Необоснованные претензии Гассеева или кто хочет породить бонапартизм в Южной Осетии

В Южной Осетии продолжается раскачивание ситуации вокруг дополнительного Соглашения по линии министерства обороны. Казалось бы, после переговоров президента и спикера парламента ситуация должна была вернуться в конструктивное русло. На некоторое время риторика сторон действительно сменилась. Анатолий Бибилов, встретившись с офицерским составом министерства обороны расставил все точки над «i», четко и недвусмысленно объяснив позицию парламента.
Однако видимо, достигнутый компромисс не устроил силы, пытающиеся вызвать конфликт исполнительной и законодательной ветвей власти, поэтому последовали новые провокационные заявления. В роли застрельщика вновь выступил и. о. министра обороны Ибрагим Гассеев, который в своем очередном интервью обвинил спикера парламента в том, что он не ответил на вопросы офицерского состава министерства обороны РЮО.
Между тем, необоснованные заявления генерала, взявшего на себя роль главного ньюсмейкера, нетрудно опровергнуть, благо есть подробные репортажи и видеозапись встречи. В реальности, Анатолий Бибилов в течении почти двухчасовой встречи развернуто ответил на все вопросы сотрудников МО РЮО. В частности, он подчеркнул, что ни спикер парламента, ни парламент в целом никогда не выступали за ликвидацию министерства обороны РЮО.
«Мы поддерживаем и выступаем за неукоснительное выполнение Договора о союзничестве и интеграции, подписанного президентами Владимиром Путиным и Леонидом Тибиловым, в котором говорится о вхождении части подразделений вооруженных сил РЮО в состав министерства обороны РФ. Ни о каких сокращениях или роспуске югоосетинской армии в Договоре и речи нет. Поэтому различные слухи, распускаемые за последнее время о том, что Парламент якобы призывает к фактической ликвидации министерства обороны, является банальной клеветой и провокацией. Как известно, Парламент Республики не был привлечен к разработке дополнительных соглашений по линии обороны, но тем не менее мы готовы оказать всяческую помощь в работе над подписанием взаимовыгодного варианта соглашения», — заявил в ходе встречи Анатолий Бибилов.
Отвечая на вопросы сотрудников министерства обороны, пребывавших в недоумении относительно своего статуса при переходе в состав министерства обороны РФ, Анатолий Бибилов подчеркнул, что выслуга лет и воинское звание должны в обязательном порядке учитываться при поступлении рядовых и офицеров на службу в российскую армию. «Мы не имеем права сказать нашим офицерам, сержантам и рядовым: вот вы отслужили, а теперь забудьте и начните все сначала. Я сам человек в погонах и эта проблема меня тоже касается. Свою позицию по данному вопросу я неоднократно высказывал и в Российской Федерации и здесь. Для меня самый главный вопрос – социальная защита военнослужащих и соблюдение их интересов. Все эти моменты должны быть очень четко обозначены в проекте допсоглашения. Что касается определения перечня подразделений, которые должны перейти в подчинение минобороны РФ, то этот вопрос не находиться в компетенции парламента и должен решаться представителями оборонных ведомств двух стран, входящих в состав рабочей группы по подготовке дополнительного соглашения», — отметил председатель парламента.
Никакой критики в адрес минобороны в ходе встречи не звучало. Напротив, только готовность оказать помощь в рамках компетенции парламента. Но это не помешало Ибрагиму Гассееву вновь утверждать, что минобороны активно приглашало парламент для совместной работы над проектом допсоглашения, однако парламентарии упорно отказывались от сотрудничества. В интервью Гассеева в который раз звучат ссылки на письма, отправленные в адрес парламента, хотя в этом как раз заключается одно из уязвимых мест в аргументации и. о. министра обороны. Судите сами, первое письмо в адрес председателя парламента было отправлено 22 декабря 2015 года (письмо Минобороны РЮО от 22.12.2015 № 610). Второе письмо с предложениями министерства обороны РЮО по проекту Соглашения в адрес Анатолия Бибилов поступило 30 декабря 2015 (исх. № 643 от 30.12.2015).
Дополнительно об этих мероприятиях председатель парламента РЮО был также проинформирован письмом администрации Президента РЮО за исх. № 646 от 31.12.2015.
Иными словами, чиновники от минобороны Южной Осетии взялись за привлечение парламента к работе над проектом допсоглашения, начиная с 22 декабря 2015 года, то есть спустя 5 месяцев после ратификации Договора, когда оставался лишь месяц до окончания срока, отведенного на разработку дополнительных соглашений. Даже не месяц — учитывая новогодние каникулы, парламент должен был за две-три недели успеть то, что чиновники минобороны и администрации президента не смогли сделать за 5 месяцев. Поняв, что угроза срыва дополнительного соглашения неминуема, они с помощью эпистолярного жанра попытались перевести стрелки на законодателей. Эти попытки продолжаются до сих пор.
Гассеев не забыл произнести и порядком всем уже надоевшую мантру о том, что парламент не созывает внеочередную сессию, чтобы обсудить проект допсоглашения. При этом он заявил буквально следующее: «Сейчас многое зависит от позиции парламента. 19 января президент обратился в парламент с инициативой рассмотрения проекта соглашения на внеочередной сессии. Прошел уже месяц, но парламентарии по-прежнему уходят от открытого разговора. Мне непонятно, почему парламент затягивает созыв сессии. Возможно, есть люди, которые считают, что армия Южной Осетии не нужна. Тогда пусть скажут об этом на сессии открыто и аргументируют свою позицию. Я считаю, что будущее Вооруженных Сил Южной Осетии важнее любых политических амбиций. Нам нужно прийти к одной конкретной позиции, достичь внутреннего согласия по вопросу сохранения югоосетинской армии и формату ее дальнейшего развития».
По всей видимости, чиновники от министерства обороны пропустили мимо ушей детально обрисованную позицию парламента. Во-первых, парламент никогда не выступал за ликвидацию Вооруженных сил РЮО, а во-вторых решение этих вопросов находится в компетенции исполнительной власти, в том числе министерства обороны РЮО, которое само должно определить какие подразделение передать в состав министерства обороны РФ, а какие оставить. При этом решать эти вопросы необходимо в ходе переговоров с оборонным ведомством России, а не с парламентом. Именно на это обстоятельство несколько раз обращал внимание руководства министерства обороны РЮО Анатолий Бибилов в ходе встречи с офицерским составом. Доказывать свою правоту и обосновывать свою позицию следует в министерстве обороны России в постоянном диалоге со своими коллегами, а не на сессии парламента Южной Осетии. К примеру, таким образом решили все имеющиеся проблемы в министерстве образования РЮО, в ходе переговоров сумевшие убедить российских коллег и сохранить учебные заведения, а также своевременно подписать соглашение с министерством образования РФ. Не случайно об этом в своем послании упомянул и президент республики.
Не следует забывать о том, что при заключении международных договоров парламент имеет лишь рекомендательные функции. К тому же, законодатели не могут рассматривать подобные вопросы в формате внеочередной сессии, для этого больше подходит такая форма как парламентские слушания.
В ситуации вокруг подписания допсоглашения в военной сфере прослеживается еще одна опасная тенденция – пользуясь политической незрелостью некоторых деятелей в министерстве обороны Южной Осетии, определенные силы очевидно намерены втянуть военных в политические баталии, что чревато непредсказуемыми последствиями. Впрочем, нельзя исключать, что именно такая цель ставится истинными авторами многочисленных интервью за подписью чиновников министерства обороны. Что это – агрессивная недальновидность или попытка породить югоосетинский вариант бонапартизма?

Мурат Чочиев,
ОИП «Ныхас»