Национальный музей Южной Осетии. Приглашение к размышлению о прошлом и настоящем

18 мая традиционно отмечается международный День музеев. В этот день музейные работники нашей Республики отметили свой профессиональный праздник. Одни в прекрасном здании Национального музея, другие в ожидании восстановления музейных помещений. Напомним, что в настоящее время в Республике функционирует государственный Национальный музей (г.Цхинвал), этнографический музей Ксанских эриставов (п.Ленингор), в стадии завершения строительство музеев им.В.Абаева (г.Цхинвал) и музей им. Р.Гаглоева (с.Ванел). В преддверии «музейной» даты мы побывали в главном хранилище нашего исторического наследия – Национальном музее Республики Южная Осетия.
Проблема исторических экспозиций и их воздействия на социум чрезвычайно актуальна для музеев всего мира. Фактически, современные музеи выступают своего рода связующим звеном между научным сообществом, для которого каждый экспонат наполнен особым ценностно-смысловым содержанием, являясь предметом анализа и изучения, и социумом, поддерживающим учреждения культуры, в том числе и музеи. Как институты «памяти» они обладают неограниченным влиянием на «идентификационные» механизмы нации. Не вызывает сомнения и воспитательный потенциал музеев: подлинность вещественных свидетельств разных эпох, наглядность и достоверность воссоздания исторической среды в музее не только обеспечивают информативность экспозиции, но оказывают на посетителя сильное эмоциональное воздействие, формируют социальную память общества, воспитывают молодое поколение в духе патриотизма.
Но всегда ли умеют современные музеи распорядиться этим потенциалом, использовать его профессионально и эффективно, спрогнозировать степень своего участия в социокультурных изменениях, последствия своего воздействия на личность и социум? Рассказывает директор Национального музея РЮО Мераб Максимович Зассеев:

– Конечно же, главное предназначение музея – это не простая демонстрация древних артефактов или материалов новейшей истории. Музейная экспозиция, выстроенная профессионально и со смыслом – это мощный инструмент воздействия на сознание каждого посетителя. Почти каждая вещь хранит в себе духовность человека, его мысль, мастерство, информацию. Но есть вещи, судьбы которых сложились особенно счастливо. Они принадлежат всем – всему народу, всему человечеству. Они – наша память, культура, история. И поэтому мы храним и изучаем их в музеях. Здесь вещь превращается в музейный предмет, памятник и обретает свой голос в музейной экспозиции.
Мы идем вместе с директором вдоль стеллажей, на которых выставлены материалы из стоянок человека каменного века, переходим к витринам с кобанской бронзой и завершаем осмотр зала с древностями изучением изделий из железа. Постепенно нарастает ощущение значимости древней истории нашей страны, своей сопричастности с ней. И как бы это не показалось пафосным – гордость за то, что живешь на такой древней земле.

– На данный момент у нас работает отдел археологии и этнографии, небольшой уголок природы края и отдел Боевой славы. Основную часть музейного пространства занимает археология, так как благодаря многочисленным раскопкам в музее очень богатый материал.
Интересна и этнографическая коллекция. В ней показано то, как наши предки смогли приспособиться к непростым условиям жизни в горах и какие совершенные для этих условий орудия труда они создали. Все в повседневной жизни горца приспособлено к конкретным условиям среды обитания. Возьмем, например, традиционный осетинский трехногий столик. Почему у него было три ножки, а не четыре или две? Конечно же, не потому, что мастера не имели достаточного количества материала для его изготовления. Причина в том, что в саклях полы были земляные, с неровностями и именно трехногая конструкция обеспечивала наибольшую устойчивость.
Музей – учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Музеи представляют собой историю, поэтому необходимо понимать, что, не зная историю, сложно будет представить себе будущее, а значит, сложно его построить. Но музей это символ, прежде всего, национального духа.

– Мы благодарны за то, что у нас есть такое современное здание, с искусственным микроклиматом, с обширным фондохранилищем. Все экспонаты у нас хранятся в идеальных условиях. Но понятие «национальный музей» должно быть оформлено в соответствующие формы, сегодня наш музей, образно говоря, слишком европеизирован, надо придать ему определенный национальный колорит. Все это требует определенных усилий, средств, и, конечно же, понимания того, как это сделать. Пока что предполагается поменять оформление вестибюля, ведь во многом впечатление от музея формируется от того, что посетитель увидит после того, как переступил порог здания. Здесь мы планируем установить две конные статуи: скифского и аланского воинов, а вдоль одной из стен – историческую панораму со статуями скифских правителей.
Значение музея как средства хранения и популяризации исторического прошлого неоценимо. В этом мне видится главное предназначение национального музея. Радует и интерес наших граждан к историческому наследию осетинского народа. Ежедневно наше учреждение посещает две-три экскурсии из образовательных учреждений, приходят и отдельные граждане, гости столицы.

– Сегодня пыльные полки и скрипящие полы музеев 20-ого столетия стремительно отходят в прошлое. Музейные выставки, пользующиеся популярностью сегодня – это сочетание старинных артефактов с современными технологиями, дигитальными экранами и даже живыми представлениями. В музее пока этих новшеств не наблюдается.

– Здесь надо понимать, что одно дело это желание изменений, другое – наличие умения и возможностей эти изменения осуществить. Необходим системный, профессиональный подход. Недавно мы заключили договор с Музейным объединением Москвы и планируем в рамках соглашения тесно сотрудничать в вопросах обучения персонала, в вопросах создания современных технологий для демонстрации экспозиции, в вопросах реставрации фондов.
Помимо археологического материала у нас огромное количество очень интересных картин. Здесь находятся художественные полотна не только наших художников, есть, к примеру, картины из знаменитой Дрезденской галереи, которые попали в музей после Второй мировой войны. К сожалению, те условия, в которых они пребывали до обретения Национальным музеем Южной Осетии нового здания, безусловно, отразились на качестве и сохранности этих картин. Но мы надеемся, что с помощью наших российских коллег, с которыми мы выстраиваем договорные отношения, эти произведения будут отреставрированы на самом высоком уровне.

– У музейных работников среди прочих существует две проблемы: нехватка мест для хранения экспонатов и нехватка выставочных площадей. Тем более, что существующее здание Национального музея значительно отличается от первоначального проекта.

– Это один из моментов, о котором мы говорим с сожалением. Окунувшись в проблематику музея, я обнаружил, что большая часть фондов, в том числе художественные полотна, никогда не выставлялись. А ведь художники рисовали не для того, чтобы их работы пылились в хранилищах, а из желания поделиться с людьми своим мастерством, своим видением жизни. Если бы здание музея было построено в соответствии с первоначальным проектом, то у нас был бы и отдельный обширный выставочный зал. Но сейчас такой возможности нет.
Меня часто спрашивают о пустыре, который находится рядом с зданием Национального музея, люди интересуются – поднимался ли вопрос о возможности передачи этой площади музею. Этот вопрос мы не поднимали, потому что есть ответ – там предполагалось вести другое строительство и судьба этого участка не определена.

– В Республике де-факто существует четыре музея, однако каждый из них является автономной единицей. При этом каждый музей должен быть частью общего пространства, объединенного и систематизированного в единую структуру и с общим вектором в деятельности.

– Я выступил с предложением создать республиканское музейное объединение, для того, чтобы централизовать всю музейную деятельность в Республике, что позволит наладить и внутриструктурный обмен. Необходима общая систематизация музейного дела. Кроме того, я предложил создание и музеев-заповедников. К примеру, возьмем стоянки древнего человека в Кударском ущелье Дзауского района. Здесь расположены несколько пещер, где жили люди каменного века. А как сказал известный археолог, профессор В.П.Любин, который, к слову, исследовал эти пещеры, всего на территории бывшего СССР лишь шесть стоянок этого периода, и две из них находятся в Кударском ущелье. Возраст находок – 65 тысяч лет – говорит сам за себя. Почему эти пещеры не должны быть объектом туризма? Или ущелье Тли, где были найдены предметы Кобанской бронзы… Выдающимися достижениями в экономике мы удивить мир не можем. Но культурным наследием, памятниками истории, архитектуры, привлечь в страну туристов обязаны.

– В музее тысячи предметов хранения. Одни предметы имеют свою историю, но часть экспонатов, особенно раннего периода, все еще остаются недостаточно изученными.

– На сегодняшнем этапе очень важно обеспечить строгий учет и сохранность музейных фондов. За последнее десятилетие этой возможности не было. В результате, бывает, что при проведении инвентаризации не находятся отдельные экспонаты, но при этом обнаруживаются неожиданные находки. Например, мы не нашли пока нумизматическую коллекцию музея, которая была представлена отдельным фондом. Но обнаружились иконы, которые не значились в музейных описях.
И еще один важный момент. К нам в музей нередко приносят вещи, которые имеют историческую ценность. Понятное дело, что их предлагают выкупить для музея. Но у нас отсутствует закупочный фонд. А такой фонд должен быть в каждом музее. Должна функционировать экспертная комиссия, которая даст оценку культурной, исторической и материальной ценности предмета. Ну а пока много ценных предметов проходит мимо. Например, недавно нам предложили старинное ружье, древний медный котел и даже мебельный гарнитур, изготовленный известным российским дореволюционным мастером…

– И все же, что такое музей: безмолвное хранилище старины или место, где мы наблюдаем живую связь времен и событий?

– Для многих посещение музея и знакомство с экспозициями становится откровением, особенно для молодежи. Без посещения музея они бы на многие факты нашей истории обратили внимание намного позже. А теперь начинают интересоваться, у них возникают вопросы…
Деятельность музея играет важную роль в воспитательном процессе, в деле знания традиций культурного и исторического наследия осетинского народа.

Подготовила Д.Плиева
Газета «Республика»