Колонка редактора

12 ноября, мы вспоминаем важное событие нашей новейшей истории — референдум о независимости. Ровно десять лет назад в такой же осенний день 2006 года народ Южной Осетии высказал свое видение будущего Республики.
В то время были высказаны сомнения по поводу необходимости проведения народного плебисцита. Ранее, в январе 1992 года уже был проведен референдум, на котором большинство населения страны высказалось за обретение независимости с последующим вхождением в состав России. И итоги этого всенародного голосования никто не отменял.
В Парламенте по вопросу проведения референдума были существенные возражения. Во-первых, в связи с тем, что он должен был проводиться одновременно с президентскими выборами, во-вторых, в связи с сомнениями в явке избирателей. Были среди депутатов и те, кто, соглашаясь с самим референдумом, предлагали провести его в середине декабря. Последнее предложение фактически могло привести к тому, что часть избирателей, по причине обычных в это время лавин и снегопадов, просто не смогли бы прибыть в РЮО для голосования. И это было важно, так как референдум проводился с участием не только жителей Республики, но и всех, кто имел югоосетинское гражданство. А таковых за пределами страны было немало.
Сторонники проведения плебисцита полагали, что новый референдум даст международному сообществу реальную картину той ситуации, которая на тот момент сложилась в югоосетинском обществе, что желание обрести независимость — это не прихоть только руководства, а стремление всего населения страны. Относительно итогов референдума 1992 года отмечалось, что тогда представители молодежи РЮО были несовершеннолетними, не имели возможности выразить свое отношение к вопросу независимости. Теперь же они получат эту возможность.
Дискуссии в стенах Парламента были жаркие. Однако все же положительное решение было принято, а с противниками проведения референдума «поговорили серьезно».
23 августа 2006 года в Южной Осетии на заседании Парламента официально была утверждена дата проведения выборов президента РЮО и референдума по поводу независимости Южной Осетии.
И тут уже появились другие противники народного волеизъявления. 14 сентября 2006 года Генеральный секретарь Совета Европы Терри Дэвис заявил, что Европа не признает итогов референдума о независимости Южной Осетии. 15 сентября МИД Грузии выпустило заявление, в котором выразило «крайнее возмущение в связи с происходящими в Цхинвальском регионе процессами, а также назначенным на 12 ноября 2006 года референдумом».
Важной особенностью проведения референдума было большое количество иностранных наблюдателей, причем не только из стран, традиционно поддерживающих Россию и ее союзников. На референдуме и выборах Президента в РЮО присутствовало около 200 наблюдателей из 17 стран. По линии международного института мониторинга выборов в Южной Осетии работали наблюдатели из 11 стран, в том числе Польши, Венесуэлы, Иордании, Албании, Косово, Германии, Швеции, Латвии, Австрии, Беларуси, Испании. Отдельная группа наблюдателей была из России, Украины, Нагорно-Карабахской Республики, Абхазии, Приднестровья и Армении.
Именно проведение референдума превратило в праздничное событие и голосование по кандидатуре президента. Ведь было опасение, что из-за предсказуемости переизбрания Э.Кокойты избиратели, ввиду отсутствия интриги, просто не придут на избирательные участки.
12 ноября после объявления итогов всенародного голосования в стране развернулись праздничные мероприятия, в которых участвовали и избиратели, и наблюдатели.
Через два дня Центральная избирательная комиссия РЮО опубликовала заявление по итогам референдума: «Общее количество граждан, внесенных в списки для тайного голосования, составило 55 163 человек. Из них в голосовании приняло участие 52 443 человек, что составляет 95,1%. В поддержку вынесенного на референдум вопроса «Согласны ли вы с тем, чтобы Республика Южная Осетия сохранила свой нынешний статус независимого государства и была признана международным сообществом?» проголосовало 52 378 человек, что составляет 99,88%, против проголосовало 60 граждан, или 0,12%.
Центральная избирательная комиссия Республики Южная Осетия констатирует, что референдум считается состоявшимся, и вопрос, вынесенный на референдум, признан всенародно одобренным».
Госдепартамент США сделал официальное заявление, указав, что администрация президента Джорджа Буша не признает референдум в Южной Осетии. Но это уже никого не волновало: народ Республики сказал свое слово!

Газета «Южная Осетия»