Легенда мирового гандбола Альберт Гассиев

Осетия известна своими великими спортсменами. Один из них — член легендарной сборной команды Московского авиационного института, неоднократный победитель чемпионатов СССР и международных турниров по гандболу Альберт Викторович Гассиев. Став после завершения спортивной карьеры тренером сборной команды МАИ, он сделал ее самой титулованной в то время командой не только в СССР, но и во всем мире. Под его руководством команда МАИ семь раз становилась чемпионом СССР, победителем обоих Европейских кубков — «Кубка чемпионов» и «Кубка кубков». В интервью Альберт Гассиев подробно рассказал о своей спортивной карьере и тренерской деятельности, а также поделился своими воспоминаниями о Цхинвале.

— Альберт Викторович, расскажите, пожалуйста, о себе.

— Я родился 31 марта 1938 года. В 1955 году окончил с золотой медалью Цхинвальскую школу №2. В параллельном классе училась моя будущая супруга Ирина, с которой мы недавно отпраздновали золотую свадьбу. У нас был очень дружный и интересный класс. Многие мои одноклассники стали известными людьми не только в Южной Осетии, но и за ее пределами. Феликс Бекоев стал директором завода «Эмальпровод», Алимбек Бестаев — чемпионом мира и СССР по вольной борьбе, Бега Тигиев и Инал Тадтаев — видными хозяйственными руководителями, Заур Сиукаев — директором нашей школы, а Карлен Кочиев — шахматистом-гроссмейстером.

— Альберт Викторович, с какого возраста Вы начали заниматься спортом?

— Мой отец был военным и мы часто переезжали с места на место: Украина, Белоруссия, Азербайджан. Спортом я начал заниматься в школьные годы в городе Драгобыч, но не думал, что свяжу с ним свою жизнь, ведь с математикой и физикой я был «на ты». Начинал с классической борьбы и гандбола. Кстати, тогда же получил первое представление о том, как многое для успехов в спорте значат школа и тренер. Этот урок мне преподал мой отец. Поначалу я ничем особым в борьбе не выделялся. Но однажды спросил отца: «Вот ты все рассказывал, как боролся в юности в Осетии. Может, покажешь мне хоть пару приемов». Отец показал мне несколько захватов из арсенала осетинских борцов и буквально через пару дней на первенстве области я «поймал» на эти приемы всех своих соперников и стал чемпионом. Ко мне подошли ребята из нашей секции из следующей весовой категории и попросили показать, как я это сделал. И их тоже поборол теми же приемами. Так что первой победой я обязан осетинской школе борьбы.

В Цхинвале я увлекся волейболом. Был капитаном сборной югоосетинской команды. В 1955 году мы успешно выступили на первенстве Грузинской ССР в Боржоми.

— Как Вы с волейбола переключились на гандбол?

— После окончания школы я поехал в Москву и поступил в МВТУ имени Баумана. Продолжал играть в волейбол, теперь уже за вузовский клуб. В то время я дружил со студентами Московского авиационного института. Однажды они пригласили меня сыграть с ними в гандбол. Игра нас сблизила еще больше и они всерьез стали меня агитировать перевестись к ним. Когда в МАИ решили создавать гандбольную команду, чтобы выступать на чемпионатах СССР, друзья стали всерьез уговаривать меня. Это было время, когда все бредили авиацией и космонавтикой, а фирменная МАИевская нашивка с кусочком неба и планером была, как сейчас говорят, культовым знаком. И я недолго сопротивлялся. К тому же не прошли даром тренировки в Драговыче. Так что я перевелся в МАИ и, можно сказать, вернулся к спортивным истокам.

— Каких успехов Вы добились в гандболе, будучи спортсменом?

— Наша команда сразу вошла в лидеры чемпионата, в 1959 году мы стали серебряными призерами, а в 1960 году впервые стали чемпионом СССР. Тогда еще в гандбольной команде было 11 человек и игра проводилась на футбольном поле. В начале 60-х годов число игроков в команде сократили до семи и гандбол видоизменился в свое нынешнее состояние. В этом формате я дважды становился чемпионом страны в составе нашей команды. Я играл со многими выдающимися спортсменами: Иваном Чистовым, Виктором Зязиным, Владимиром Кривцовым, Валентином Шалуновым, Пустоваловым и многими другими. В то время гандбол еще не был олимпийским видом спорта, и наши имена гремели лишь на международных турнирах. Среди более молодого поколения игроков, которых я потом тренировал и которым удалось выигрывать олимпийское золото и Еврокубки, есть такие великие спортсмены, как Юрий Климов, Владимир Максимов, Василий Ильин, Владимир Ефимов. С этими ребятами поддерживаю теплые отношения и по сей день. К сожалению, многих из моих товарищей уже нет в живых.  

— С какого года Вы начали заниматься тренерской деятельностью?

— Тренерскую деятельность мне пришлось начать в 1969 году. Именно пришлось, потому что наш МАИевский тренер Зайцев трагически погиб. Было собрание команды и ребята решили, что дальше тренировать команду должен я. Так в 30 лет мне пришлось переквалифицироваться из авиастроителя и познавать азы неведомой мне тогда профессии.

— Каких успехов Вы добились, занимаясь тренерской деятельностью?

— До 1981 года я тренировал команду МАИ. За это время она стала самым титулованным клубом не только СССР, но и мира. Мы были семикратными чемпионами страны, остальные годы были для нас «серебряными». Мы были единственной командой, выигрывавшей оба Европейских кубка — Кубок чемпионов и Кубок Кубков в 1973 и 1977 годах соответственно. В 1976 году мне как старшему тренеру, подготовившему четырех олимпийских чемпионов, было присвоено звание заслуженного тренера России, а годом позже — заслуженного тренера СССР.

— Сколько лет, в общей сложности, Вы проработали тренером по гандболу?

— Я отдал профессии более 30 лет. В моей карьере был вынужденный перерыв. В 1981 году мы возвращались с победой после турнира во Франции. На таможне у одного из игроков конфисковали запрещенную литературу. Сейчас это покажется дикостью, но речь шла о двух книгах Солженицына. Кроме того, поскольку это были две одинаковые книги, ему инкриминировали не просто ввоз запрещенной литературы, а попытку ее распространения. Я был руководителем делегации и вступился за парня. Написал бумагу, что одна из книг моя. Но система тогда работала четко, да и произошло это накануне очередного съезда КПСС. В одной из центральных газет даже вышла статья, автор которой особенно возмущался, что кроме антисоветской литературы была конфискована также и игра «Монополия», «насаждающая советской молодежи дух наживы и стяжательства». В общем, мне сильно влетело не только по партийной линии. От тренерской, то есть воспитательной работы, меня отстранили на три года.

— С учетом Вашего огромного опыта, какими наиболее важными качествами и чертами характера должен обладать тренер, занимающийся командными игровыми видами спорта?

— На мой взгляд, тренер команды должен сочетать в себе 3 основных качества. Профессионализм — на каждую тренировку спортсмен должен приходить, будучи уверенным, что почерпнет от тебя что-то новое. Знание психологии, причем не только индивидуальной, но и коллективной.   Лидерские качества, в первую очередь, готовность взять ответственность на себя.

Сочетание этих трех качеств — необходимый фон для того, чтобы команда была коллективом, которым можно не просто управлять, а решать сверхзадачу. Любая победа, особенно достигнутая в борьбе с равным соперником, это сверхзадача.

— Альберт Викторович, а Ваши дети не пошли по стопам отца?

— Нет. Дочь стала основателем одного из первых рекламных агентств России. Еще с детства увлекается теннисом и горными лыжами. С сыном было сложнее. Он занимался гандболом, но я, честно говоря, не хотел, чтобы он шел по моим стопам. В девятом классе он приехал ко мне на сборы «побегать», и по тому, с каким рвением он старался не отставать от мастеров, я понял, что у него это серьезно. Тогда поговорил по-мужски. Сказал, что если захочет стать гандболистом, то должен понимать, что всю спортивную карьеру его будет преследовать моя тень, и что лучше ему искать свой путь в жизни, а со спортом дружить. Больше к этому разговору мы не возвращались. Он поступил в МГУ, там его пригласили в секцию самбо, а несколько лет назад увлекся пляжным волейболом. Так что, можно сказать, что он пошел по моим стопам в спорте, но в обратном направлении.

— Будучи на пенсии, участвуете в деятельности Совета ветеранов гандбола, в жизни родной команды и Союза гандболистов России?

— Конечно, но по мере сил и возможностей. Гандбол в России сейчас в кризисе и мы стараемся, как можем, чтобы интерес к нему не угас. Кстати, не только ветеранов. По просьбе своего старинного друга по команде и по жизни Ивана Чистова, помогал создавать команду студентов в институте имени Губкина.

— С кем из югоосетинских спортсменов и тренеров Вы дружили?

— Я дружил с известным осетинским боксером Зауром Козаевым и футболистом Гурамом Цховребовым. Это были выдающиеся спортсмены и замечательные, интересные личности. К сожалению, их уже нет с нами.

— Альберт Викторович, Вы выросли в Цхинвале. Что из того периода цхинвальской жизни Вам запомнилось больше всего?

— Больше всего из цхинвальского периода моей жизни, конечно, запомнились люди. Неповторимая атмосфера города создавалась его жителями. Это не только мое мнение. Я приезжал с командой и друзьями в Цхинвал. Эти поездки запомнились ребятам на всю жизнь. Мы объездили полмира, много интересных мест видели, но многие по сей день с огромной теплотой вспоминают цхинвальцев, с которыми им удалось познакомиться.

Конечно, вспоминаю замечательных ребят своего поколения: Инала Мамиева, Бориса Джиоева (Рыжий), Феликса Джиоева, Заура Келехсаева, Инала Сиукаева, Инала Габараева. Мурад Джиджоев (Цвело) и Феликс Санакоев живут сейчас в Москве. Огромный привет и самые наилучшие пожелания живущим в Цхинвале и прошедшим со своим народом все тяготы Гулиеву Хазби и Дзагоеву Николаю. Нас связывает долгая и крепкая дружба.

— Что бы Вы хотели передать и пожелать ветеранам осетинского спорта?

— Чего можно пожелать ветеранам осетинского спорта, кроме здоровья и бодрости духа? Думаю, важно хранить спортивные традиции. Это очень здорово, что после наступления мира в Цхинвале постепенно наращивается спортивная база. Важно, чтобы дело, начатое такими подвижниками югоосетинского спорта, как Ваш отец Лев Валиев, динамично развивалось. Вот увидите, через 5-7 лет на смену ветеранам придет новое поколение чемпионов. Не сомневаюсь, что среди них будут не только представители индивидуальных видов спорта, но и «игровики».

Гугули ВАЛИЕВ