И снова к вопросу возрождения парковой скульптуры Цхинвала

Столица Южной Осетии город Цхинвал, как и всякий древний город, имеет свое очарование. Оно заключается не только в осознании его многовековой истории, но и в архитектурном облике. Однако, после событий новейшей истории облик этот перетерпел серьезные изменения. Притом не в лучшую сторону. Поэтому внешне восприятие города, в том числе и его историческую ауру приходится воссоздавать заново.
Одним из главных направлений в этом деле должно стать восстановление Старого города, о чем наша газета пишет с настойчивой периодичностью. Это, если хотите, обязанность нынешнего поколения. При этом должен произойти не просто ремонт или восстановление старых зданий, но и придание им функциональности: кафе, художественные мастерские, музеи. Понятно, что дело это не сегодняшнего дня. И тем не менее.
Менее затратными, но не менее значимыми были бы усилия в сфере возрождения в Цхинвале некогда процветающей системы садово-парковой скульптуры. Попросту говоря, установка скульптур и скульптурных композиций в парках и на улицах города, чем в последние годы по доброму «заболели» города бывшего СССР и старой Европы. Ведь это тоже придает колорит, «узнаваемость» и «непохожесть» городу. Первые попытки в Цхинвале уже предпринимаются и, как пример, Пионерский парк с его обновленной оградой. Здесь уже стоят мультяшные персонажи Маша и Медведь, фонтанчик… Конечно, это далеко от национального стиля и несравнимо с былым размахом городского Парка культуры и отдыха, где «резвились» табуны диковинных животных, созданные из дерева мастером Р.Хетагуровым. Да и в самом Пионерском парке в свое время в тени деревьев стояли каменные девушки с мячами и веслами, фонтаны с жанровыми скульптурами…
Несмотря на провинциальный статус, в советском Цхинвале (Сталинире) было много скульптурных достопримечательностей. Одним из заметных образцов был на месте нынешнего Дома Правительства. Здесь был арочный скульптурный комплекс с фонтанчиками, окруженный самшитовыми насаждениями.
На Театральной площади поочередно стояли памятники В. Ленину, после И. Сталину, на которых, скромно прижавшись в уголке сквера, «посматривал» Коста Хетагуров. Перед ним вскоре в камне замерла девушка-горянка Фатима из одноименной драмы Коста. Через некоторое время творение известного осетинского художника Т.Гаглоева убрали. Как и памятник осетинскому писателю М.Шавлохову, располагавшийся не так далеко. Теперь об этих скульптурах помнят только старожилы и… фотографии. Как и о монументальных скульптурах Сталину и Ленину у парадной лестницы Дома Советов (Парламента). Правда, в прошлом году из этого ряда удалось «возродить» Фатиму.
К образцам садово-парковой скульптуры в Цхинвале (Сталинире) можно отнести не только многочисленные фонтанчики, бюсты литературных знаменитостей, пионеров с горнами. Как наиболее красочный образец – скульптурная группа мальчиков перед гостиницей «Ирыстон». Как гласит легенда, сперва они были обнаженными, однако позже, «по требованию партии», их «приодели» в короткие трусики. Это и сейчас немного заметно, поскольку единственное одеяние на скульптурных подростках несколько белее.
Классические образцы расположились и в поселке Квайса. Здесь в парковой зоне на каменных постаментах гордо вздымают к небесам свои рога олени и косули…
К сожалению, многое из доброго, а во многом классического прошлого ушло в небытие. Сегодня в мире в моде устанавливать разножанровые скульптуры на улицах города. Мы не говорим о монументальных скульптурных работах. Это скорее скульптуры садово-парковой стилистики, которые вышли за пределы садовой ограды. Есть памятники милиционерам, плавленому сыру, писателям, поэтам, животным… Выполнены они в новой, во многом непривычной стилистике. Во Владикавказе – это памятник Коста Хетугурову, присевшему на скамейку, памятник Булгакову, прохаживающемуся по улице или «вечно» играющим нардистам. Владикавказ также украшен и не менее интересными композициями с национальным колоритом – «Сказитель» и «Танец». В первой воплощен народный сказитель эпоса в окружении слушателей, на втором – танцующий джигит и горянка.
В Южной Осетии, к образцу «выхода» скульптуры в народ нового времени можно отнести «многострадальную» скульптуру осетинского лингвиста Васо Абаева в сквере перед Домом Правительства. То, что памятник находится в шаговой доступности от простых людей, становится современной тенденцией в развитии садово-парковой скульптуры. Возможность, в самом прямом смысле этого слова, прикоснуться к известной личности, запечатленной в бронзе, сфотографироваться рядом на память становится модным веянием. Примеров этому немало в той же России: бронзовый Юрий Никулин у здания Московского цирка на Цветном бульваре, памятник Евгению Евстигнееву в Нижнем Новгороде…
Садово-парковая скульптура при этом имеет как декоративный, пропагандистский, обучающий, так и мемориальный характер. Как иллюстрация этого утверждения – скульптура нарта Батрадза у Дома Правительства. Здесь образ героя эпического сказания его внешние атрибуты сами по себе могут стать побуждением изучать Нартский эпос. Правда, композиционно он выполнен не совсем удачно, да и пропорции несколько спорные. Однако, этим изваянием наш город почему-то и ограничился тематикой величественного Нартского эпоса. Вообще, скульптуры на улицах города это не только память, но и побудительный мотив получить информацию о герое. Опять-таки, это и привлекательность для туристов, и часть внешнего восприятия образа столицы Республики. В эту же «копилку» в первую очередь идет еще одна давняя инициатива нашей газеты о необходимости создания Пантеона, который станет своего рода окном в прошлое, где будущие поколения смогут пусть виртуально, но прикоснуться к истории своего народа. Стоит ли говорить, что место подобного Пантеона, несомненно, в Старом городе.
Однако вернемся к теме парковой скульптуры. Безусловно, ее возрождать надо. Причем делать это надо оригинально, чтобы уже по скульптуре была «узнаваемость» города. Претендентов на то, кого увековечить в бронзе тоже немало. Это те же многочисленные герои сказаний о Нартах. Несомненно украсили бы скверы Цхинвала скульптуры харизматических актеров Госдрамтеатра Давида Габараева и Нины Чочиевой, композиционные наработки которых имеются у скульптора Алана Бекоева. К месту смотрелась бы скульптура Махарбека Туганова на улице, носящей его имя, во дворе школы №6 бюсты одноклассников – Олимпийских чемпионов В.Богиева и К.Кахиашвили. Не исключены и разные, в том числе веселые фрагменты из осетинской литературы… Особо следует сказать о великолепной идее, высказанной нам министром культуры М.Остаевой – установлении скульптуры Анахарсису перед Центральной библиотекой и там же рядом несколько бюстов представителей славной недосягаемой национальной интеллигенции первой половины прошлого века. Ну а в продолжении, за зданием библиотеки, где последние десятилетия находится стихийный рынок, разбить национальный парк, в котором будут установлены бюсты целой плеяды классиков осетинской литературы. Думается, эта идея наилучший вариант решения «проблемы» занятости солидного пустыря в центре города и намного логичнее, нежели строительство здесь здания МИД, церкви и т.д., идеи которых перманентно нет-нет да и всплывают… Своя скульптурная особость может быть и в районных центрах страны. Скажем, в поселке Дзау мог бы «присесть» на скамейке народный герой смешных историй Резо Джиоев…
Словом, примеров много, главное в обязательном порядке заложить под это необходимое дело финансы и заверяем – облик Цхинвала станет еще более родным и… теплым. А то так и придется копаться в старых фотографиях и завидовать жизни наших бабушек и дедушек…

М. Багаев,
газета «Республика»