НЕЗАВИСИМОЕ МНЕНИЕ: ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ ВЫХОДИТ ЗА РАМКИ

Знакомим читателей «Nog Uasamonga.ru» с мнением независимого эксперта из Цхинвала Александра Тибилова, оценившем и проанализировавшем общественно-политическую ситуацию в Южной Осетии:

18 февраля 2016 года исполняется ровно год со дня подписания договора о союзничестве и интеграции между Россией и Южной Осетией. Как на зло с самого начала все пошло не так — глава Администрации югоосетинского президента Борис Чочиев зачастил в Москву, мелкие российские чиновники стали ездить в Цхинвал как к себе в деревню…Пошли нехилые скандалы и в конце концов был принят никому непонятный текст, называвшийся проектом важного договора. Парламент говорил одно, чиновничьим аппаратом делалось по другому, местные партии и даже далеко не парламентские сыпали заявлениями. В общем, штормило по — взрослому. А в это самое время президент упорно «путался в показаниях»… Затем последовало неожиданное увольнение с должности посла Медоева в Москве и отставка министра Санакоева как само собой разумеющееся.
Сегодня на лицо печальный факт — подписанный президентами Путиным и Тибиловым в Кремле договор не работает и даже успел морально-политически устареть… Более того правительство, а точнее, как любят говорить в Южной Осетии Руководство республики даже не удосужилось провести «разбор полетов»… Почему так получилось… А как должно было получиться, если в самый канун подписания важного договора с главным союзником и партнером республика остается без посла в Москве на целых 9 месяцев, а за тем и без министра иностранных дел… Был освобожден с должности главный советник Тибилова Борис Чочиев, который даже под угрозой расстрела никогда бы не дал своему протеже дурного совета.
Итак, поддавшись на ручной режим управления, «руководство» республики тем самым отдало на откуп всю административную инициативу, вплоть до права решать административно-кадровые вопросы как внутри, так и за пределами республики. Результат налицо — двусторонние отношения перешли в фазу «разброд и шатание», амплитуда которого — от стабильно не хорошего до устойчиво плохого. Крайне опасная форма, особенно в предвыборный период…
Напрашивается вопрос: а что же народ, не уж то он безмолвствует? Вряд ли, похоже он сосредотачивается…
Тем временем, в последнее время в Южной Осетии разгорается очередной серьезный скандал, который затрагивает важнейшую сферу двусторонних межгосударственных отношений с Российской Федерацией – договорно — правовую.
Как оказалось, к концу января наступившего года, Южная Осетия не смогла к назначенному сроку согласовать и подготовить к подписанию соглашение между оборонными ведомствами двух стран предусмотренному статьей 2, Договора о союзничестве и интеграции от 18 марта 2015 г. Это произошло впервые за семь лет, прошедших со дня признания государственной независимости Южной Осетии Российской Федерацией.
Чтобы как то выправить нелицеприятную ситуацию, 19 января 2016 года Леонид Тибилов попытался инициировать проведение внеочередного заседания Парламента и обратился к Председателю Парламента Анатолию Бибилову созвать внеочередное заседание Парламента для выработки «согласованного проекта» соглашения по военным вопросам. Глава государства отметил в своем письме, что в настоящее время Министерством обороны Южной Осетии ведется работа по согласованию с Российской стороной взаимоприемлемого текста Соглашения, тогда как «… отдельные должностные лица пытаются использовать вопрос о порядке интеграции Вооруженных Сил РЮО и Вооруженных Сил РФ в негативных для республики целях».
Чуть ранее, 15 января 2016 г., на официальном сайте Парламента РЮО была опубликована статья Председателя Комитета Парламента по обороне и безопасности Дмитрия Тасоева, в которой были сделаны довольно жесткие заявления: «неконструктивная и упрямая позиция руководства Минобороны Южной Осетии и отсутствие жесткой политической воли со стороны первых лиц Республики по этому вопросу повлекло затягивание согласования и по другим соглашениям (по зарплатам, пенсиям и медицинскому страхованию)».
В своем письме президент Тибилов прямо обвинил руководство Парламента в начале конфронтации и назвал позицию Дмитрия Тасоева «необоснованной, неконструктивной, способной внести раскол во взаимоотношения законодательной и исполнительной властей в государстве и способствовать повышению уровня общественно-политического напряжения в обществе». Не остался в стороне и Председатель высшего законодательного органа Анатолий Бибилов, он заявил, что все это не что иное, как «попытка отдельных чиновников из администрации президента переложить ответственность за срыв сроков подписания дополнительных соглашений на депутатов Парламента». Так кто же саботировал своевременное подписание важных документов, и кто будет нести ответственность за репутационные потери и ущерб в целом позитивной до этого случая внешнеполитической линии республики. Как объяснить российским коллегам, почему так вышло…
А ведь впереди еще предстоит большая работа по подготовке других межведомственных соглашений, в не менее важных сферах взаимодействия, также вытекающих из основных договора. Оценивая складывающуюся внутриполитическую ситуацию в Южной Осетии, обращают на себя несколько важных моментов, влияющих на общую динамику. Во – первых, еще не сформировалась идеология дальнейшего развития республики. Это обстоятельство существенно влияет на другие факторы, в том числе и на отношение к своим прямым обязанностям государственных чиновников.
Главным просчетом президента Тибилова и недоработкой его команды можно смело считать провал в кадровой политике и раскол в обществе, и увеличение дистанции между народом и властью. За пять последних лет пребывания у власти им не удалось сплотить общество по обще социальным, гуманитарным и политическим вопросам. Тем временем, с другой стороны, наблюдая за работой властных структур, оценивая непрофессионализм высших госчиновников, слабую работу внешнеполитических структур и органов внутренних дел, в югоосетинском обществе крепнет убеждение, что республике надо развиваться именно в статусе независимого государства.
Все чаще слышатся голоса, обращенные к властям: отбросить мифотворчество и активнее заняться вопросами безопасности на дорогах и улицах республики, обратиться к вопросам экономического развития и повышения благосостояния простых людей. Ведь именно эти положения заложены в статьях упомянутого договора от 18 февраля 2015 года… Парадоксальная получается ситуация — по одну сторону находятся силы, которые проводят курс на вхождение Южной Осетии в состав России — в первую очередь это Анатолий Бибилов со своей партией «Единая Осетия» и, как ни странно, «примкнувший к ним» президент Тибилов со своей идеей проведения референдума. И все это происходит на фоне «внутри корпоративного» конфликта «народные избранники — против правящей номенклатуры»… По другую сторону — это собственно сам народ, обманутый и брошенный на произвол судьбы, самостоятельно выживающий в условиях тяжелейшего социально-экономического кризиса и вдобавок ко всему, несущий на себе последствия этих интриг и негатива. Итог прост и здесь нет элементов саботажа. Все намного проще — сторонники вхождения республики в состав РФ по определению не могут быть сторонниками дальнейшего развития республики в режиме независимости и, как следствие этого, ни как не заинтересованы в продолжение процесса подписания каких либо дополнительных соглашений, которые наоборот, только укрепляют межгосударственные связи. Отсюда и апелляции друг к другу – ведь впереди выборы, нужно нести ответственность… Таким образом, вместе с политическим противостоянием правящих классов и результатами провальной внутренней политики руководства Южной Осетии, мы наблюдаем безработицу и отток населения, рост напряженности внутри общества и всё нарастающую неуверенность в завтрашнем дне. Перед нами классические показатели, которые говорят о переживаемом Южной Осетией глубокого системного кризиса, который при таком развитии грозит перерасти во всеобщее недовольство – практический протест и вылиться в непредсказуемое русло уже в ближайшее время.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Фото Ланы Парастаевой