Традиционная вера осетин. Размышления вслух

С распадом СССР возникли не только новые национально-территориальные объединения, сгенерировались не только новые идеологии, но был дан импульс и к возрождению религиозной жизни людей. Говоря о необходимости развития и сохранения национальной культуры и языка, мы обычно не подразумеваем в этой системе национальных ценностей традиционную веру. Возможно потому, что традиционные верования осетин всегда воспринимались как абстрактная, во многом этнографическая часть нашей жизни. Посещение святых мест, ритуальные молитвы и застолья становились актуальными только в короткий период жизни. Более широко бывают представлены ритуалы и празднества, связанные, например, с православием. Видимо поэтому, православие мы считаем явлением публичной жизни, а традиционные верования – частью семейной обрядности. И как показатель – в православный храм мы ходим преимущественно по отдельности, но на религиозный праздник – с членами семьи, близким и дальним кругом родственников и друзей.
При этом следует понимать, что уникальность осетинской национальной идентичности, осетинского мироощущения и мировосприятия основывается в значительной степени именно на своеобразии осетинской религии. Неспроста ведь представители осетинской диаспоры центром притяжения зарубежом избирают не культурные центры, как другие диаспоры, а, прежде всего, празднества, отмечаемые в рамках традиционной религии. Именно эту форму единения они считают наиболее важной и действенной. А уж потом танцы и рукоделие.
В отличие от традиционных религий (православия, ислама и их ответвлений – сект) осетинская традиционная религия по природе своей не приемлет какой-либо институционализации, т.е. целенаправленного насаждения религиозных процессов. Здесь нет сонма священников, строгих догм и утомительной обрядности, постов и воздержаний. Поэтому возрождения того или иного святого места в Осетии происходит очень просто – достаточно отстроить или отреставрировать святилище там, где оно было раньше, и возродить празднование святого места. И для этого не надо получать разрешения местных властей или духовного начальства из какого-нибудь религиозного центра.
Попытки придать этому процессу организованные формы, пока что заканчивались только разговорами. Стремление упорядочения традиционной веры, во всяком случае в том виде, в какой она существует сегодня, извращают ее природу. Многое утеряно, многое надо возрождать в первозданном виде. Ведь сегодня зачастую это больше похоже не на религию, а на этнографические картинки с элементами национальных верований, которые оживают в тот или иной период нашей жизни. Историкам есть над чем работать.
В настоящее время традиционная вера еще не существует в форме традиционной религии, так как для существования последней необходимы свои институты (церкви, общины). Но сегодня в Осетии мы видим движение за создание религиозных структур традиционной веры. Сторонниками институционализации осетинских традиционных верований создан Оргкомитет Северо-Осетинской общественной религиозной организации «Уацдин». Конструкторы новой тенденции предполагают не только создание основ религии, их упорядочивание, воссоздание Сакрального центра общеарийского значения, но и введение в национальные Конституции данного понятия. Подобное конституирование традиционной религии, несомненно, позволит сделать традиционную веру частью повседневной действительности.
Нам интересно это движение, прежде всего, как инструмент национальной консолидации. Ведь именно религия зачастую является тем цементирующим материалом, который прочно скрепляет части этноса, создавая национальный культурный и мировоззренческий базис. Православие, как и ислам таковыми для осетин не стали, так как в этих мировых религиях на передний план выходит братство по вере, при нивелировании национального аспекта. Поэтому эти религии по определению не могут стать основой национального объединения, так как их паства не один народ, а народы мира. Нам же важна судьба одного народа. И хочется, чтобы осетины стали не только частью всемирного социума, но и сохранились в нем, прежде всего, как осетины, со своими этническими особенностями.
Между тем, часто, в определенных кругах, можно слышать, что движение за создание институтов традиционной религии, адептов национальных верований называют «неоязычниками» или «сектанты от язычества». Понятно, что использовать в отношении традиционной религии термин «язычество», значит, помимо всяческого отторжения, еще и проявлять полное незнание сути осетинского религиозного мировоззрения. Да и термин «сектанты» не должен нести отрицательную окраску, если говорить о том, что секты всегда возникали как форма протеста против выхолащивания идей веры базовой церковью.
Стремление возродить национальные традиции в религиозной сфере свойственно не только осетинам. Подобные процессы идут и в Абхазии. Здесь центром бытования традиционных религиозных воззрений всегда был храм в селении Лыхны. Он, как и святилище в Джер, хотя и считается православным храмом де-юре, воспринимается, прежде всего, как общенациональный центр традиционных верований. Абхазское общество также пытается придать практическую форму разным формам религиозной действительности. Так, традиционная религия понимается основой национальной сущности, православие существует как форма консолидации с Россией и подчеркивает пророссийскую ориентацию, а ислам призван демонстрировать связь абхазов с зарубежной абхазо-адыгской диаспорой и через нее с мусульманским миром. Такая вот четкая градация.
Что касается юга и севера современной Осетии, то развитие традиционной религии является неизбежной действительностью дня сегодняшнего. Рассуждения о месте и роли традиционных религиозных воззрений мы еще продолжим. Эта статья только приглашение к разговору. Но хочется сказать еще следующее. Национальные верования сохранились на протяжении веков, несмотря на всевозможные запреты, нивелирования, навязчивое и насильное замещение. Причем сохранились без писанных законов и даже без какой-то соответствующей священной книги, наподобие Библии, Корана, Талмуда. Сохранились посредством простой устной передачи из поколения в поколение, поскольку являются обязательной и неотъемлемой частью культурной жизни осетин. Сутью нации, если хотите. Именно поэтому национальные традиционные верования действенны, востребованы, и не стоит их стараться замещать другими религиозными воззрениями.

Л.Джиоев,
газета «Республика»