Кризис бьет по карману

Рост курса доллара, а соответственно и цен в магазинах отражается на кармане среднестатистического жителя Южной Осетии. Пока паники в обществе нет, но прогнозы экономистов заставляют жителей республики осторожнее относиться к своим расходам.
ЦХИНВАЛ, 29 янв — Sputnik, Мария Котаева.
В условиях роста цен и неустойчивой позиции рубля цхинвальцы готовятся затянуть пояса в 2016 году. Многие семьи, доходы которых зависят только от фиксированной заработной платы, уже вырабатывают свои методы экономии семейного бюджета. Пересматривают свои расходы и не обремененные семейными заботами «свободные» граждане. Как и на чем будут экономить цхинвальцы, попыталась выяснить корреспондент Sputnik.
В бюджете любой семьи постоянная статья расходов отводится на продукты питания. Во избежание ненужных покупок в первую очередь надо сократить походы по магазинам, а в минимаркет ходить исключительно со списком необходимых покупок, считают горожане.

На чем цхинвальцы будут экономить?

Практически все респонденты готовы отказаться от поездок на такси, которое обходится в небольшом Цхинвале от 70 до 90 рублей. Цхинвальцы считают, что расстояния в небольшом городке довольно просто преодолеть и пешком. А некоторые девушки и вовсе решили продать машины. Автомобильный бум в Цхинвале был на пике еще года два назад. Тогда каждая «уважающая» себя девушка решила обзавестись иномаркой хотя бы среднего класса. Однако, столкнувшись с суммами, которые уходят на обслуживание авто, многие девушки считают, что в кризис «понты — дело лишнее». Некоторые решили сократить пользование услугами интернета, тарифы на которые цхинвальцы считают необоснованно высокими.
«За 20 ГБ 4G интернета я плачу 1600 рублей. Скорость неплохая, но на работе есть wi-fi, и я уберу расходы на домашний интернет. Также перейду с дорогих сигарет из duty free на более дешевые сигареты», — говорит местный житель Эдуард Багаев.
Некоторые жители столицы в общении с корреспондентом Sputnik отметили, что отложат покупки бытовой техники и ремонт квартир до следующего года. Ряд респондентов готовится совместить экономию на продуктах со сбросом лишних килограммов, тем самым пытаясь извлечь пользу из непростой ситуации.
«Ради здоровой экономии исключу из семейного рациона копчености, колбасу, сосиски и полуфабрикаты, которые отнимают треть семейного бюджета. Можно меньше покупать детям сладостей и десертов. Пирог на выходные, испеченный на кухне, выходит гораздо дешевле, чем купленный в кондитерской. Ну и перенесу походы в кафе к себе в гостиную. Приглашу подругу домой на кофе», — считает рациональная домохозяйка Эмма Гогичева.
«Можно выбирать продукты по ценовым категориям, при этом без вреда для здоровья. Сведу к минимуму употребление сдобы, майонеза, кетчупов. Категорически перестану покупать детям всякие сухарики и различные жвачки с конфетами. Не урежу только фрукты», — говорит Диана Хубаева.
Большинство женщин готовы сократить расходы, пожертвовав посещением салонов красоты и бутиков.
«Пересмотрю свой гардероб, — может там есть, что еще послужит мне. В магазинах Цхинвала я стараюсь покупать по минимуму, так как у нас цены выше, чем в торговых центрах Владикавказа и Москвы. Я начну покупать одежду для себя и детей через интернет-магазин, и то на акциях и сезонных распродажах», — говорит мама двоих детей Алина Догузова.
Ее подруга решила отказаться от роскоши наращенных ногтей, которые ежемесячно обходились ей в 1700 рублей.
Кроме вышеперечисленного, цхинвальцы намерены экономить на электроэнергии, подарках для близких и тренажерном зале.
Большая часть респондентов призналась, что у них есть долги и нет никаких сбережений.
Многие граждане, у которых есть земельные участки, намерены выращивать свои овощи и зелень.
Пока кризис не заставил отказаться женщин от хорошего парфюма и дорогого кофе.
«Для меня чашка кофе — это целая утренняя церемония, задающая настроение на весь день. И очень важен аромат кофе, пенка и вкус, под которые просыпается мой организм и задается настрой на весь день. Поэтому никакой кризис не уберет баночку хорошего кофе из моего кухонного шкафчика», — уверенно заявляет педагог начальных классов Ирина Джиоева.
Бизнесмены говорят о снижении потребительского спроса на одежду и бытовую технику
Некоторые предприниматели готовятся закрывать свои магазины в связи с ростом цен. Все меньшим спросом стали пользоваться предметы одежды и бытовая техника.
«На оптовых базах стоимость товаров выросла почти в половину. Соответственно я уже не могу сделать ту надбавку на товар, которая бы окупила мне расходы и принесла прибыль. Большая часть клиентов забирает товар «до зарплаты». Это понятие уже знакомо во всех магазинах. Половина клиентов не возвращает долги по нескольку месяцев, и я не могу собрать деньги на очередной привоз одежды. Продавать одежду стало не выгодно, и я закрою магазин после ликвидации товара», — говорит хозяйка магазина одежды Роза Бестаева.
Почти так же обстоят дела и в магазинах бытовой техники.
«Бытовая техника подорожала в связи с ростом доллара. Хотя товары собираются в России, комплектующие детали завозятся из-за границы. Естественно цены растут и в моем магазине. Местные жители, у которых есть свои машины, чаще всего привозят бытовую технику из Владикавказа, там она дешевле и ее можно взять в рассрочку или кредит. Число покупок у нас снизилось, но мы идем на уступки клиентам, — делаем возможные скидки, даем в рассрочку или в долг по знакомству. Без этого мы не будем иметь прибыли», — говорит владелец магазина бытовой техники Генрих Цховребов.
Все респонденты агентства отмечали, что они задействованы в бюджетной сфере и никаких доходов кроме заработной платы не имеют. Численность занятого в бюджетных организациях населения республики в 2014 году по данным премьер-министра Доменти Кулумбегова составила 19 тысяч 964 человека.

Sputnik Южная Осетия