На Кавказе ЭКО невидаль

В СКФО обещали позаботиться об экологии. Главные экологические проблемы на Северном Кавказе — это стихийные свалки, плачевное состояние лесов и водоемов. К такому выводу пришли участники круглого стола, который состоялся на минувшей неделе в Пятигорске. Приехали на него министры, занимающиеся охраной природы, из разных регионов. Отчеты звучали красивые, а вот критики почти не было.
Копья ломают… о мусор
Следующий год в России официально утвержден Годом экологии. И перед его началом госкомпания «Курорты Северного Кавказа» решила организовать круглый стол, на котором региональные министры презентовали бы проекты и планы мероприятий в области природоохранной деятельности в 2017 году.
Прошел круглый стол в Пятигорске, в рамках форума СМИ Северного Кавказа, на который, по заверениям самих организаторов, приехали якобы полтысячи журналистов.
Правда, статус приехавших на форум «природных» чиновников оказался заметно ниже, чем ожидалось: например, Ставрополье, Карачаево-Черкесию и Северную Осетию представляли всего лишь заместители министров, а Адыгея и Краснодарский край мероприятие и вовсе проигнорировали.
Удивил и сам формат мероприятия: чиновники, разумеется, отчитывались о проделанной работе лишь в превосходной степени, в то время как журналисты из разных регионов критиковать их бравурные отчеты и не думали.
Впрочем, любую критику пресек замминистра природных ресурсов Ставрополья Александр Рябикин. На примере Ставропольского края он рассказал, что в каждом регионе утвержден план мероприятий в рамках Года экологии, причем к его разработке привлекали общественников, а обсуждали на Общественном совете при профильных министерствах. Также он был согласован с департаментом Росприроднадзора по СКФО.
В общем, казалось бы, какая тут может быть критика?
Судя по выступлениям чиновников из каждого региона, наиболее остро стоит проблема с переработкой твердых коммунальных отходов (ТКО).
Как уже рассказывал КАВПОЛИТ, до начала 2017 года каждый регион обязан утвердить собственную «Территориальную схему обращения с отходами».
Она, в частности, включает список свалок, подлежащих закрытию, а также новых сортировочных и перерабатывающих полигонов, которые еще предстоит создать.
Отходы меряют миллиона тонн
Как прозвучало на круглом столе, в Дагестане в 2017 году будет создано два новых комплекса (разумеется, с привлечением частных инвесторов), а в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии — по одному новому полигону.
По словам дагестанского министра Набиюлы Карачаева, уже разработана и утверждена в Росприроднадзоре схема санитарной очистки территории Дагестана.
Среди прочего в регионе в 2017 году в республике введен в строй завод по переработке шин, а также комплекс переработки ртутьсодержащих отходов и отработанных источников малого тока (батареек).
Карачаев напомнил, что в Дагестане остается еще множество несанкционированных свалок, многие из которых горели в буквальном смысле многие годы.
Свалка в Махачкале горела почти двадцать лет, из-за чего в народе получила название «вечный огонь». Карачаев заверил, что проблема полностью решена.
В Карачаево-Черкесии, как обещала заместитель руководителя управления охраны окружающей среды Валентина Ляшова, будет ликвидирована и рекультивирована крупнейшая свалка — в Черкесске (она уже не соответствует никаким санитарным требованиям).
По словам «природного» министра Кабардино-Балкарии Хакимы Биттиевой, здесь первоочередная задача — это уборка мусора со склонов Эльбруса (к этому привлекают волонтеров, анонсы субботников размещают во всех доступных СМИ).
Также, говорит Биттиева, пройдет международная научно-практическая конференция по вопросам сохранения горной эльбрусской экосистемы.
В Северной Осетии особая проблема — это отходы от деятельности металлургических предприятий: так, только на отвальных полях «Электроцинка» накопилось уже 7,5 млн тонн шламов.
И ликвидировать их — одна из первостепенных экологических задач для республики.
Теберда проиграла «Столбам». Но немного
Еще одна большая проблема — и тоже общая для всех регионов Северного Кавказа — это сохранение лесных насаждений.
По словам ставропольского замминистра природных ресурсов Александра Рябикина, половина лесов на территории региона — искусственные.
В будущем году на Ставрополье проведут лесопатологические обследования на площади 70 гектаров, высадят 75 гектаров новых лесов (уже в этом году высажено 50 тысяч деревьев и 35 тысяч кустарников), организуют уход за зелеными насаждениями на площади 3 тысяч гектаров.
Чуть скромнее показатели у Северной Осетии: здесь высажено за год 3 тысячи деревьев и кустарников, а в будущем году будет восстановлено 128 гектаров насаждений.
Будут заниматься и развитием сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Здесь на Северном Кавказе, похоже, все неплохо.
Сегодня в России насчитывается 50 национальных парков, 103 государственных природных заповедника и 61 заказник.
И, по оценке агентства «ТурСтат», в нынешнем году сразу два биосферных заповедника на Кавказе — Тебердинский (Карачаево-Черкесия) и Кавказский (Карачаево-Черкесия, Краснодарский край и Адыгея) — вошли в число самых посещаемых среди туристов.
Тебердинский посетило более 300 тысяч туристов (это немногим меньше, чем у лидера рейтинга, заповедника «Столбы» в Красноярском крае).
Причем недавно были созданы экологические тропы между двумя этими заповедниками, что позволило обеспечить миграцию краснокнижных животных.
Сейчас «Курорты Северного Кавказа» работают над составлением цифровой модели миграционных потоков — она также будет готова в 2017 году. 
В целом же площадь особо охраняемых территорий в крае составляет 107 тысяч гектаров, и в будущем году она пополнится Кисловодским национальным парком.
Абдулатипов поручил рыбе размножаться
Министр Набиюла Карачаев много рассказывал о том, что делается в Дагестане для спасения водных объектов.
Сегодня на территории республики находится четыре тысячи рек и 450 озер, многие из них уже высохли — это, считает чиновник, и стало основной причиной краха рыболовецкой отрасли на Каспии.
Недавно, говорит министр, глава Дагестана Рамазан Абдулатипов дал поручение полностью реанимировать эту отрасль.
И на первом этапе предстоит восстановить все крупнейшие водоемы вдоль Каспийского побережья, которые находятся на миграционных путях проходных и полупроходных рыб (их более ста разновидностей). Конечно, сделать это без частных инвесторов будет нереально.
Впрочем, как отчитался Карачаев, уже имеются подвижки — например, в случае с озером Южный Аграхан, имеющим площадь водной глади более 50 тысяч гектаров: в рамках экологической реабилитации в водоем выпустят 35 миллионов мальков.
А вот в Дагестане, говорит Карачаев, в будущем году наконец-то построят водоем-накопитель в селении Нижнее Казанище (Буйнакский район), который позволит обеспечить питьевой водой более 10 тысяч местных жителей.
Также министерство займется расширением площади особо охраняемых территорий: «охранный» статус получат в 2017 году гора Тарки-Тау, озеро Ак-Гель, лагуна Муравейник и Эльтавский лес.
Еще одна задача — это рекультивация площадок, где велась добыча полезных ископаемых (в Дагестане только карьеров более трехсот).
Инвесторов привлекут к проведению геологоразведочных работ по поиску и оценке месторождений полезных ископаемых (в частности, строительного песка вдоль побережья Каспийского моря): Карачаев подчеркнул, что последний раз такие исследования проводили лишь в восьмидесятые годы.
Кстати, на фоне планов Дагестана крайне скромными выглядели цифры, которые привел замминистра Ставрополья Александр Рябикин: по его словам, в будущем году планируется установить (либо уточнить) границы водоохранных зон, также отремонтировать гидротехнические сооружение на реке Чла (Шпаковский район) и заняться берегоукреплением на реке Кума (Советский район).
Каспий «раздали» в нужные руки…
Присутствовавшие в зале журналисты «чиновникам от экологии» вопросов практически не задавали. Прозвучало их лишь два.
Первый — о плачевном состоянии озера Тамбукан. Представитель Кабардино-Балкарии (он, к сожалению, не представился) рассказал, что, поскольку озеро находится на границе двух субъектов, Ставрополья и КБР, то и находится оно в ведении федеральных органов власти.
К слову, в программе круглого стола первоначально был заявлен начальник департамента Росприроднадзора по СКФО Роман Саркисов, но в Пятигорск он почему-то не приехал.
Второй вопрос касался хаотической застройки Каспийского взморья (недавно этому был посвящен большой сюжет на телеканале НТВ, где даже называли фамилии крупных чиновников, захвативших кусочки побережья под коттеджи и усадьбы).
Среди прочих в фильме НТВ звучала и фамилия министра природных ресурсов Набиюлы Карачаева.
Но на прозвучавший вопрос он ответил просто: мол, земли на взморье раздавали местные чиновники, а республиканское ведомство ничего поделать не может.
Зато самым большим «заступником» природы на Северном Кавказе выглядела госкомпания «Курорты Северного Кавказа».
Заместитель ее гендиректора Сулейман Вагапов рассказал, что в рамках поручения президента о проведении Года экологии было создано АНО «Центр природы Кавказа».
В его попечительский совет вошли политики (вице-премьер Александр Хлопонин), журналисты (главный редактор «России сегодня» Маргарита Симоньян), спортсмены (фигуристка Татьяна Навка) и шоумены (композитор Игорь Крутой и комик Михаил Галустян).
Заниматься центр будет восстановлением популяции редких и исчезающих животных, таких как переднеазиатский леопард (кавказский барс) и другие.
Также на Северном Кавказе учредят молодежное природоохранное движение и будут развивать экологический туризм (для чего создадут пешие маршруты протяженностью 100 километров).
Советник гендиректора «Центра природы Кавказа» Сааду Казиев рассказал, что новая структура подпишет соглашения о сотрудничестве с властями каждого из регионов Северного Кавказа, а также Адыгеи и Краснодарского края.
Приезавшим в Пятигорск чиновникам раздали проекты будущего соглашения, а подписи под ним поставят уже губернаторы — в феврале будущего года на экологическом Сочинском инвестфоруме. Наверное, тоже при большом стечении журналистов, которые будут лишь фиксировать происходящее, но воздержатся от острых вопросов.
http://kavpolit.com/articles/na_kavkaze_eko_nevidal-30326/