Спасти то, что еще можно уберечь

От того, насколько бережно нами будут охраняться памятники — составляющие государственности, во многом зависит престиж страны

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА НАРОДА

Музей — это не только своего рода визитная карточка народа, города, местности, но и свидетельство истории государства, культуры его народа, достижений в разных сферах деятельности, а также фактор весомости его притязаний на автохтонность на конкретной территории. Тем более удивительным и парадоксальным является состояние республиканских музеев, расположенных в г.Цхинвале. Мало того, что Краеведческий музей и Музей боевой славы вынуждены ютиться в помещениях, совершенно не приспособленных для экспозиции, но и эти строения перманентно пребывают в аварийном состоянии. Дом-музей выдающегося осетинского ученого, известного на весь мир лингвиста Васо Абаева, с его рукописями и бесценными экспонатами полностью был уничтожен в ходе августовской агрессии.

Однако на сегодняшний день, учитывая все пережитое, очень не хотелось бы списывать свои недоработки как последствия войны… Чем большие испытания нам посылает судьба, тем сильнее и тверже мы должны быть на пути к достижению поставленных целей. Музейные экспонаты, в том числе и уникальные, хранятся (если здесь приемлемо это слово) в помещениях с прохудившейся крышей, за послевоенные полгода здания не были остеклены, а оконные проемы не были даже закрыты полиэтиленовой пленкой. Таким образом, в помещениях царит сырость, экспонаты, включая картины известных художников, плесневеют, им наносится непоправимый вред.

Помещения не убраны, пыль толстым слоем лежит на полу и подоконниках. Не лучше картина и в Музее боевой славы. Директор Краеведческого музея Владимир Ханикаев утверждает, что такая картина наблюдается со времен еще первого этапа грузинской агрессии — с 1991 года. Однако это утверждение не соответствует действительности. Другое дело, что бюрократические проволочки вокруг проблемы музеев и декларируемая активность, не приводящая к каким-либо позитивным изменениям, продолжается не первый год. То под здание музея отводилось здание бывшего Госбанка, то, под предлогом непригодности указанного здания под музей, оно снова передавалось каким-то другим структурам, пока не пришло в полное запустение. И это при том, что это здание расположено в центре города, прямо напротив здания Правительства Республики. По словам директора музея, предлагались еще и другие варианты спасения картин и других экспонатов музея.

АРХИТЕКТУРНЫЙ ЗАПОВЕДНИК

На сегодняшний момент главной проблемой является ремонт кровли. Дело в том, что и здание Краеведческого музея является исторической достопримечательностью — одним из памятников архитектуры: в нем еще в 1905 году проводилась первая конференция Юго-Осетинской организации РСДРП и была расположена первая типография, в которой выпускалась «Ирон газет». Кроме того, как нам сообщила начальник отдела охраны исторических памятников Министерства культуры РЮО Нелли Табуева, здание Краеведческого музея находится в зоне архитектурного заповедника и сносу не подлежит.

«По улице Осетинская (бывшая ул.К.Маркса) расположены уникальные дома, где проживало целое поколение юго-осетинской интеллигенции: дом Ника Ханикаева — автора учебника осетинского языка, писателей — Коста Фарниаты, Сико Кулаев и других ярких личностей, вошедших в плеяду деятелей науки и искусства, все это мы должны сохранить и передать как наше историческое и культурное достояние будущим поколениям. Иначе они даже знать не будут, кто мы, что имеем и откуда наши истоки», — подчеркнула Н. Табуева.

Что касается самого Краеведческого музея, то при рациональном подходе его помещение вполне можно реконструировать таким образом, чтобы посетителям было удобно осматривать экспонаты и не опасаться за их сохранность.

Как один из вариантов выхода из этой непростой ситуации предлагалась передача здания ГУВД по ул.Ленина, рядом с пионерским парком, разрушенного в августе, под Краеведческий музей.

По словам министра культуры РЮО Тамерлана Дзудцова, Президентом Республики уже отдано распоряжение о строительстве нового здания музея, которое будет отвечать самым современным требованиям и будет приспособлено для хранения богатейших памятников истории и культуры — памятников Кобанской культуры, других материалов и картин, многие из которых хранятся в настоящее время в специальных хранилищах во Владикавказе. Как сказал министр, в настоящее время разрабатывается генеральный план города, в котором будет предусмотрено и здание музея. Средства на эти цели в настоящее время есть, в отличие от предыдущих лет.

Т.Дзудцов привел невеселый пример касательно здания госдрамтеатра, сказав, что если бы мы в свое время изыскали минимальные средства на ремонт электропроводки, то и сейчас это здание украшало бы центр нашего города.

Министр культуры также подчеркнул, что сама технология хранения экспонатов в музее на сегодняшний день находится на минусовой отметке. Тем не менее, финансирование объектов культуры до недавнего времени проводилось даже не по остаточному принципу, оно не осуществлялось вообще(!). Это тем более удивительно, если учитывать то, что никаких других источников денежных средств, кроме как госбюджет, у культуры нет.

Будем надеяться на то, что в ближайшее время положение сдвинется с мертвой точки. Проектированием нового здания музея занимается главный архитектор Республики А. Кумаритов.

ЧТО СТРОИТЬ И ГДЕ СТРОИТЬ?

Что касается восстановления разрушенных в ходе августовской войны строений, то гуманитарная комиссия отдает предпочтение (и это совершенно оправданно!) помощи погорельцам, объектам социальной инфраструктуры. Но совершенно неоправданно равнодушное отношение к культурным ценностям — нашему национальному достоянию, нашей истории, пребывающим в столь плачевном состоянии, тем более что средства на ремонт кровли и остекление вполне можно изыскать. В подтверждение этого можно привести множество примеров, когда ремонтировались кровли, не нуждавшиеся в экстренном ремонте(!), как это было (например) по ул.Привокзальная, или восстанавливались окна объектов, через несколько недель вновь заменявшиеся стеклопакетами (здания Лицея искусств и МВД).

Да и средства, которые предназначаются на мероприятия культурного характера, порой расходуются абсолютно нерационально. Было бы, мягко говоря, некорректно опровергать целесообразность проведения концертов И.Кобзона и, тем более, В.Гергиева. Однако организация гастролей исполнителей сомнительного толка, таких, как группа «Рефлекс» и иже с ними, на фоне бедственного положения объектов культуры, не может вызвать ничего, кроме недоумения и протеста.

Возможно, следует объявить сбор средств на ремонт музея, открыть расчетный счет в банке и попытаться спасти то, что еще можно уберечь от тлена и сырости.

Надо отметить и тот факт, что до сих пор не составлена смета на ремонт кровли и остекление. Между тем по минимальным нормативам под музей необходимо отвести 8000 кв.м площади. И это — без учета технических помещений.

Вряд ли может служить утешением то обстоятельство, что и в Северной Осетии положение с музеями так же далеко от совершенства — экспонаты там в основном хранятся в опечатанных ящиках и не выставляются годами.

ЭТНИЧЕСКИЕ КОРНИ ИЛИ ТРИ ПИРОГА?

Таким образом, проблемы перед Министерством культуры по приведению объектов культуры в оптимальное состояние стоят достаточно серьезные, но при государственном подходе они вполне решаемы.

Не хочется повторять банальные истины, но многочисленных гостей, которые приезжали и будут приезжать в будущем в столицу нашего государства, будут интересовать не только и не столько предприятия общепита, щедро подаваемые традиционные три пирога и три шампура, в которых мы будем демонстрировать свое традиционное гостеприимство, но, прежде всего, история и культура народа, этнические корни, эпос осетинского народа. И от того, насколько бережно нами будут храниться памятники — эти составляющие государственности, во многом зависят престиж и имидж страны.

Пока же можно констатировать — сфера культуры не получила ничего из гуманитарной помощи. Этот подход к ее проблемам можно назвать чем угодно, но только не проявлением государственного мышления.
 ugo-osetia.ru