Аланская Епархия – символ национальной церкви

В последнее время церковная тема как-то неожиданно оказалась в центре внимания общественности. Связано это было, в первую очередь, с планами строительства в центре Цхинвала храма Русской православной церкви (РПЦ). Однако, помимо разных мнений в связи с вопросом строительства данная ситуация увязывалось параллельно и с опасениями за судьбу Аланской Епархии. Мол, это создаст угрозу раскола православного сообщества страны, создаст предпосылки для уменьшения роли юго-осетинской церкви при доминировании РПЦ и т.п. Что, в принципе, неизбежно – при двух православных центрах обязательно произойдет собирание вокруг каждого из них своей общины. Где-то значительно больше, где-то меньше.
Говоря о церковной жизни страны нельзя также не отметить и положительный момент, а именно снижение напряженности между юго-осетинской Аланской Епархией и северо-осетинской Аланской Епархией (входящей в РПЦ), что наблюдалось прежде и во многом было связано с позицией руководства Владикавказской епархии. Отношения изменились, и если не стали на уровне канонического общения, но стены между церквами тоже нет. По крайней мере, так видно со стороны. Базируется это мнение на ряде фактов. Во-первых, в самой Владикавказской Епархии много выходцев с юга Осетии. Кроме того, есть примеры совместных крестных ходов, святые реликвии, которые РПЦ привозит в Республику также бывают представлены и в храмах Аланской Епархии… Но сегодня мы хотим поговорить о другом – о роли государства в отношениях с национальной церковью. Несмотря на небогатую историю возрожденной веками спустя Аланской Епархии нового времени, взаимоотношения эти были разные, порой противоречивые. Часто церковь бывала индеферентна по отношениям к событиям в стране, а порой выступала с категоричныхпозиций. Было даже так, что глава Аланской Епархии обращался с обличительными посланиями к первому лицу государства. Впрочем, порой и саму церковь раздирали внутренние противоречия, приводившие к расслоению среди верующих. Все это последствия роста и через это прошли все поместные церкви мира.
В соответствии с Конституцией РЮО религиозные объединения отделены от государства, то есть церковь отделена от светской власти. Но отношения между Аланской Епархией и государством не обособлены, более того, опираются на конкретное Соглашение (Конкордат), заключенное в июле 2004 года.
В Соглашении между Республикой Южная Осетия и Аланской православной Епархией определяются взаимоотношения государства и православной Церкви в РЮО. В рамках этого документа Государство оказывает содействие в возвращении Православной Церкви Южной Осетии церковных строений, материальных ценностей, земельных участков и оказывает помощь в проведении ремонтно-восстановительных работ.
Государство предоставляет возможность выступлений и публикаций представителям Православной Церкви Южной Осетии в государственных средствах массовой информации, содействует издательской деятельности Православной Церкви Южной Осетии; Государство и Православная Церковь Южной Осетии имеют право осуществлять совместные программы социального обеспечения; Государство оказывает поддержу в пределах действующего законодательства просветительской, образовательной и благотворительной деятельности Православной Церкви Южной Осетии.
В свою очередь Церковь Южной Осетии ведет работу во всем многообразии форм церковной деятельности по укреплению моральных устоев общества, формированию положительных ценностей в мировоззрении, самосознании народа; Православная Церковь Южной Осетии своифункции выполняет на основе норм канонического нрава в рамках настоящего Соглашения и в рамках действующего законодательства страны; Православная Церковь Южной Осетии защищает интересы Государства и международных отношениях, содействует налаживанию взаимосвязей Республики Южная Осетия с иными государствами. Соглашение было заключено сроком на 50 лет.
Как видим при формальном разделении у государства и церкви есть взаимные обязательства и точки соприкосновения. Другое дело – насколько все это реализуется на практике.
Государство на регулярной основе осуществляет финансирование политических партий, ряда общественных организаций и творческих союзов. Для парламентских партий, например, по одному миллиону в месяц (сумма делится в пропорции в зависимости от мест в Парламенте), у творческих союзов – 400 тысяч в год. Однако, насколько нам известно, подобная регулярная материальная поддержка церкви не оказывалась. Хотя, согласитесь, церковь не менее важна, чем Союзы художников, писателей или парламентские партии.
Сегодня при общем внешнем благолепии у Аланской Епархии есть и свои проблемы, и они не только материального характера. Это, прежде всего, отсутствие своего епископа. Долгое время эти обязанности исполняет Амвросий Мефонский, приезжающий из Греции. Однако все же важно, чтобы глава Епархии представлял местное духовенство, а для этого нет подходящей всем требованиям кандидатуры. Это должен быть очень опытный в делах веры человек, должен пользоваться поддержкой большинства паствы и клириков Епархии, кроме того, необходим и «стаж» монашества не менее семи-восьми лет… Пока что, такой идеальной кандидатуры нет. Как видим, кадровые проблемы не только у светской власти, но и у духовной.
Любопытный факт. Наверное, наш читатель удивится, когда узнает, что Аланская Епархия даже не имеет регистрации в Министерстве юстиции страны.Благочинный церквей Аланской епархии отец Иаков (Хетагуров) так пояснил в СМИ эту коллизию: «Те нормы, которые прописаны в нашей Конституции, немного не соответствуют греческой, потому что в Греции совсем по-другому. В Греции церковь не отделена от государства, все остальные православные и не только юрисдикции (в том числе мусульманские или иудейские) зарегистрированы на уровне общин. У нас же все по-другому».
То, что официальная церковь страны не имеет регистрацию в Минюсте, конечно же, нонсенс. Ведь таким образом сейчас Аланская Епархия де-юре сведена к статусу сектантских общин и формально не имеет права для проведения религиозной деятельности. Во всяком случае, на момент подготовки материала, нормы греческого церковного управления не были соотнесены с положениями юго-осетинской Конституции.
Национальная церковь является атрибутом нашей государственности и судьба ее нам небезралична. В редакции газеты, как собственно и в обществе в целом, сотрудники представлены разным уровнем религиозного восприятия. Одни являются стойкими последователями православия, другие неизменно соотносят себя с традиционными верованиями, третьи принимают одновременно оба эти направления. Но все мы хотим, чтобы Аланская церковь была действующей реальностью, а не просто символом веры.
Представители аланского духовенства порой слышат от нас упреки в недостаточной активности в вопросах религии, слабом уровне присутствия в общественных делах. Конечно же, иерархи и община Епархии не живут обособленно от общества. Они часть его. Но хотелось бы, чтобы представители церкви не только сидели на торжественных мероприятиях (что, кстати, происходит редко – не приглашают), но и были инициаторами общественных инициатив.
Важное значение имеет и организация коренного духовенства. Хотя юго-осетинская церковь как факт действительности по историческим меркам организовалась относительно недавно, традиция священничества насчитывает сотни лет. И это не только аланская эпоха, в дореволюционный период существовала целая когорта священников. Среди них наибольшей известностью пользуется Христофор (Пора) Джиоев, но были и другие имена: Владимир Кокоев, Джанте Кокоев, Александр Хетагуров…
Сегодня государство, на наш взгляд, должно продемонстрировать поддержку Аланской Епархии. И не только в пику его критиков в связи со строительством храма РПЦ. Национальная церковь такой же атрибут государства, как Вооруженные силы, Правительство и Парламент. И поддержка эта должна быть как материальной (исходя из действующего соглашения), так и на уровне представительства именно национальной церкви в проводимых торжественных мероприятиях и общественно значимых форумах.

С.Остаев
http://respublikarso.org/…/1130-alanskaya-eparhiya-simvol-n…