Абхазия переиграла Анапу и Геленджик

Завершающийся туристический сезон стал рекордным для Абхазии. По сообщению российских пограничных властей, поток пересекающих границу в этом году вырос как минимум на 20% в сравнении с наиболее успешным 2013 годом.

Курорты Абхазии смогли выгодно воспользоваться девальвацией рубля, из-за которой многие российские туристы отказались от поездок за границу. За счет разумной ценовой политики абхазские отельеры сумели переманить клиентуру ряда курортов Краснодарского края, которые в этом сезоне не досчитались туристов. 

Пятерка по импортозамещению
По сообщению пограничного управления ФСБ России по Краснодарскому краю, за пять месяцев курортного сезона текущего года через погранпереход «Адлер» в Абхазию проследовали свыше 5,5 млн человек.
Это на миллион больше, чем два года назад, когда в этой стране была зафиксирована рекордная туристическая посещаемость. За это же время российско-абхазскую границу пересекло 800 тысяч транспортных средств (на 20% больше, чем в прошлом году).
Уже в августе пограничники отмечали, что практически каждый день границу с Абхазией переходят около 55 тысяч человек, хотя в предыдущие годы пиковый поток был в среднем на 20% меньше и редко сохранялся больше недели.
Еще одно важное отличие от прошлых лет: из-за большого наплыва желающих посетить Абхазию российские пограничники задействовали все окна пропуска, поэтому больших очередей не возникало. Например, в конце июля пройти границу в середине дня удавалось всего за 15 минут. 
«В советское время в течение года Абхазию посещали около трех миллионов человек, сейчас же с начала мая в нашу республику заехало такое же количество, что является абсолютным рекордом», — заявил еще в конце августа президент Абхазии Рауль Хаджимба.
Правда, статистика переходов границы и реальное количество туристов — это данные разного порядка, поскольку среди пересекающих границу немало жителей самой Абхазии, многие делают это несколько раз в месяц.
А кроме того, нужно различать собственно туристов, которые останавливаются как минимум на одну ночь, и однодневных экскурсантов. В результате получается цифра, имеющая мало общего с данными пограничников.
К примеру, глава Гагрского района Беслан Барцыц в майском интервью КАВПОЛИТу оценивал количество туристов, посетивших Абхазию в прошлом году, в миллион человек, но и это немало, учитывая состояние инфраструктуры в стране. 
Владельцы отелей также подтверждают, что нынешний сезон в Абхазии отметился настоящим туристическим бумом. Хозяйка гостевого дома Green в Гагре, где автору этой статьи довелось остановиться на минувших выходных, утверждает, что это был первый год, когда летом в гостиницах вообще не было свободных мест, а значительный поток туристов не прекратился и с наступлением осени.
О том, что Абхазия стала хитом завершающегося сезона, говорил и нескончаемый поток туристических автобусов с номерами различных российских регионов на подъезде к Новоафонской пещере. Даже в конце сентября очередь желающих посмотреть на эту знаменитую достопримечательность растягивалась на полтора-два часа — притом что входной билет в пещеру по абхазским меркам стоит немало (500 рублей).
«Я думаю, что сезон был действительно рекордный, — говорит известный журналист и эксперт по Абхазии Антон Кривенюк. — Даже чисто визуально было видно, что людей много, причем вплоть до конца сентября. Такого прежде не было, обычно народ съезжал в конце августа. «Импортозамещение» тут получилось».
Цена всему голова
Побить туристические рекорды прошлых лет Абхазия намеревалась еще в начале этого сезона, когда президент страны Рауль Хаджимба создал в структуре правительства специальное министерство по курортам и туризму во главе с деятельным чиновником Автандилом Гарцкия.
Но для того, чтобы заполучить российских туристов, абхазским курортам предстояло выдержать непростую конкуренцию с российскими же здравницами, которые также рассчитывали заработать на падении курса рубля.
В последние годы инфраструктура ряда курортов Краснодарского края, причем не только олимпийского Сочи, заметно улучшилась, что ставило курорты Абхазии в заведомо невыгодное положение. 
Однако в ситуации нового экономического кризиса главным фактором для многих отдыхающих стала цена, и здесь преимущество оказалось как раз на стороне Абхазии, а также Крыма, где туристический поток вырос в сравнении с прошлым годом более чем на треть.
Абхазские отельеры не стали повышать цены в начале сезона, и уже в начале лета многие российские туроператоры отмечали, что продажи туров в Абхазию растут на 20-30% в сравнении с прошлым годом.
Этому способствовала и неадекватная кризисному периоду ценовая политика ряда курортов Краснодарского края. Например, в Анапе и Геленджике из-за повышения цен на проживание на 15-20% к началу августа Российский союз туриндустрии и Ассоциация туроператоров России зафиксировали спад турпотока в диапазоне 20-50%.
«В прошлые годы здесь были толпы отдыхающих, а в этом сезоне за каждого туриста, который ищет жилье на месте, идет драка», — говорит таксист из Геленджика, каждый год приезжающий сюда на лето из Калуги.
Наиболее убедительно из всех кубанских курортов в этом году выступил Сочи. Несколько дней назад мэр города-курорта Анатолий Пахомов сообщил порталу «Турпром», что на конец августа средняя загрузка отелей составляла 96% (на 6% больше, чем в прошлом году), а прогноз по итогам этого года составляет 5,5 млн человек. Руководитель Ростуризма Олег Сафонов недавно также признал, что Сочи провел лучший сезон за последние 15 лет. 
Благодаря большому количеству гостиниц, введенных перед Олимпиадой, Сочи действительно вернул себе утраченную репутацию «народного курорта» — уже второй год подряд новые отели даже в разгар летнего сезона радуют отдыхающих спецпредложениями. 
Например, в июле в пятизвездной гостинице одной международной сети на Красной Поляне можно было снять по акции двухместный номер всего за 17 тысяч рублей.
Но даже появление столь выгодных предложений в Сочи не перебило поток туристов в Абхазию. «В Абхазии нет того уровня урбанизации, как в Сочи, многие предпочитают отдых в более спокойных местах. И цены в Абхазии все-таки пониже», — говорит Антон Кривенюк.
Обратной стороной туристического бума в Абхазии стала огромная экологическая нагрузка на курорты. Возможности по поддержанию чистоты в Абхазии по известным причинам невелики, и в нынешний сезон проблема санитарного состояния многих курортов стала еще острее.
Недостатки благоустройства в меньшей степени заметны в Новом Афоне и Сухуме, но в Гагре количество мусора на улицах и в парках даже в сентябре было просто запредельным. 
Возможно, что до курортного мусора у властей просто не дошли руки, поскольку в этом сезоне основные усилия были направлены на расширение налогооблагаемой базы туристической отрасли. «Это актуальная задача: владельцы домашних отелей, которые составляют основу курортного бизнеса, платят сущие копейки в виде налогов, а часто вообще ничего не платят», — поясняет Антон Кривенюк.
По его словам, определенные успехи в этом направлении уже есть: например, в Рицинском национальном парке была налажена прозрачная система сборов за посещение, хотя раньше это была коррупционная кормушка.
«Директор парка Рита Лолуа, наверное, лучший на сегодня в Абхазии управленец», — считает собеседник КАВПОЛИТа.
http://kavpolit.com/articles/abhazija_pereigrala_anapu_i_gelendzhik-20510/