Скромные герои войны

Великая Отечественная война не для всех ее участников была полем битвы в буквальном смысле. Герои нашего очерка, ветераны «Электроцинка», Яков Петрович Олейник и Антонина Григорьевна Попова, не встречались с противником в прямом бою, не ходили в атаки, но их вклад в Победу нельзя недооценивать.

За фронтом следом

Яков Олейник был призван в армию в конце 1943 года. Уже были освобождены Ростов-на-Дону, Воронеж, Сталинград, прорвана блокада Ленинграда. Советская армия пошла в наступление по всем фронтам.
— Мы поняли это когда немцы, строившие железнодорожную колею недалеко от нашей деревни Малые Коневцы в Полтавской области, стали проявлять сильную нервозность. На работу они привлекали молодежь из окрестных деревень. Одним из этих молодых людей был я, — рассказывает Яков Петрович.
Воспользовавшись растерянностью своих надзирателей, юноша вместе с несколькими друзьями сбежал домой. Некоторое время из страха быть возвращенными на принудительные работы они скрывались. В конце 1943 года Полтавская область была освобождена, и начался призыв в Советскую Армию. На фронт Якова не взяли по причине малого возраста — ему только исполнилось 16 лет, и он попал в запасные войска. Действие их определялось только военным временем и необходимостью подготовки бойцов для пополнения действующей армии. Из того периода он помнит непроходящее чувство голода, песни о Сталине, под которые маршем ходили на стрельбы, и холод, спасти от которого не могли тонкие ботинки и обмотки.

— Мы шли за фронтом, и наша задача была охранять склады, железнодорожные станции и другие важные объекты на освобожденной территории, — говорит Яков Петрович.
В составе батальона особого назначения молодой боец дошел до Болгарии, где получил свое единственное ранение. Он рассказал, что на склад, который он охранял, напали люди в немецкой форме, но говорившие почему-то по-русски. Из 12 человек охраны живыми из боя вырвались только шестеро. Ему осколком раздробило ступню. После месяца в госпитале Якова Петровича направили в строевую часть в Ворошиловград. После ее расформирования в 1945-м он был направлен в один из госпиталей Харькова для сопровождения раненых к местам их проживания.
Победу Яков Петрович встретил в запасной части в Николаеве, откуда был переведен в Орджоникидзе в состав 13-го артиллерийского полка. Через несколько месяцев его перевели во вьючное подразделение горных войск. Демобилизовался Яков Петрович в 1952 году. На родину не уехал — уж очень понравилась ему Осетия. Четыре года искал себя на разных городских предприятиях. В 1956 году выбор остановил на «Электроцинке» и ни разу об этом не пожалел. Здесь в учебном комбинате он приобрел профессию крановщика и в этом качестве проработал почти тридцать лет.
Сегодня Якову Петровичу 89 лет, и он в прекрасном душевном состоянии. Его таланту огородника можно позавидовать — на ухоженном садовом участке есть все, что может украсить стол и удовлетворить аппетиты гурмана. Под навесом в маленьком дворике стоит патриотичная «Таврия» (напоминание о родной Украине). Свою любимицу Яков Петрович чинит сам и с удовольствием катает в ней супругу Ларису Ивановну.

Батальон с тонким слухом
Антонина Григорьевна Попова (Касурова), владикавказка в третьем поколении, в отличие от Якова Петровича на «Электроцинке» работала еще до войны. В армию она была призвана в апреле 1942 года. Ей хорошо запомнились торжественные проводы 530 девушек-добровольцев в Клубе декабристов (сегодня Республиканский кукольный театр).
Попала девушка в 23-й отдельный батальон воздушного наблюдения, оповещения и связи 180-го зенитно-артиллерийского полка. Командный пункт был развернут в Махачкале. В течение трех месяцев девушки обучались на слух и визуально определять вражеские самолеты. По окончании курса они уже по гулу мотора отличали истребитель Focke-Wulf от пикирующего бомбардировщика Junkers, легкий разведчик-бомбардировщик Heinkel от штурмовика Henschel.
Воздушное пространство Дагестана и Осетии было надежно прикрыто системой наблюдательных постов. Планы фашистских летчиков прорваться к Владикавказу, Грозному и Баку срывались благодаря четкому взаимодействию сил противовоздушной обороны и летчиков. В июне 1943 года территория Кавказа была освобождена. Батальон получил приказ отправиться на запад, на Украину, где в Полтавской области были сосредоточены самолеты союзников. Благодаря девушкам из 12-го отдельного батальона немецким летчикам не удавалось приблизиться к местам дислокации союзнических военных аэродромов и уничтожить хотя бы одну машину.
В 1944 году батальону поступил приказ продвигаться вместе с наступающей Красной Армией на запад, к границе с Румынией. Подразделение значительно сократилось — к тому времени уже довольно широко стали применяться радиолокационные станции, и многие девушки могли демобилизоваться. Среди тех, кто пожелал вернуться домой, была и Антонина Григорьевна. Но удалось ей это только в 1945 году. Тогда же она вернулась и в купоросный цех «Электроцинка», откуда ушла в 1965 году на пенсию.
Антонине Григорьевне 8 марта этого года исполнилось 98 лет. О войне и послевоенной жизни говорит легко, без надрыва и трагизма. Участие в ней считает своим долгом перед Родиной. Она окружена любящими детьми, внуками и правнуками, которые делают все для того, чтобы Антонина Григорьевна получала удовольствие от жизни, насколько это возможно в ее возрасте. И она это заслужила.

Раиса ЦАЛЛАГОВА

На фото — А.Попова