Магия телесного узора

В последние годы особым явлением стали изрисованные татуировками молодые люди. Впрочем, иногда «тату» балуются и люди зрелой возрастной группы.
Помнится, раньше татуировки ассоциировались в нашей стране исключительно с преступниками, пребывавшими в местах лишения свободы, или военнослужащими, которые баловались выбиванием на частях своего тела различных рисунков и коротких фраз. Впрочем, тогда это называлось «наколка». Как бы то ни было, но в общественном сознании ранее татуировки имели отрицательное восприятие. Не то, что сегодня. Редко кто из молодых людей, а в большинстве это девушки, не нанес на части своего тела витиеватый рисунок или амурную надпись. В первое время тату делались на скрытых одеждой частях тела. Сегодня, напротив, хорошим тоном считается выставить выбитый на коже узор на всеобщее обозрение.
Более того, это становится модным трендом, как, к примеру, певица Наргиз, у которой тату заменяет сценический костюм.
Не отстают от этой тенденции и в Южной Осетии. Салонов у нас, в отличие от той же Северной Осетии, нет. Был один мастер, да и тот, к ужасу своих клиенток, оказался носителем вируса СПИД. Но тату можно сделать у отельных мастеров-любителей или выехав в Москву или Владикавказ.
Кажется, что на Кавказе татуировка — новое нетрадиционное веяние. Но это далеко не так. Многие из наших читателей удивятся, когда узнают, что нанесение рисунка на женское тело было обычной практикой среди ряда северокавказских народов. Еще недавно татуировка широко практиковалась, например, в Дагестане. И сегодня еще живы женщины, тела которых в большей или меньше мере исписаны вязью или метками.
В Дагестане живет удивительный ученый — кандидат исторических наук, этнограф Габиб Исмаилов, которому принадлежит, наверное, одно из самых необычных в мире собраний — фотографии и зарисовки традиционных женских татуировок. Пешком и на попутках, с проводниками и в одиночку он обошел высокогорные селения 38 районов республики. На это ему понадобилось 17 лет. В результате на свет появилось уникальное исследование тату, которые дагестанки с древних времен и по нынешнюю пору наносят на различные части тела.
— Горные селения похожи на островные цивилизации. Время течет здесь медленно, а традиции не меняются веками, — говорит Исмаилов. — Именно там, высоко в горах, любопытным следует искать следы прошлого. Символы и знаки сопровождают дагестанцев всю жизнь: они на камнях, на посуде, на вышивках, в кладках старых домов. Но на женские татуировки мало кто обращал внимание.
Исмаилов собрал огромную базу, больше 1500 изображений, которые он зафиксировал у представительниц прекрасного пола от двух до 113 лет. Он расспросил около 500 женщин, и каждая встреча вызывала у него восхищение, потому что за всеми стояла особая история или семейная легенда. Свастики, кресты, цифры и буквы древних алфавитов известных и неведомых науке давно исчезнувших языков — вот что увидел Габиб у своих землячек. А еще он зафиксировал татуировки, отражающие языческие, христианские, зороастрийские, исламские верования и даже символы советской эпохи.
Лишь некоторые делали тату для красоты, большинство — для охраны от злых духов. Рисунки на различных частях тела, безусловно, выступали отголоском вечного конфликта человека со злыми силами. Свастику накалывали, чтобы муж не привел вторую жену, точки на фалангах пальцев были знаком того, что это богатая невеста, и бедному жениху лучше на девушку не заглядываться. Существовали татуировки к удаче, к прибытку, но их графические образы давно забыты.
Горянки с неохотой рассказывали Габибу о значении татуировок, а уж сфотографировать их — это задача, казалось бы, невыполнимая. Одни благосклонно позволяли зафиксировать свои тату, другие — нет, опасаясь, что фото унесет часть их жизни.
В старину молодые девушки делали себе сакральные наколки на левой стороне груди, магия которых должна была помочь найти достойного жениха. Есть и такие, в которых отражаются древние космогонические мотивы. Например, точка на переносице.
Способы нанесения татуировок в Дагестане были щадящие, хотя и тут не обходилось без случаев заражения крови с печальными последствиями. Рисунки наносили старинной трехгранной иглой для шитья мешков или швейными иглами, связанными по три, а то и обычным шипом терновника. Краску делали из разведенной в воде сажи, жженой резины, сока растений.
А что же у нас, у осетин? В этнографической науке о фактах украшения тела татуировками у осетинских женщин ничего не известно. Другое дело, что у предков осетин татуировки были частью телесного декора. В найденных на Алтае скифских захоронениях на мумифицированных телах явно просматриваются рисунки на теле. В курганах в ущелье Пазырык было раскопано два захоронения. Эти курганы — типичный пример захоронения скифского периода. Внутри каждого из них большая квадратная яма глубиной 4 м. Погребальные камеры, расположенные в яме под каменной насыпью, имели двойные стены, пол и потолок, державшийся на крепких балках, покоившихся, в свою очередь, на шести толстых столбах. Внутри они были отделаны досками, снаружи — бревнами, промежуточное пространство было заполнено дробленым камнем.
Beчная мерзлота обеспечила хорошую сохранность всего положенного в могилы. В деревянном саркофаге в одном из курганов лежали мумифицированные тела мужчины и женщины, обработанные с особой тщательностью. По предположениям ученых, мужчина был знатным воином или вождем племени, а женщина, скорее всего, его наложницей. Особый интерес вызвали татуировки на телах умерших: лошади, архары, птицы, фантастические животные.
Свои тела разрисовывали и сарматы, причем рисунки наносились в цвете. Так что осетинские модницы, сами того не подозревая, делают тату, повинуясь зову своих прародительниц.
Но тут кроется другая проблема. За красоту на теле в виде татуированной вязи приходится платить. Пройдет время, и носительницы тату состарятся, кожа станет дряблой, и тогда татуировки потеряют свое очарование, превратившись в пигментные пятна на постаревшей коже. Впрочем, наши модницы пока живут сегодняшним днем.

Р.Кулумбегов,
Газета «Южная Осетия»