Финансы «стратегического» значения или к вопросу развития республиканских средств массовой информации

Республиканские СМИ, которых у нас не так много – три газеты, журнал, телевидение, радио и информационное агентство – несмотря на сложность условий, работают довольно неплохо. По крайней мере, не уступают по содержанию как минимум своим северо-осетинским коллегам. При этом имеется и перспектива развития. Но для этого необходима финансовая подпитка – нужны средства не только на повышение зарплаты журналистам, оклад которых находится ниже утвержденного прожиточного минимума, но и на техническое оснащение государственных масс-медиа. Безусловно, определенные средства на поддержу материально-технической базы юго-осетинских СМИ руководством страны выделяется. Вместе с тем в Республике имеется солидный резерв, который бы мог быть полноценно и полноправноиспользован для качественного рывка республиканских масс-медиа в их развитии.
Мы все знаем, что на территории РЮО транслируются российские телеканалы, но не все знают, что российская сторона платит за то, чтобы у нас вещало российское телевидение. Это обычная практика, вне зависимости от того, вещает российское ТВ в Южной Осетии, Абхазии, Армении, Грузии или Израиле. И вот за подобную трансляцию руководство российских центральных телеканалов выплачивает фиксированную сумму.
Возьмем пример братской Абхазии. Здесь также по договоренности с одним из российских телеканалов люди могут видеть программы российского телевидения. Помимо прекрасной возможности узнавать новости России и смотреть художественные фильмы, абхазская сторона получает еще и плату за аренду частотного спектра. Где-то два миллиона рублей в месяц только с одного конкретного телеканала. Отметим, что деньги идут на счет абхазского телевидения, которое часть средств направляет объединению связи за телевизионную трансляцию своего и российского телеканала. Но и после этого солидная сумма, за вычетом отчислений, остается у самой государственной телекомпании. Благодаря этому, абхазское телевидение по техническому оснащению превосходит не только юго-осетинское и карабахское ТВ, но и телекомпании Северного Кавказа (за исключением Чечни). В этом мне пришлось лично убедиться во время посещения несколько лет назад Абхазии в составе правительственной делегации. Помимо официальных мероприятий я параллельно интересовался и работой местными СМИ. И, честно говоря, был приятно удивлен техническим богатством студии абхазского ТВ – прекрасно оформленные и просторные студии, различные новинки телепроизводства, как, например, видеокамеры на передвигающихся платформах… Сперва возникла понятная мысль, что это наследие советского прошлого, ведь телевидение в Абхазии, в отличие от Южной Осетии, существовало еще со времен СССР. Однако нас заверили, что все это вновь приобретенное оборудование. И главный источник финансирования – опосредствованная помощь России за право вещания на территории Абхазии российских телеканалов. До признания независимости Абхазии российская сторона не могла оказывать стране помощь напрямую. И вот были использованы такие обходные пути, чтобы не вызывать лишний раз раздражение в Тбилиси. Как бы то ни было, благодаря этой важной поддержке, абхазское телевидение и сегодня имеет возможность для постоянной модернизации национального телевидения, материальной поддержки своих сотрудников, реализации различных местных телепроектов.
А что у нас, в Южной Осетии? Здесь, как и в Абхазии, долгие годы имело место сотрудничество с российской стороной на взаимовыгодных условиях. Правда, трансляцией российских телеканалов занималось частное предприятие, зарегистрированное в РСО – Алания. Очевидно, это было сделано с тем же расчетом, чтобы соблюсти формальную отстранённость России от участия в юго-осетинских делах до признания независимости РЮО и налаживания прямых связей. Был даже построен современный теле-радиотрансляционный центр на пригорке у селения Квернет. Это событие подавалось с такой помпой, что сам телецентр в торжественной обстановке открывали… два раза.
Российские телеканалы транслировались на территории РЮО, деньги за плату поступали без проволочек. Называлась примерная сумма в 30-40 млн. в год, которая менялась, так как была привязана к долларовому эквиваленту. Как бы то ни было, ни телевидение РЮО, ни, тем более, другие СМИ от этих денег ничего не имели. В отличие от своих абхазских коллег. Мы развивались своими силами, порой вопреки, и, тем не менее, преуспели, хотя получается, могли сделать и более серьезный качественный рывок вперед. Между тем, воп-рос российских «трансляционных» денег так и оставался тайной за семью печатями, хотя, вроде все знали всю подноготную ситуации, а потому время от времени вокруг сумм за трансляцию вспыхивали понятные скандалы…
В настоящее время российские телеканалы, по-прежнему, вещают на Южную Осетию, оплата за это ведется, но, по нашей информации, государство этих средств все также не получает. А ведь если бы в этой сфере был наведен порядок, то республиканские СМИ получили бы серьезный источник развития. К примеру, для телевидения можно было бы приобрести не только современное съемочное и монтажное оборудование, но и установить мощные теле-радио-передатчики с возможностью вещания до самого Тбилиси. А это уже политика! Необходимы также передвижные телевизионные станции, благодаря которым можно вести прямые трансляции с любого мероприятия за пределами самого здания ТВ (для сравнения – в прошлом году режиссеры ГТРК «Ир», во время прямого эфира трансляции военного парада с Театральной площади, сидели под открытым небом рядом с трибуной, за простым столом с переносным видеомикшером – а вокруг шумела толпа, перед ними грохотали бронемашины и дружно чеканили шаг солдаты). Кроме того, стабильный источник финансирования, да еще в таком масштабе, позволил бы модернизировать и вещательное оборудование ретрансляционных центров в районах Республики. Покрыть, наконец, качественным теле и радиосигналом всю территорию страны. Ведь устойчивое вещание даже в районных центрах и сегодня порой недостижимая мечта сельских жителей. Параллельно можно было бы решать и проблемы печатных СМИ, и закупа нового оборудования для типографии… За эти годы, грубо говоря, можно было бы горы свернуть… Словом, резервы для финансирования сферы СМИ есть и ими надо воспользоваться. Поскольку за эти годы мы и так уже многое упустили из-за своей беспечности.

С.Остаев,
газета «Республика»