Будет ли МУС сотрудничать с Южной Осетией?

В Международном уголовном суде заявили о фактическом начале расследования преступлений, совершенных в Южной Осетии в период войны 2008 года. МУС изучает данные, предоставленные российской, грузинской, и осетинской стороной, и в скором времени будет выносить первые вердикты. Впрочем, первые вердикты, можно сказать, уже вынесены. МУС начал уголовное расследование в отношении преступлений, совершенных… российскими военными и гражданами Южной Осетии. Чем не вердикт?

Шансы Южной Осетии

Мы склонны выдавать желаемое за действительное. Узнав о том, что МУС начал расследовать «преступления, совершенные в Южной Осетии», большинство осетин и россиян решили, что виновники трагедии наконец-то будут наказаны, а Саакашвили, на поимку которого многие уже не надеялись, ждет трибунал. И вот уже некоторые СМИ, ссылаясь на заявление МУС, сообщили о том, что суд откроет дело против самого Саакашвили, хотя в реальности, если перейти на сайт Международного уголовного суда, мы увидим, что ни слова об экс-президенте Грузии там нет, тогда как о российских военных сказано достаточно много. К сожалению, мы по своей наивности считаем, что весь мир заинтересован в справедливом и честном расследовании. Мы считаем, что международное сообщество — это «Робин Гуд», который будет защищать жертву, обвиняя насильника. Но в реальности все обстоит иначе.

Мнимое сотрудничество

Просто вспомните о том, как правозащитные «международные» организации сотрудничали с республикой во время военного конфликта. Примерно такой диалог можно было наблюдать между правозащитниками и жителями республики
— Посмотрите, там грузинский снаряд разорвался. Люди погибли.
— Покажите мне удостоверение их гибели.
— Какое удостоверение? Вон люди мертвые лежат! Идемте со мной!
(Правозащитник попадает на место преступления)
— Видите? Это последствия грузинских обстрелов! Внесите это в свой доклад.
— Покажите мне документ, утверждающий, что эти люди мертвы, и я внесу это в свой доклад.

Наверное, это было бы смешно, если бы не было так грустно. В 2008 «международные» правозащитники в упор не замечали преступлений, за которые ответственны грузинские войска, цепляясь за каждое мелкое нарушение, без которого во время войны не обойтись, совершенное российской стороной. Скорее всего, на этот раз «сотрудничество» будет примерно аналогичным. В республику приедут чиновники и «эксперты», которые пройдутся по Цхинвалу, возможно, поговорят с жителями, расскажут нам о том, что Грузия действительно виновата в бедах Южной Осетии. После чего все это вычеркивают из доклада, а правду, полученную в Цхинвале, заменят ложью из «более достоверных источников» (Например, из грузинских СМИ. Или можно сослаться на Фейсбук какого-то правозащитника, либо вообще неизвестного человека, как это делают украинские СМИ). К сожалению, с учетом опыта, который имеет республика в сотрудничестве с так называемым международным сообществом, расследование МУС ничего хорошего нам не сулит. Опираясь на свое субъективное видение ситуации, я бы дал 20% на решение, вынесенное в пользу Южной Осетии.

Шансы Грузии

МУС будет всячески подыгрывать Грузии. Американский Международный уголовный суд заинтересован в том, чтобы снять хотя бы часть ответственности с грузинского режима. Во-первых, Грузия — это проамериканское государство, за которое в ближайшее время с учетом парламентских выборов может развернуться нешуточная борьба. Во-вторых, главный виновник данного преступления — это сверхценный кадр для США. Саакашвили уже 9 месяцев не дает украинской политике окончательно рухнуть, поддерживая хотя бы какую-то интригу на политической арене новой жертвы «международной» агрессии. Признать Саакашвили военным преступником — это нанести удар по американским позициям на Украине. Стало быть, рассчитывать на то, что МУС вынесет какое-то судьбоносное решение против Саакашвили или Грузии, не стоит. Тем не менее, вина Тбилиси настолько очевидна, что ее отрицание может значительно ударить по репутации Международного уголовного суда. Следовательно, и на решение в пользу Грузии рассчитывать не стоит. Опираясь на свое субъективное мнение, я бы дал Грузии 20% на успех.

Нейтралитет

МУС обвинит Россию, обвинит Южную Осетию, и обвинит Грузию. Все станут виноватыми. Пострадавших как таковых не будет. Это прием, который применяется не только в политике, но и в человеческой психологии, когда вина одной из сторон очевидна. Из жертвы делают такого же виновника, как и из палача. На жертву либо навешивают преступления, которые она никогда не совершала, используя недостоверные данные, либо же начинают раздувать маленькие ошибки до размера геноцида против всего человечества. Сейчас американцам выгодно именно такое решение. И, как мне кажется, шанс на то, что в обвиняемых будут ходить все стороны конфликта, составляет порядка 60%.

Что делать?

Итак, на извечный русский вопрос «Кто виноват?» мы ответили. Теперь перейдем к другому вопросу — «Что делать?». Когда на тебя нападают (а расследование МУС стоит воспринимать именно как нападение), появляется два варианта ответа:

1. Защищаться.
2. Нападать в ответ.

Думаю, для России применимы оба варианта. Россия будет как защищаться, так и нападать своими аргументами в ответ. Но у Южной Осетии есть еще одна поведенческая модель, которая в данном случае, скорее всего, окажется более эффективной, чем два вышеуказанных пункта. Эта модель заключается в том, чтобы не предпринимать абсолютно ничего. Как мне кажется, с учетом того, что в МУС считают Южную Осетию частью Грузии, нас в этом споре слышать не будут. Поэтому особого смысла напрягаться, доказывая то, что является очевидным фактом для всех жителей Южной Осетии, нет. Нужно сосредоточиться на других, более важных делах, которые действительно могут повлиять на будущее республики.

Юрий Борисов,
ОИП «Ныхас»