Ценный источник по истории и этнографии осетин

Вышел в свет второй том серии «Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах» (составитель – доктор исторических наук, профессор Л.А.Чибиров). Во вторую часть научно-популярного сборника вошли материалы по этно­графии осетин, которая, по справедливому мнению известного ученого, специалиста в области первобытной культуры и кавказоведения М. О. Косвена, являлась «одной из наиболее развитых отраслей всего дореволюци­онного этнографического кавказоведения». Издание дает возможность для воссоздания довольно полного представления о быте и культуре осе­тин в дореволюционном прошлом.
Первая часть научно-популярного издания увидела свет в 2014 году, и в нее вошло четыре главы, в которых были представлены материалы обзорного характера по этнографии осетин, а также конкретные разделы: «Этногенез и история осетин», «Города и селения», «Сословный вопрос». Всего первая часть сборника состояла из 832 страниц. Вторая часть более солидная, в ней уже более тысячи страниц. И это неудивительно, ведь и представленные здесь материалы охватывают большее число тем.
Пятую главу второй части сборника составили «Обзорные статьи по этнографии осетин». В ней речь идет об отдельных элементах духовной и материаль­ной культуры осетинского народа.
Мало кому известно, что автор первой научной грамматики осетинско­го языка Шегрен был не только выдающимся филологом, но и автором включенной в главу ценной этнографической статьи о религиозных ве­рованиях осетин. Представляют интерес и статьи В. Переваленко («Поездка в Кударское ущелье»), Н. Берзенова («Из записок об Осетии») и других авторов.
Однако, самой значимой работой главы является «Этнологические ис­следования об осетинах» доктора права В. Пфафа. Она посвящена проис­хождению осетин и их древнейшей истории; содержит и общую этнографи­ческую характеристику осетин: занятия, материальная и духовная культура, религиозные верования и др. Работа требует критического отношения.
Известный дореволюционный автор Д. Я. Лавров написал две обшир­ные работы об осетинах. В первый том вошли его «Исторические сведе­ния об Осетии и осетинах», а в настоящую главу – «Заметки об Осетии и осетинах», публиковавшиеся в «Терских ведомостях». В «Заметках…» читатель найдет ценные материалы об истории, хозяйственном строе, культуре и быте осетин. По существу автором не обойден стороной ни один мало-мальски важный вопрос из жизни осетин. Оригинальные и во многом авторские труды Лаврова являются весомым вкладом в осетиноведение.
В шестой главе собран довольно богатый и оригинальный материал о праздниках и праздничной обрядности осетин. В ней представлен по су­ществу весь круглогодичный цикл общеосетинских народных праздников.
Весьма содержательна статья этнографа Тхостова «Верования осетин» – одна из первых публикаций в прессе об осетинских народных праздни­ках. Она содержит ценные сведения о главных покровителях осетинского пантеона – Уацилла и Уастырджы. Помещенные в настоящем сборнике материалы содержат описания осе­тинских народных праздников.
В седьмую главу, кроме материалов о кровной мести, вошли обычаи и обряды, которые по тематике не могут быть включены в другие разделы. В этнографической литературе об осетинах кровной мести посвящено довольно много работ. Несомненно, публикуемая в главе статья С. Каргинова «Кровная месть у осетин» – лучшая из них. Предпослав своей ра­боте историческое введение, автор подводит читателя к обстоятельствам, способствовавшим возникновению кровной мести. Вслед за этим Каргинов вскрывает факторы, являющиеся причиной формирования кровной мести, говорит о видах преступлений, возможных вариантах примирения кровников, изменениях, происшедших в обычае к началу XX в. Основные положения статьи иллюстрируют два приложения: адаты по кровным де­лам и решения из практики осетинского словесного суда.
Со второй половины XIXпо начало XX в. усилиями осетинской интеллигенции вспышки кровной мести часто заканчивались примирением. С боль­шим интересом читатель познакомится с процессуальной стороной об­ряда примирения кровников в Наро-Мамисонской котловине, в крупных равнинных селах: Христиановское, Эльхотово, Хумалаг, Карджин и др. В случае, если не усмирить враждующие стороны, «их кровь тогда льется несколько десятков и даже сотен лет, один за другим погибают большей частью невинные молодые люди, дело доходило до стариков, даже до де­тей, остаются лишь женщины, которых осетину «стыдно» обижать»…
Значительный интерес представляют и другие обычаи и обряды, вошедшие в главу. В особенности, в связи с возможным сопоставительным анализом лучших сторон традиционной праздничной об­рядности прошлого и с их современным состоянием. Так, в статье Г. Цаголова «Осетинская вежливость» и других материалах со­держатся не лишенные интереса сведения о традиционном этикете осе­тин: почтительность младших к старшим, уважение к женщине, культура застолья, знаки вежливости и др. О постепенном ослаблении традицион­ного обычая гостеприимства вокруг городов и железнодорожных станций с негодованием пишет в «Деревенских заметках» некий В. К. Читатель с интересом познакомится и с решением сельского схода о бойкоте (хъоды) и изгнании из своей среды членов общества за совершенные антиобще­ственные поступки.
Материалы о семье, свадьбе, калыме и похищении девиц составили восьмую главу тома. Свадебным обычаям и обрядам посвящена статья Дж. Шанаева, харак­теризующаяся своей основательностью во всей дореволюционной литера­туре по этнографии осетин. В статье подробно описана свадебная обряд­ность северных осетин (преимущественно у тагаурцев, куртатинцев и алагирцев), начиная с хлопот семьи о женитьбе сына до окончания свадьбы. По полноте охвата темы и по достоверности излагаемого материала данная работа Шанаева – лучшая в этнографической литературе о свадебном обряде осетин. Подробное описание всей процедуры свадьбы вплоть до нюансов позволяет судить, каким была осетинская свадьба 140 лет назад, что из обрядов тех времен дошло до нас, что стало достоянием истории.
Девятую главу тома составили культ предков и связанные с ним похо­ронные и поминальные обряды. В содержательной статье С. К-ва (Кокиева) «Похоронные обряды осетин» рисуется довольно подробная реалистическая картина болезни и смерти человека: уход за больным, наступление смерти, оповещение, вы­ражение соболезнования печальными визитерами, причитания, погре­бальный процесс с обрядом посвящения коня, поминки, справляемые в те­чение года, и т. д.
В статье «Похоронные обычаи осетин» X. Уруймагов (Хабос) с деталь­ными подробностями и правдиво воспроизводит обряд посвящения коня у осетин. Представляет интерес и статья Г. Ф. Чурсина «Траур у кавказских народов», в которой на примерах из этнографии народов Кавказа вскрыты причины – почему черный цвет считается траурным, чем были вызваны обрезание косы у вдовы, соблюдение траурного поста и другие обычаи старины.
Очень поучительную картину катастрофических последствий поминок (на примере одной бедной семьи) рисует Г. А. Цаголов. В другой статье «Влияние религиозных обрядов на благосостояние осетин», на основе ана­лиза расходуемых на многочисленных праздниках и поминках средств, Цаголов отмечает их негативное воздействие на благосостояние семьи.
Следующую десятую главу составили «Религиозные представления». Религиозные представления, суеверия и предрассудки многочисленны, разноплановы и довольно оригинальны. В статье «Осети­ны. Древнейший их культ и религиозный индифферентизм» автор Г. (ве­роятно Гассиев) предпринял попытку доказать арийское происхождение осетин и других индоевропейских народов путем сопоставительного ана­лиза культа огня, предков и брачного союза у осетин и древних индийцев, греков и римлян.
Кроме того, материалы главы дают возможность познакомиться с происхождением и функцией осетинских дзуаров и обрядов, связанных с ними, уяснить, почему при предсказании будущего осетины отдавали предпочтение бараньей лопатке и т.д. Заслуживают внимания вошедшие в главу выдержки из ста­тьей «Культ железа на Кавказе», «Культ огня на Кавказе» и другие статьи Г. Чурсина. Среди материалов главы особо выделяется выдающийся для своего времени труд Б. Гатиева «Суеверия и предрассудки у осетин». Здесь предельно ярко раскрыт духовный мир осетинского народа: даже в переводе на рус­ский язык приводимые молитвы, формулы, заклятия не потеряли своего национального колорита и необыкновенного звучания. Б. Гатиев подробно описывает свадебные, похоронные обычаи и обряды, народные праздники, осетинскую мифоло­гию и пантеон, пережитки ранних форм религии, суеверия и предрассуд­ки.
В других материалах главы рассказывается также о суеверных способах избав­ления от засухи, от кары небесной при ударе молнии, злоключениях не­чистых сил, демонов, суеверном страхе, который вызывал у наших пред­ков лунное затмение, о «способах» лечения от различных эпидемических заболеваний. Достаточно здесь и материала о распространении христианства в Осе­тии.
Одиннадцатая глава тома посвящена со­зыву народных съездов и борьбе с вредными обычаями. Экономические и социальные последствия поминок, калыма и кров­ной мести были для населения настолько катастрофическими, что луч­шие люди Осетии дореволюционной эпохи били набат, собирались на специальные съезды, чтобы покончить с вредными обычаями. Поминки действительно были страшнейшим бичом населения. Они до­водили до состояния нищеты состоятельные семьи, а бедняков – до край­него оскудения.
Материалы, включенные в главу, знакомят не только с отдельными про­явлениями калымного недуга в разных обществах Осетии, но и борьбой пе­редовой осетинской интеллигенции против этого консервативного обычая. С огромным желанием покончить с калымом они собирались на съезды. В этом деле поворотным оказался 1879 г. Первым на страницах «Кавказа» выступил И. Кануков со статьей «К во­просу об уничтожении вредных обычаев среди кавказских горцев». При­ветствуя предстоящий 1 съезд представителей осетинского народа, он напоминает читателю, что первым такую инициативу еще в начале 60-х годов подал генерал Кундухов. Под его руководством специальная комис­сия разработала конкретные мероприятия по уничтожению разоритель­ных обычаев и обрядов. Однако, тогда энергия одного человека оказалась безрезультатной.
В самом конце 1879 г. представители осетинского народа собрались во Владикавказе с целью искоренения вредных обычаев и приняли приго­вор, предусматривающий отмену калыма и «сиахсы цыд», многочисленных поминок в течение года, обычая самоистязания и др. Приговор вызвал дебаты осетин­ской интеллигенции на страницах прессы; одни приветствовали его, дру­гие подвергли критике, третьи – дополняли и уточняли его. В 1878,1886 и 1900 гг. состоялись очередные съезды. Однако, одними постановлениями съездов нельзя было покончить с вредными обычаями в одночасье. Имея в виду живучесть калыма, один из авторов писал: «Неужели не найдется такого человека или общества, кто бы мог освободить нас от такого тяжелого бремени».
Заключительная двенадцатая глава сборника – «Право. Судопроизвод­ство. Абречество». Одной из лучших и наиболее совершенных работ В. Пфафа считается «Народное право осетин». Основанная на изучении судебных дел, на рас­спросах людей и на материалах, собранных им лично во время его путе­шествий по Северной и Южной Осетии. В этой же главе помещена прекрасная статья Дж. Шанаева «Присяга по обычному праву осетин». Познакомившись с этой работой, читатель ясно представит себе сущность, значение, процедуры, виды и роды присяги у осетин, занимавшей видное место в юридической жизни осетин. Автор не обходит стороной и вопрос о роли религиозного культа в обрядах, связан­ных с различными видами присяги. Любопытна статья и Н. Кесаева «Народный суд», в которой иллюстриру­ются характерные для народного судопроизводства суждения и решения. В объемистой и содержательной статье Н. Мансурова «Обычный суд осе­тин» подробно описаны правовые отношения, древние формы судопро­изводства у осетин, эволюционные процессы в юриспруденции, кровная месть и др.
Из материалов об абречестве наибольшей полнотой отличаются сведе­ния о горийских разбойниках, печатавшиеся на страницах «Тифлисских ведомостей». Известно, что во второй половине XIXв. абречество получило широкое распро­странение в Южной Осетии, было одной из форм выражения протеста против царского самодержавия и являлось исключительно социальным явлением. Приводимые в главе сообщения о поимке горийских разбойни­ков относятся к известной во всей Восточной Грузии абреческой группе Тате Джиоева и Сандро Хубулова, наводившей ужас на помещиков из фамилий Херхеулидзе, Мачабели, Эристави и др. Присутствовавший при их казни в Гори в 1892 г. М. Горький откликнул­ся специальным рассказом «Горийские разбойники», в котором он гневно осуждает царское самодержавие. Внимание читателя также привлекут материалы о народном заступнике Илико Пухаеве, других борцах за интересы простого народа – Сави Тедееве, Вардене Хетагурове и др.
Без всякого сомнения, материалы, представленные в сборнике, буду встречены с интересом как учеными-гуманитариями, так и творческой интеллигенцией, краеведами, всеми, кого интересует история и самобытная культура осетин. Добавим, что в ближайшее время второй том издания «Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах» можно будет приобрести в книжных магазинах Владикавказа и Цхинвала.

Подготовил А.Плиев,
газета «Республика»