Иностранные специалисты: «за» и «против» или о реалиях нашего бытия

Одним из последствий развала Советского Союза, грузино-осетинского противостояния и, вызванного этими факторами жесточайшего экономического и социального кризиса, стало исчезновение такой важной прослойки, в особенности для нашего общества, как узкопрофильные специалисты. Естественная убыль, миграция, отсутствие учебно-производственной базы для подготовки молодой смены – все это привело к тому, что в стране сложился серьезный дефицит подготовленных кадров по всем отраслям жизнедеятельности государства.
Более того, за годы лихолетья у нас сформировалась новая генерация «спецов» широкого профиля. Это люди, знающие все в общем, и мало что конкретно в решение тех или иных проблем. Еще в школе моя учительница русского зыка называла таких индивидуумов полузнайками. В итоге порой знания и практику подобным нашим «специалистам» заменяет Интернет. Из числа такого «класса», к которым еще добавлялась генерация с грифом «хорз лæппу», в Республике долгие годы и формируется управленческий аппарат. Понятно, что всемирная паутина – вещь всезнающая, но опыт работы в практической сфере Интернет, конечно же, никогда не заменит.
В итоге, пришло осознание того, что для развития страны надо приглашать специалистов со стороны. Мы все годы военного противостояния «варились в собственном соку» и современные тенденции складывались без нашего участия. А для построения динамичного общества необходим новый инструментарий и люди, которые могут им пользоваться. К слову, такая же ситуация у нас сложилась и в начале прошлого века после геноцида 1920 года и последующих сталинских репрессий.
Вот уже восемь лет мы живем в стабильном мире, возросли объемы восстановления страны, а вместе с этимвозникла необходимость и в кадрах, которые бы могли адаптировать процессы развития к современным требованиям. Прежде всего, в области экономики, финансов, здравоохранения, тарифного регулирования, государственного имущества, образования, жилищно-коммунального хозяйства… В Республике, конечно же, были люди, которые могли работать в этих сферах, но понятно, что их методика работы уже устарела. Как пример, коллапс, который возник в первое время начала работы Казначейства, когда бухгалтера и экономисты старой закалки оказались в большинстве своем не готовы работать по новым требованиям.
Решение вопроса дефицита кадров руководство страны еще до августа 2008-го видело, в первую очередь, в привлечении специалистов из России. Объяснение было понятным – специалисты по ряду направлений нужны сейчас, а на подготовку местных кадров с учетом обучения в России нужны годы. В итоге зачастую получалось как в футбольной России – легче пригласить готового легионера и платить большую зарплату, чем взращивать своего. Тем более, что точечной селекцией уже не обойтись. Но, как показывала практика, приглашенный легионер зачастую ничем не был лучше его местного антипода. Ситуация усугубилась еще и тем, что и по прошествии лет, несмотря на большое количество лимитов и других преференций, свои добротные кадры мы в итоге так и не воспитали (полузнайки и хорз лæппутæ не в счет). Более того, и в самой России хорошие специалисты, говоря словами героя кинофильма, «на улице не валяются» и ожидать российские «продвинутые головы» в Южной Осетии не приходится. Не случайно однажды и помощник Президента Российской Федерации В.Сурков на просьбу оказать содействие в привлечении российских кадров прямо сказал, что в самой России с этим непросто и добротные кадры не ждите, они в самой России необходимы… Любопытно, что сказано это было в присутствии уже работающих в Республике российских специалистов, в частности, представителя Администрации Президента РЮО «информационщика» А.Хроленко, который как раз больше года фактически только мешал работе местных СМИ и отметился лишь «недобрыми» комментариями под разными никами на осетинских интернет сайтах.
Впрочем, на практике мы неоднократно убеждались в правдивости слов В.Суркова – ведь если быть честными, для того, чтобы посчитать хороших специалистов из огромного количества россиян, которые работали в разных сферах в нашей Республики за последние десять-пятнадцать лет, может хватить и пальцев одной руки. А мы их, к тому же, еще сразу и на руководящие должности сажали…
Кадровая проблема стоит у нас довольно остро и ее надо решать. Эти вопросы обсуждалась во время встреч с представителями российского руководства, в рамках работы Межправительственной комиссии по социально-экономическому сотрудничеству между РФ и РЮО. В итоге решение пришло в виде привлечения российских специалистов на основе найма через специализированные структуры. Правительство РЮО провело открытый конкурс по отбору российского кадрового агентства с целью привлечения им в Республику российских специалистов. Выбор был сделан в пользу агентства ООО «ДеТек», которое имело успешный опыт работы в этом сервисе, в том числе и для таких крупных компаний, как «Газпром», Олимпийский комитет России и др.
Первые иностранные специалисты приехали в Республику в начале года, в настоящее время в стране работает уже одиннадцать «иноспецов». Они оказывают не только организационную и методическую помощь, но и работают в практической сфере. Так среди них есть врачи – эндоскопист, детский психоневролог и др.
И очень важный момент – теперь российские специалисты представлены на простых должностях, а не так как раньше – исключительно в ранге руководителей. Все они работают на долгосрочной основе на условиях гражданско-правовых договоров. Финансирование программы предусмотрено за счет денежных средств в рамках текущей финансовой помощи, которую Россия оказывает Южной Осетии. Продление трудового соглашения будет зависеть от результативности работы каждого конкретного человека. Насколько такая практика будет плодотворна, покажет только время.
В самом обществе существует понятное неоднозначное отношение к теме привлечения «иноспецов» – от «понаехали шабашники» до «наша молодежь остается без работы». Звучат даже конспирологические версии: «Это обычные засланные казачки, которые передают реальную картину с места и по указке своих кураторов вносят коррективы в работу нашего Правительства».
Понятно, что, как и всякая крайность, эти оценки грешат субъективностью. Содействие квалифицированных специалистов в разных сферах деятельности нашей Республики необходимо и отрицать – это значит лукавствовать. Другое дело, что, как показала юго-осетинская реальность, специалисты, приглашенные в страну ранее, в большинстве своем не оправдали ожиданий. И это стало основой для существующего сегодня озвученного скепсиса.
В новейшей истории РЮО в числе «иноспецов» на первом месте были силовики. Это руководители КГБ, МВД, Минобороны, различные советники. На втором месте чиновники разного ранга. Одни из них оставили хорошее наследство, другие запомнились исключительно своим неоднозначным поведением и высокомерным отношением к стране пребывания. Среди них с оценкой «положительно» следует, прежде всего, назвать руководителя и фактического реорганизатора КГБ Республики А.Ярового, а также военного советника главы нашей Республики И.Исаева. Это были не только профессионалы, но и с уважением относились к стране своей командировки. Среди представителей силового блока этими фамилиями мы бы ограничились. Пару имен еще можно назвать, но это, как говорится, уже «другая, более низшая лига».
Были среди «иноспецов» люди, занимавшиеся самыми разнообразными вопросами, от текущей деятельности до политики. Таковым был, например, глава администрации Президента А.Большаков, который создал дееспособную структуру президентской администрации и фактически реанимировал значение данной структуры. А также глава Правительства Юрий Морозов, который проникся местным менталитетом, стал фактически «своим» в Осетии и по праву считается одним из лучших премьеров за всю историю нашей страны. Тут, пожалуй, говоря языком физкультурников, следует сказать: «Расчет окончен!».
Кстати, чтобы нас не обвинили, как это сегодня модно, в антирусской предвзятости, отметим, что среди специалистов, которые оставили о себе неблагоприятное впечатление, были и этнические осетины. Например, Правительство, сформированное после войны 2008 года, сплошь состояло из осетин, приглашенных из-за рубежа. Среди них были управленцы с большим опытом работы в различных сферах России, некоторые с учеными степенями. Но прорыва в экономике, социальной сфере, образовании и медицине не произошло. Сегодня мало кто вообще помнит их фамилии.
Не отличалось особым пиететом и отношение некоторых из них к своим сородичам. Так, один из руководителей фискальных органов разрешал пользоваться отдельным туалетом только своей команде, привезенной им из Владикавказа. Ключ от заветной кабинки находился у доверенного лица. А местным сотрудникам приходилось ходить в общий ватерклозет во дворе.
Осетин Асланбек Булацев также был из варягов, хотя в должности главы Правительства де-факто пробыл считанные дни. Все остальное время, до своей формальной отставки он числился на больничном, и проживал во Владикавказе.
А вот Вадим Бровцев, еще один глава Правительства, оказался баловнем судьбы. Заурядный бизнесмен, со шлейфом судебных разбирательств, стал в Южной Осетии олицетворением фантастической виртуозности в разбазаривании финансовых ресурсов. Ему не только все сходило с рук, но он даже ухитрился стать на время главой независимого государства – Республики Южная Осетия. Последнему прецеденту способствовало не только несовершенство нашего законодательства, авантюрные игры политиков, но и грубое нарушение Конституции, когда во главе государства встал человек, не являющийся ее гражданином.
Не отставала от своего босса и его команда, составленная из чиновников, привезенных Бровцевым из Челябинска. Особенно прославился министр А.Жмайло. Этот поклонник северокорейского лидера Ким Чен Ира и его идей Чучхе создал экспериментальный управленческий монстр – Министерство экономического развития, куда ухитрился втиснуть не только экономический блок, но даже агентство «Союзпечать». Понятно, что эта структура, состоящая из 15 министерств, оказалась абсолютно недееспособной. Но более всего известность эта личность получила после опубликования им в Интернете своих записок с наблюдениями о жизни в РЮО, столь же откровенных сколь и пренебрежительных в отношении своих местных коллег. В этом его записки очень напоминали мемуары английского колониального чиновника в Индии.
…Хорошие специалисты без сомнения нужны, вне зависимости от их этнической принадлежности, главное, чтобы их коэффициент полезного действия был высок. Но вместе с тем, необходимо готовить и свои кадры. И в этом деле главная надежда на молодежь, выехавшую учиться за пределы страны. Пока что этот ресурс не используется в полной мере, В Республику если и возвращаются, то преимущественно выпускники ВУЗов, не обладающие необходимым практическим опытом. Их еще самих надо доучивать практикой. Кроме того, в течение многих лет в Академии госслужбы РФ учатся представители из РЮО, но часть из них ушла с должностей при смене власти, а другая пока не отличилась инновационными инициативами. Здесь бы хотелось узнать – существует ли вообще единая база данных о гражданах РЮО, закончивших Вузы России и специализированные учреждения за все время существования Республики? Ведь данная статистика с ежегодными лимитами и «итоговым урожаем» требует тщательного анализа.
И главное. Страну на одном патриотизме не построишь, если есть свои кадры, инициативные и знающие, а они есть, то их надо использовать. Государственную административную колоду пора не просто традиционно тасовать из года в год, но и убирать потрепавшиеся, ничего не значащие, инертные годами кадры. Нужна свежая кровь, новые идеи. Ну а если на данный момент в определенной сфере существует лакуна, то приглашать специалистов необходимо, невзирая на пересуды. Не злоупотребляя.

С.Остаев,
газета «Республика»