств… По горячим следам было выпущено много книг – большинство за пределами Республики, в том числе и на разных языках. Среди них научные исследования, сборники материалов, хроники событий, политологический и военный анализ, фотоальбомы. События тех дней нашли отражение в прозе, поэзии, драматургии, киносценариях. О самых заметных из них наша газета подробно рассказывала. В одно время материалы такого толка шли даже потоком и вызывали определенный читательский интерес. Но тема нашей войны, несмотря на прошедшие семь лет, как оказалось еще не исчерпала себя, есть книги, которые были написаны и изданы уже в наши дни. Одна из них – приключенческий роман Олега Дивова «Консультант по дурацким вопросам». Но прежде чем рассказать о самой книге, несколько слов о самом авторе.
Олег Дивов родился в Москве 47 лет назад в семье потомственных художников-реставраторов Третьяковской галереи. Профессиональный литератор, с 14 лет публикуется как журналист. Работал в крупнейших рекламных агентствах России. Участвовал в обороне московского Белого Дома. Учился на журфаке МГУ (международное отделение, ТВ), но за академические задолженности и хроническое непосещение занятий исключен с 3 курса.
Постоянно нигде не работает. Пишет фантастику и приключенческую литературу. Он – лауреат почти всех профессиональных премий, в том числе такой престижной, как «Странник». Дивов входит в редколлегию журнала «Если» и жюри Мемориальной премии имени Кира Булычева. Он член Союза литераторов России и Совета по фантастике и приключенческой литературе при СП РФ. Опубликовал более десяти романов, несколько повестей и рассказов. Среди них фантастические триллеры «Мастер собак» и «Лучший экипаж Солнечного».
Что же касается самой представляемой сегодня книги, то сюжет закручен по всем правилам жанра, текст читается легко и читательский интерес должен быть обеспечен. Рассказать о чем сама книга можно в двух словах. Некая солидная московская телекомпания задумала масштабный проект – снять документальный фильм о войне там, где войны уже нет, иными словами реконструировать недавние события. Для этого в «горячую точку»направляется съемочная группа. Но нужен человек, который бы все это организовал: договорился с руководством и военными, обеспечил бы всей необходимой техникой, оборудованием, реквизитом. Создал бы для съемочной группы самые благоприятные условия для работы: транспорт, питание, жилье, досуг, общение с местным населением, решение личных проблем, а главное – обеспечение безопасности.
Таким человеком, для успешного выполнения подобных задач, становится Миша Клименко – «консультант по дурацким вопросам». В самой безвыходной ситуации он достанет вам центнер тротила, полтора кило пластиковой взрывчатки, три канистры резинового клея. Найдет танки и заставит их стрелять когда надо и куда надо. Одолжит у знакомых с десяток спецназовцев на полдня и пистолет на всякий случай. Проследит, чтобы никто не подорвался на мине и вообще не был убит. Словом, если вам нужна война, и вы не знаете, как это делается – Миша все организует.
А теперь самое главное: действие происходит в Цхинвале весной 2009 года, то есть через полгода после окончания «пятидневной войны». Чтобы правдиво описать такое, надо было находиться в Южной Осетии именно в это время и на продолжительный срок. Судя по всему, Дивов это условие выполнил в полной мере. Из текста видно, что он знаком со многими руководящими работниками, представителями силовых структур, армейскими офицерами, простыми жителями. Многие на страницах книги обретают плоть и кровь – Эдуард Кокойты, Роберт Гулиев, Анатолий Бибилов, Алан Плиев, многие другие. В целой главе выведен джавский американец Джон Местас, правда, ему почему-то уготовлена шпионская участь.
Но знание, пусть и дотошное, исходного материала не всегда залог успеха. Главное – проникнуться духом того времени, понять мысли и действия тех, о ком пишешь, впитать в себя настроения, все звуки и запахи, которые сгущались до ощутимой плотности. Довести, наконец, самого себя до такого фанатичного состояния, когда главное не то, что со мной будет, а то, как это сделать. Автору во многом это удалось. Он понял, почему практически обреченный народ не сдался и не побежал, почему вгрызся зубами в землю и победил.
Многочисленные документальные вкрапления убеждают в том, что автор прекрасно знаком с материалом, до всего дошел, где сам, а где с помощью вновь приобретенных друзей. С самого начала повествования, когда герой книги едет в Цхинвал по ТрансКАМу, автор как гид рассказывает о том, какие села приходится проезжать, где и сколько приходится стоять. Вполне образно и впечатляюще выглядят такие эпизоды, как бой на переезде, расстрел беженцев на пути к объездной Зарской дороге, обстрел и оборона расположения российских миротворцев, массовая гибель грузинских военных в Дубовой роще…
О причинах, приведших героя к решению покинуть Москву, автор пишет: «Он приехал в Южную Осетию, спасаясь от московской скуки и непонятной тоски, которую никак не хотел считать кризисом среднего возраста. А оказался на самом подходящем месте. Он снимал кино о подвиге замечательных осетин, отстоявших свой дом в безнадежной ситуации. И о замечательных русских мужиках выигравших войну».
Особое впечатление, как и на многих других, наверное, произвела на Дивова картина того, что осталось от бывшего Тамарашено-Кехвского «грузинского» анклава. Его поражает, что осетины не стали заселяться в дома грузин, захватывать их, а просто уничтожили. «Все дома без исключения были взорваны или сожжены. Жутковатая картина: пепелища и вокруг – цветущие сады. На вопрос, зачем уничтожать вполне приличное жилье, ответ Мише дали простой: «А чтобы этим пидорасам возвращаться было некуда…».
Наверное, глядя откуда-нибудь издалека, допустим из Лондона, можно было и осудить местных за эти дикарские выходки. Только осуждать легко, когда ты сам войны не видел… А здесь война была вчера. В двух шагах от Цхинвала,у Зарской дороги, простенький, но донельзя убедительный мемориал: десяток сожженных легковых машин. Обгорелые мертвые остовы, увитые красными лентами. На этих машинах уходили из города беженцы – и напоролись на грузинскую колонну. «От мирных осетин, не сделавших ничего плохого, не пытавшихся драться, просто убегавших от войны, остались одни маленькие головешки», – читаем в одной из глав.
И опять все знакомые эпизоды. Вот горящие здания Парламента и дом театральных работников на центральной площади. Вот обгоревшее здание Университета и с крупной надписью на нем «медсанбат» с указывающей стрелкой. Вот разбомбленный «еврейский квартал». Рассказ о том, как сотрудники ОБСЕ не пустили в свои подвалы женщин и детей. А также о внезапном прилете в Цхинвал Дмитрия Медведева и о том, как его встречали…
Мелькают перед глазами все те же знакомые лица, знакомые места: гостиница без жилых мест, кафе «Ирбис», продуктовый магазин на Богири, перекресток Сталина и Пушкина, Дом Правительства, марки машин, на которых разъезжает начальство и простые ополченцы. А чтобы как-то разукрасить текст, подаются байки о съемках фильма, которые, по всей вероятности, автор также увез из Цхинвала. Одна из них о том, как никто из массовки не хотел игратьгрузиков. Пришлось для этих целей использовать курносых и светловолосых спецназовцев. Другой рассказ о том, как в одном из эпизодов снимали стреляющий танк с грузинским флагом на башне. От грохота проснулся отходящий от бодуна ополченец. Выглянув в окно, он ошалел и бросился за гранатометом. Поймал «вражью машину» на мушку и только тогда разглядел вокруг нее знакомых ребят…
Но заканчивается фильм несколько печально. Фильм, как это часто бывает, оказался развесистой клюквой, а продвинутый режиссер так и не понял, о какой трагедии он снимал и какой итог был достигнут. Герой книги – Миша, да и другие его коллеги по съемочной были разочарованы, оскорблены в лучших чувствах, впали в ступор. «Все они хотели или нет, пропитались запахом послевоенного Цхинвала. Это был, горький до слез, запах победы. Все они помнили сценарий и думали, что делают фильм о том, какой ценой далась эта победа и каких неимоверных усилий требует война. Люди Цхинвала в безнадежной ситуации уперлись – и отстояли свой дом. Рядом с ними дрались российские солдаты, обреченные на проигрыш, – и тоже уперлись – и тоже выстояли. Отчего так вышло, какой в этом был смысл, как пережитое изменило жизнь героев и как они теперь с таким опытом живут»…
Книга вышла в издательстве «Эксмо», тиражом 12 тысяч экземпляров. При желании ее можно приобрести.

Батрадз Харебов,
Газета «Республика»