Порошенко затягивает принятие изменений в конституцию, а российские власти прогнозируют распад Украины

Движение вокруг украинского кризиса приобрело резкое ускорение, вызванное интенсивными переговорами по будущему Украины. Между тем, несмотря на проступающие контуры принципиальных договоренностей между Россией и США, украинская проблема по-прежнему находится в подвешенном состоянии, и шансы на ее разрешение, если иметь в виду реализацию Минских соглашений, невелики. Подробности — в материале Накануне.RU. 
В украинском кризисе участвуют три крупных игрока — два основных, Россия и США, и один дополнительный — Европа. Интересно, что в небесной механике «задача трех тел» до сих пор в общем виде не решена. В случае же Украины к этим трем добавляется еще один фактор — сама Украина, которая игроком не является, но, пользуясь термином астрономии, вносит большие возмущения в «результирующее движение». В итоге до настоящего времени никакого прогресса в реализации Минска-2 практически нет.
Позиция России является наиболее последовательной, и подозревать, что российское руководство ищет не выполнения Минских соглашений, а чего-то другого, неразумно. России это просто не выгодно. Украина должна быть переформатирована по факту в федерацию. В соотношении «цена-качество» это решение украинской проблемы является в настоящее время наиболее выгодным.
А вот позиция США наводит на подозрения, что они ведут двойную игру. Требуя на словах выполнения соглашений, они ничего не делают, чтобы заставить своего «украинского клиента» их выполнять. Более того, саботаж Минского процесса киевским режимом США «не замечают», что заставляет допустить их заинтересованность именно в том, чтобы все осталось, как есть. Разумеется, это оправдывается противодействием России (?), которая якобы не хочет выполнения соглашений. «У нас до сих пор имеются значительные разногласия по Украине. Мы хотим видеть выполнение Минских соглашений», — сказал посол США в России Джон Теффт.
США «включили дурака», ведь для них в соотношении «цена-качество» наиболее выгодным является как раз заморозка создавшегося положения, тем более что оно содержит в себе возможность снова разжечь войну. Да, в этом варианте США теряют часть Донбасса, но зато имеют тотальный контроль над остальной частью Украины, которым придется делиться с Россией в случае «децентрализации». К тому же Донбасс и Украина остаются болевыми точками для России, на которые при необходимости можно давить. Для США в этом есть один большой минус — приходится содержать своего «клиента». Именно этот фактор, думается, и является решающим для готовности США вообще вести переговоры по Украине.
Позиция же Европы во многом является производной от позиции США, а потому крайне непоследовательной. Взять хотя бы высказывания глав Франции и Германии, которые на разных встречах говорят разное. И хотя в целом позиция Европы сместилась в сторону выполнения Минска-2, реального давления на Киев она не оказывает. Не зря министр иностранных дел России Сергей Лавров сказал, что «агрессивное меньшинство в ЕС при активной поддержке США» мешает урегулированию.
А поддержка США действительно активна. 28 января стало известно, что НАТО продолжит военную поддержку Украины, а та собирается построить подводный флот. «Подводные силы должны стать элитой флота и важным боевым, морально-психологическим и сдерживающим фактором в регионе», — заявил главком украинских ВМС Сергей Гайдук. Речь, конечно, идет о противодействии России в Черном море, поскольку Россия, как анонсировал украинский олигарх-президент Вальцман-Порошенко, останется главной военной угрозой Украины на многие годы. В российском ВМФ уже расценили это как недвусмысленную угрозу. Хотя, возможно, что это просто один из элементов давления на Россию в переговорах.
Что касается предмета договоренностей, то, по некоторым сообщениям, Россия настаивает на некоей «договорной автономии Донбасса», в которую будут входить и ряд других ныне подконтрольных Украине городов и районов Донбасса. Эту идею уже не раз прокомментировали в Киеве. Так, по мнению директора Украинского института анализа и менеджмента политики Руслана Бортника, Украина должна смириться с тем, что Донбасс приобретет автономию в политико-гуманитарной сфере. «Или признать, что Донбасс вообще никогда не вернется», — предупреждает Бортник, отвергая заморозку конфликта как возможный вариант решения, ибо «это прямой путь к эскалации уже в ближайшее время».
Бывший глава парламентского комитета Украины по вопросам нацбезопасности и обороны Георгий Крючков тоже высказался в том ключе, что все же придется вести прямые переговоры с Донбассом. «Надо прийти к выводу, что на Востоке есть какие-то силы, которые нам не нравятся, мы их не воспринимаем, но они сегодня реально управляют этой территорией. Какие они есть — давайте с ними договариваться», — призвал Крючков. Он также признал, что Минские договоренности «не в нашу пользу».
Противоположную позицию высказал в телеэфире депутат Рады Михаил Гаврилюк. «Я не знаю, с каких это пор цивилизованный мир стал договариваться с террористами, которые терроризируют страну, весь мир. И мы с ними будем договариваться, давать какие-то права или еще что-то? С этими людьми вообще не о чем договариваться, они должны идти на наших условиях, которые мы им выдвинем. А иначе — к стенке и расстреливать и избавляться от них», — заявил Гаврилюк. Нужно признать, что эта позиция имеет большую поддержку в зомбированном украинском обществе.
Договариваться с Донбассом хотят далеко не все, тем более на волне тех лозунгов, под которыми делался переворот 2014 года. Например, блок Вальцмана в Раде уже покинул один депутат — Виктор Чумак. Причина — изменение в законе о регламенте Рады «под конституцию». 28 января Вальцман подписал закон, по которому разрешается отложить принятие изменений в конституцию еще на одну сессию.
Ясно, что Вальцман стремится «затянуть время» и вообще ничего не принимать. 24 января, уже после всех заявлений о необходимости изменения конституции, он выдвинул новые требования. «По голосованию за конституцию в части децентрализации должны предшествовать несколько важных ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ условий. Позиция первая — прекращение огня и долгий период полной тишины», — сказал олигарх. Помимо этого, он потребовал «возобновления контроля над государственной границей на первом этапе со стороны ОБСЕ», а также отмену результатов выборов в ЛНР и ДНР 2 ноября 2014 года. Глава ДНР Александр Захарченко сразу отреагировал на эти слова «шоколадного короля». По его словам, «на месте Порошенко я бы больше волновался о законности его собственного статуса».
Заявление Вальцмана в который раз прямо противоречит позиции Европы и вряд ли могло быть сделано без разрешения США. «Я констатирую, что необходимо проделать работу с украинской стороны: чтобы была проголосована пересмотренная конституция — это условие выполнения минских договоренностей», — заявил президент Франции Франсуа Олланд. Об этом же говорил и посол США на Украине Джеффри Пайетт, что «важно принять и утвердить изменения в конституцию». Но США, помимо официальных заявлений, имеют рычаги реального управления Украиной, а Франция — нет. Поэтому позиция Европы, к тому же зависимой от США, для России очень ненадежна. Да и сама «позиция Европы», которая, по словам Путина, «не проводит самостоятельной внешней политики», — вещь достаточно условная. Поэтому гаранты Минских соглашений в лице Германии и Франции тоже надежны весьма относительно.
Но Россия всерьез настроена на выполнение Минских соглашений. В январе это стало очевидно. Не столько неопределенность по Донбассу, сколько полная нерешенность украинской проблемы подталкивает Россию к решительным действиям. По словам Лаврова, Россия будет требовать «неукоснительного выполнения» подписанных соглашений. Однако в этом есть следующая проблема. Чтобы изменить конституцию в соответствии с Минском-2, Вальцман должен отозвать из Рады старый конституционный проект и внести новый, потому что в старый внести поправки уже нельзя, а если его принять, то это будет имитацией Минска-2. Поэтому в Раде сейчас может быть рассмотрен лишь тот проект, который не устраивает Россию. Да и то это под вопросом.
Чтобы как-то обойти эту проблему и не растягивать процесс еще на неопределенный срок, Россия выдвинула свои предложения, состоящие из пяти пунктов. Голосование по конституции должно быть жестко увязано с одновременным принятием поправок в закон об особом статусе для придания ему постоянной основы, и эти поправки нужно согласовать в контактной группе, то есть с ДНР и ЛНР. Кроме этого, полномочия избранных на выборах в Донбассе не должны быть прекращены в 2017 году, как на Украине. В тот же день ДНР заявила, что предложила свой вариант поправок в конституцию Украины, обратив внимание, что Киев так ничего и не согласовывал с республиками. «Мы не признавали и не признаем нынешние поправки в конституцию Украины соответствующими Минску-2. Нам они не нужны», — сказал полпред ДНР Денис Пушилин. А глава ЛНР Игорь Плотницкий отметил, что представители республик, по Минским соглашениям, должны принимать прямое участие в конституционной реформе. «Для этого нужно включить представителей ЛНР и ДНР в процесс обсуждения в Верховной раде», — заявил он.
При этом уже не первый раз предложения к Киеву выдвигают параллельно Россия и республики, причем предложения России более сдержанны, чем республик Новороссии. Очевидно, этот психологический ход рассчитан для оказания давления на Киев, давая понять, что лучше принять предложения России.
Однако Киев снова отверг все предложения. Представитель Украины в политической подгруппе Роман Бессмертный обвинил республики в том, что они требуют своей квоты в Раде, права вето в области внешней политики, полной амнистии всех участников конфликта в Донбассе, широкой экономической, политической и культурной автономии, а также права формировать штат органов безопасности и всех ветвей власти. Киев продолжает саботаж и не ищет никакого политического решения. К слову сказать, на Украине эта позиция поддерживается определенной частью тамошней элиты, искренне верящей в то, что в самое ближайшее время Россия развалится, а до тех пор США прикроют все киевские выкрутасы.
Закон о «местном самоуправлении» в Донбассе существует уже полтора года. Он был быстро принят в сентябре 2014 года, сразу после разгрома под Иловайском и в других «котлах». Но он не действует по причине того, что предполагает введение особого статуса (да и то лишь на три года) при условии проведения выборов по украинским законам. А сами выборы киевские деятели напрочь отказываются проводить без получения границы. Поэтому, как отметил секретарь СБ РФ Николай Патрушев, «вместо ведения прямого диалога с представителями Донецка и Луганска украинская сторона осуществила полную блокаду региона». Вполне прагматичное решение для Киева. Россия, конечно, не оставит это без ответа. «Ближайшие встречи должны показать, способен ли Запад в лице США оказывать влияние не только на слова, но и на действия украинской стороны», — заявил Пушилин. Это значит, что время идет, и бесконечно ждать Россия не может.
Очередное «последнее китайское» предупреждение уже сделано. ЛНР рассматривает возможность проведения выборов 21 февраля без участия Украины, если Киев так и не выполнит своих обязательств, заявил полпред республики Владислав Дейнего. «Мы вынуждены корректировать свои планы», — сказал он. Дейнего также добавил, что «после рассмотрения на нормандском уровне степени лояльности Украины минскому процессу будет приниматься решение по дальнейшим перспективам проведения этих выборов». Это поразительно откровенное заявление свидетельствует о том, что вопрос выборов решается не в Киеве, а их нового переноса, как того хочет Киев, может и не быть. Услышит ли Запад этот звонок?
Но особого внимания заслуживают слова Николая Патрушева, сказанные им в отношении перспектив Украины. «В настоящее время руководство Украины — это ставленники США, которые выполняют чужую волю, направленную на дальнейшее отдаление их страны от России. У такого политического курса нет перспективы. Если от него вовремя не отказаться, то он приведет и к полному краху украинской экономики, и к распаду Украины», — предупредил Патрушев.
Российское руководство уже совершенно ясно обозначило для себя одно из возможных решений украинской проблемы, коль скоро прямо заявляет об этом. Пока оно, конечно, не основное. «Мы заинтересованы в том, чтобы Украина сохранилась как единое государство, и совсем не заинтересованы в ее распаде», однако «есть ли такая готовность у властей в Киеве» — вот в чем вопрос. Потому что, по словам Патрушева, «и в Российской Федерации, и на Украине проживает, по сути дела, один народ, который пока разделен». Так что сомневаться в серьезности намерений российского руководства не приходится. Да и слова Путина о том, что передача Донбасса в состав УССР была «бредом каким-то», разумеется, не были сказаны случайно. Просто так выкрутиться из украинского кризиса ни у Запада, ни у их киевских «клиентов» уже не получится.
Накануне.RU