Сколько стоит неубитый волк в Республике?

Убитый волк стоит ровно столько, во сколько оценивается его шкура – гласит известное изречение. Но следует поставить обратный, более злободневный вопрос – сколько стоит неубитый волк? Общие потери от волков не имеют четкого, точного количественного выражения: это потери домашнего скота и потери дикого животного мира, подсчитать которые можно только приблизительно. Единственная мера, доступная количественной оценке состоит в том, что за день волк должен съесть около четырех килограммов мяса. Сюда входят весь рацион – и павшие домашние животные, и дикие животные, и мышевидные грызуны и пернатые, но все же этот опасный серый хищник предпочитает более крупную живую добычу. Ориентировочно, отвечая на вышеуказанный вопрос можно сказать, что один волк обошелся бы в год тонной товарного мяса. Если волка не убить, он проживет от 10 до 15 лет, следовательно неубитый волк – это десятки тонн съеденного им мяса, и тысячи убитых им млекопитающих.
В нашей Республике волков можно насчитать несколько сотен. Вред от волка усугубляется еще и тем, что он интенсивно размножается. Мы, конечно же, не вправе брать на себя ответственность за полное истребление волков, но надо решить вопрос, какая должна быть постоянная максимальная численность хищников в Республике. В Кударгоме вспышка численности волков произошла, как говорят старейшины ущелья, во время Великой Отечественной войны, когда на европейской части нашей тогдашней общей Родины – СССР – шла война, волки в большом количестве перебрались в том числе и на юг Осетии, буквально терроризируя в течение двух десятилетий частное и общественное животноводство. Доставалось наверняка и диким животным. Тогда, благодаря четкой организации охоты на волков, всеми структурными подразделениями поселка Квайса с участием охотников и добровольцев из местного населения Кударгома, в течение определенного времени было уничтожено более 50 особей этих хищников.
Вторая вспышка численности волков произошла в начале 90-х годов прошлого столетия и, к сожалению, увеличение численности волков продолжается до настоящего времени. К тому же у нас в Кударгоме в течение последних двух десятков лет появились шакалы, которых ранее никогда не было. От этих быстрых, трусливых, но наглых зверей покоя нет. Численность волков, шакалов и ущерб наносимый ими домашнему животноводству, в том числе и охотничьей фауне, вызывает серьезное опасение. Волки отлично знают свой ареал обитания. У них нахоженные тропы. Это чуткий, умный и хитрый зверь с удивительным слухом, зрением и нюхом. Кроме того, у волка отменная память и сообразительность. Они совершают переходы от одной дневки до другой в горной местности на расстоянии иногда от 3 до 15 километров. Охотясь по пути на диких копытных и пушных зверей, местами сдерживая их прирост на десятилетия. Не по зубам волкам только медведи. При этом убитые дикие животные охотниками и браконьерами – это мизерная доля по сравнению с волками.
Волки убивают в сотни раз больше диких животных, а в последние годы они осмелели и нападают на сельские дворы, загрызают овец, коз, свиней, телят, молодых бычков и порой даже собак. Эта ситуация крайне отрицательно влияет на разведение как крупного, так и мелкого рогатого скота и свиней. В связи со сложившейся ситуацией у населения отпало всякое желание заниматься разведением скота, что приводит к обнищанию неработающих слоев населения, а это трагично для жителей Кударгома. Это в прошлом, в советское время, населению оплачивалась определенная сумма госстраховки за задранных волками, медведями и шакалами домашних животных. В наше время такой практики по понятным причинам нет.
Между тем, в прошлом 2015 году волки только в Кударгоме растерзали более 20 голов телят, телок и молодых бычков, 3 козы, 7 овец и 14 свиней. Зимой этого года волки охотились и на собак. При этом почерк везде один и тот же – волчица выманивает собак, которым обратную дорогу перекрывает вожак с несколькими волками. Так пропало более 25 собак. Наступивший год не стал исключением. За первые месяцы 2016 года волки задрали свиноматку Маирбега Хугаева, двухлетнюю телку Мурмана Хугаева, двух двухлетних бычков Ивана Качмазова и Шота Теблоева, телят Урыз-мага Хугаева и Михаила Калаева, двух годовалых телят и три свиньи Хазби Зассеева и две овцы и два ягненка у автора этих строк в 10 метрах от дома. Другие три овцы (искусанные) остались живы чудом, благодаря добросовестной работе ветврача Шота Теблоева.
Для многих охота на волков, возможно, кажется этакой забавой, пусть и жестокой, между тем, это очень трудоемкая и вынужденная мера охоты, не терпящая отлагательств. К тому же ландшафт Кударгома очень сложный и небольшими группами добиться больших успехов здесь не получится. Необходимо создать в регионах постоянные бригады, с привлечением сотрудников МВД, МЧС и МО (практиковать освобождение от службы на время охоты на волков), укомплектовать транспортом, рациями, увеличить материальную заинтересованность охотников, вооружить надежными дробовиками и патронами, и тогда можно добиться хороших результатов охоты на волков.
Использовать вертолеты Республика не в состоянии, но всем остальным службам необходимо помочь населению, если мы намерены ради будущих поколений сохранить косуль, серн, барсуков, лис, выдр, куниц, зайцев. Охота на волков занятие действительно сложное. К примеру, три года назад группа охотников за все лето смогла подстрелить только двух волков и двух шакалов. И это очень мало.
Итак, волк, своевременно неубитый, обходится нам очень дорого. В настоящее время по Республике, в том числе и в Кударгоме, наблюдается увеличение численности волков. Встречаются стаи до 20 особей, которые вплотную подходят к населенным пунктам, рыщут в пойме реки Стырдон (Джоджора) и это уже тревожные сигналы.
Принятые меры по уничтожению волков дадут положительные сдвиги, в короткие сроки увеличится количество диких копытных и пушных зверей и снова появится возможность без опаски содержать и увеличивать поголовье рогатого скота, овец, коз, свиней, что в интересах экономического развития страны. Но кто-то же у нас в Республике должен отвечать за принятие необходимых мер по истреблению необходимого количества волков. В горах приходится пасти отдельно скот, отдельно овец и коз, приглядывать за свиньями, а кроме пастушества в хозяйстве еще много разных работ. Поэтому, мы, жители Кударгома, надеемся, что руководством Республики будут приняты соответствующие меры по уничтожению серых хищников в помощь жителям своей страны.

В. Зассеев
Квайса
Рубрика «Нам пишут»
Газета «Республика»