Осетия: Малый Малгобек. Земля уходит из-под ног

Мало кто из жителей Северной Осетии знает, где находится село Малый Малгобек Моздокского района (не путать с Нижним Малгобеком). Не нашли мы сведений о нем даже в музее краеведения. По информации главы Предгорненской АМС Дахира Дударова, в чью территорию включен Малый Малгобек, данные о нём хранятся в архиве г. Майского Кабардино-Балкарии, так как примерно до середины прошлого века эта часть хребта входила в состав соседней республики.

Официальная дата образования села тоже неизвестна: стихийные поселения граждан там были издавна. На картах же Малый Малгобек появился после Великой Отечественной войны, когда в жесточайших условиях разрухи в округе начались геолого-разведочные работы и бурение нефтяных скважин.

Появилась перспектива создания поселка нефтяников и сопутствующих инфраструктуре специалистов. Правительство стало устраивать быт местных жителей — своих работников. Для них в селении Предгорном появилось благоустроенное по тем временам жилье. Чуть позже, в 60 — 70-х годах, обустроился и Малый Малгобек.

В нем появились школа, почта, медпункт, парк культуры, магазин райпо… В конце 80-х же, то ли нефть иссякла, то ли ее малые объемы не интересовали младореформаторов страны, история села стала сходить на нет. А разразившиеся межнациональные конфликты и экономический кризис 90-х окончательно загнали Малый Малгобек в тупик. Впрочем, в социально-экономическом тупике оказались и ставшие неперспективными тысячи малых поселений по всей России, далекие от «горячих точек».

Как говорится, беда одна не приходит: для подобной геологической зоны существует опасность стихийных бедствий в виде оползней и провалов, особенно если добыча нефти ведется с технологическими нарушениями. В таких зонах даже капитального строительства, как правило, не ведут. Первые признаки оползня появились уже в 1993 году, а в 97-м земля ушла из-под целых улиц средь бела дня. Люди отделались легкими ранениями, а вот испуг — остался. Тогда же некоторые семьи переселили в здание школы.

Ну, а жители стали искать поддержки у властей. Те, у кого была возможность переселиться, уезжали, самостоятельно изыскивая средства для существования в ближайших населенных пунктах, неважно какого региона.

За 20 лет выросло уже новое поколение, дети ходили в школу в соседние села, родители искали заработок, для которого надо было зачастую прописываться в соседней республике, и Малый Малгобек становился еще меньше. Так он встретил и XXI век. Нельзя сказать, что власти стояли в стороне, но у местных не было законных и финансовых возможностей оказать им помощь, а федеральная власть — далеко. В то же время заработали различные социальные программы, в которые пытались включить и жителей села. Однако бумаги оказывались сильнее обстоятельств. В одном из ответов Минрегионразвития РФ прозвучала отказная причина: строения в поселке носили временный характер, и компенсации не подлежат…

Как бы там ни было, люди еще верят в положительное решение своих материальных и жизненных проблем. Не теряя надежды, пришли малгобекцы к главе администрации Моздокского района В. Рубаеву на прием. Побывав на месте, он решил всеми возможными законными способами решить эту старую задачу, подключив почти все отделы администрации, в том числе по ГО и ЧС во главе с С. Бабаевым. В Правительство РСО — Алания им было составлено письмо с просьбой направить в район комиссию геологов. Они провели исследования в 4 селах, попадающих в оползневую зону, и пришли к однозначному выводу: жители Малого Малгобека подлежат переселению, так как дальнейшее пребывание их на этой территории опасно для жизни.

На основании этого решения в администрацию Моздокского района пришло письмо за подписью первого заместителя председателя правительства республики А. Хадикова, в котором рекомендовано произвести оценку имущества граждан с. Малый Малгобек.

По распоряжению В. Рубаева создана комиссия во главе с заместителем главы АМС района А. Ногаевым. В её состав вошли: начальник отдела ГО и ЧС С. Бабаев (зампредседателя комиссии), начальник отдела по земельным вопросам Г. Федина, юрист отдела по юридическим вопросам А. Хестанова, и. о. руководителя муниципального проектно-производственного бюро А. Мораов, начальник паспортно-визовой службы района С. Мозлоев, глава Предгорненской АМС Д. Дударов, депутат районного Собрания представителей И. Элесханов, руководитель федерального БТИ А. Бигаев, главный специалист отдела по вопросам ГО и ЧС Е. Шиолашвили и независимый оценщик Л. Беляева, которая и занимается оценкой недвижимого имущества граждан по заказу АМС района.

6 июня в здании Предгорненской школы собрались члены районной комиссии и жители с. Малый Малгобек. Собственно, живут сегодня там не более семи семей, но более двадцати правообладателей имеющегося или уже утраченного в связи с оползневыми процессами жилья, претендующих на компенсацию, дружно съехались на встречу.

Независимый оценщик Л. Беляева разъяснила им, как она выполняет поставленную задачу: конечно, сегодня рыночная стоимость того, что осталось в оползневой зоне от села, — мизерная, в случае выставления на торги на нее не найдется даже покупателей, потому, в соответствии с Федеральным законом №35 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», на основании представленных документов на жилье и объявлений, выставленных в районных газетах на аналогичное жилье в других сельских населенных пунктах Моздокского района, оценщик вычисляет стоимость квадратного метра жилья в среднем.

В зависимости от метража заявленного на оценку домовладения в Малом Малгобеке определяется сумма компенсации. То есть, чтобы владелец аварийного жилья, а то и вовсе руин мог приобрести в любом другом селе Моздокского района равноценное (до оползня) своему утраченному жилье. На тот момент с помощью Предгорненской АМС, БТИ готовы были документы на 15 домовладений. На оставшиеся, многие из которых имеют только адрес и запись в похозяйственной книге, также будут составлять документы. То есть, дело сдвинулось с мертвой точки. Однако мнения маломалгобекцев разделились.

Уставшие от страха, реальные жители села готовы на любое предложение, лишь бы приобрести надежный угол. Те, кто переехал в соседнюю республику, не хотят возвращаться в район и требуют компенсации по количеству членов семьи (8-9 человек). А третье мнение высказал проживающий в селе временно гражданин, он готов получить предлагаемую компенсацию, но для того, чтобы поправить имеющееся жилье. Видимо, надеется, что до его улицы оползень не дойдет.

Звучал на собрании вопрос жителей о том, почему они не могут попасть в программу переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Ответ, что программа рассчитана на жителей многоквартирных домов, они слышать не хотели. Пришли к единому мнению: перспектива решения старой проблемы стала четкой. А пока подробный отчет о промежуточных мероприятиях представлен главе администрации района В. Рубаеву.
Л. БАЗИЕВА

 http://vestnik.mozdok.org/news/sdvinut_s_mertvoj_tochki/2013-06-14-10298