Правда и ложь о профессиональном парламенте

Истек один месяц из трех, отведенный части депутатов парламента Южной Осетии, чтобы определиться с будущим местом работы. Напомним, что решение парламента республики перейти на профессиональные рельсы вызвало визг у депутатов, совмещающих хобби депутатства с хлебными постами в других органах власти. А засадным «полком» для прикрытия тылов выступили истеричная «общественность», диванные политические партии и самоназванные эксперты. Югоосетинская непарламентская «фронда» весь 2015 год провела «в державных трудах», посвятив его борьбе против Договора о союзничестве и интеграции с Россией.
Примером подрывной работы против Южной Осетии в исполнении «фронды» можно привести ситуацию с минобороны. Известно, что часть подразделений минобороны РЮО войдет в состав российского военного ведомства, а часть останется в подчинении МО Южной Осетии. Условия службы, социальные гарантии и другие составляющие будут на порядок выше у военнослужащих подразделений, которые войдут в минобороны России. Военнослужащие, оставшиеся в Минобороны РЮО, видя преимущества своих коллег и пребывая в явно ущербном положении, начнут перебираться в подразделения, перешедшие в Минобороны России. И югоосетинское военное ведомство можно будет распускать. Важно, чтобы представители югоосетинского военного ведомства, ратовавшие против вхождения частей МО РЮО в состав минобороны России, сами тоже случайно не оказались в частях под эгидой МО России. Вот вам и пример подрывной работы против народа и безопасности республики, направленный на развал министерства обороны, хотя в этом обвиняли парламент и лично спикера Анатолия Бибилова.
Идея перехода парламента на профессиональную основу встретила такое ожесточенное сопротивление коалиции псевдопатриотов и политиканствующих провинциалов, что парламентское большинство в лице партии «Единая Осетия» и «Народной партии» было огорошено. Противники перехода нынешнего парламента на профессиональную основу считают, что профессиональным должен стать парламент следующего созыва.
Профессиональный парламент получит больше возможностей и рычагов влияния на внутри и внешнеполитическую ситуацию в республике, повысит эффективность работы депутатского корпуса. В условиях профессиональной основы депутатский корпус поработает более качественно, что будет способствовать выработке независимых предложений по экономическому и социальному развитию республики, значительно снизит зависимость парламентариев от исполнительной власти. Это устраивает не всех. Ведь парламент с ядром «Единой Осетии» впервые в истории Южной Осетии нарушил традицию ручного югоосетинского парламентаризма. Задача поставлена — во что бы то ни стало выставить нынешний созыв как предателей национальных интересов осетинского народа. Хотя этот тезис находит свое подтверждение применительно к обвинителям парламента.
Удивительно, что ярыми противниками перехода на профессиональный парламент выступили непарламентские партии, чью «деятельность» нельзя характеризовать без непарламентских выражений, настолько скуден их список фактов служения отечеству. Когда нет дел — остается риторика. Но жизнь отсеивает такие партии со временем в политический мартиролог.
Понятна дискуссия между депутатами нынешнего созыва, части которого предстоит сделать нелегкий выбор — остаться депутатом или покинуть законодательный орган в пользу исполнительной власти? Но ожесточенная борьба против перехода нынешнего парламента на профессиональную основу в исполнении партий, не представленных в парламенте — кроме недоумения ничего вызвать не может. Ведь это не затрагивает их интересов. Что надо лидерам непарламентских партий, т.н. общественникам и экспертам, этим неавторитетным политическим карликам, не заслужившим доверие народа? Какие у них права и полномочия препятствовать решению парламента? Ведь парламент — главный законодательный орган, его решения обязательны для исполнения.
Вызывает сожаление, что в грязную борьбу против парламента включился некогда уважаемый осетинский интернет-ресурс. Разношерстный сонм комментаторов под статьями на этом сайте требует роспуска парламента, оскорбляет законно и народно избранных депутатов. Хотя бытует мнение, что главный редактор сайта в одиночку строчит комментарии под десятками ников. Подлинно известно другое — главный редактор удаляет комментарии, идущие вразрез с заказанной ему хозяевами политикой, а наиболее активным сторонникам парламентам просто блокирует доступ к сайту. Руководитель этого марионеточного сайта должен осознавать ответственность за публикации и комментарии на ресурсе. Иначе он может стать первым в Южной Осетии, кто ощутит поправки в действующее законодательство по части распространения экстремизма в интернете и провести пять лет глядя не в монитор, а решетчатое окно. Удивляет и бесхребетность парламента, главного законодательного и контролирующего законность органа в республике, терпеливо утирающегося после плевков. Чувствуется, кто комитет парламента по СМИ явно недорабатывает…
Наэлектризовавшая ситуация вокруг профессионального парламента и в целом в контексте напряженности между парламентом и исполнительной властью, была разрулена очной встречей спикера парламента Бибилова и главы республики Тибилова 5 февраля. Итогом встречи стало следующее — в вопросе о переходе парламента на профессиональную основу депутатам предоставлен трехмесячный срок, чтобы определиться в каком качестве они хотят продолжить деятельность. Но парламенту лучше держать ухо востро — власть часто выступала инициатором передышек и мировых соглашений во внутриполитической борьбе, маскируя их под уступки. Но на деле власть и ее марионеточные структуры перегруппировали силы, использовали новые обстоятельства и выигрывали локальные сражения. Ушлые бойцы паркетных войн в администрации президента и правительстве за три месяца проведут мобилизацию иезуитских сил и вступят в бой с новыми силами.
Противники перехода парламента на профессиональные рельсы ссылаются на некие законы, которые якобы не позволяют нынешним депутатам стать профессионалами. И что приняв решение о переходе на профессиональные рельсы, оное должно случиться только с парламентом следующего созыва. Если следовать этой ущербной логике, в таком случае любой закон, решение, нормативные акты парламента, президента с правительством тоже должны вступать в силу не при их руководстве. Любой орган власти имеет право совершенствовать свою деятельность, путем придания статусности, либо повышая его.
Но доводы врагов нынешнего парламента разбиваются о некий закон, принятый еще парламентом IV созыва, о существовании которого похоже никто не подозревает. Тщательное изучение материалов по данной теме в интернете вывело нас на очень интересную ссылку. В феврале 2009 г. экс вице-спикер, председатель Комитета по законности, законодательству и местного самоуправления парламента IV созыва Тарзан Кокойты дал развернутое интервью газете «Южная Осетия».
На вопрос журналиста о профессиональном парламенте: «Парламент пятого созыва будет уже профессиональным. Придаст ли это динамичность и эффективность работе законодательной власти?», — Тарзан Кокойты ответил:
— «Мы приняли новый закон, Президент его подписал и он был обнародован. Согласно этому закон, Парламент в Южной Осетии будет профессиональным. То есть депутат в течение пяти лет будет работать в Парламенте (нигде более) и профессионально защищать права и интересы избирателей и народа. Тогда можно будет критиковать парламент и требовать от депутата полнокровной работы. Замечу, создание профессионального парламента нравится не всем.
Патриотизм — это хорошо. Но в парламенте нужны люди, которые обладают разнонаправленными знаниями. Ведь мы уже будем выходить на международный уровень сотрудничества с другими государствами, в первую очередь с Россией. И поэтому требуются подготовленные люди. Мы должны принимать грамотные законы и контролировать их выполнение. Если до сих пор Парламент в большей степени занимался политическими вопросами в области внешней политики, то в условиях признанности Южной Осетии нам необходимо обратить пристальное внимание на принятие законов в области народного хозяйства, которые будут способствовать уже не признанию, а развитию Южной Осетии, возрождению всех сфер народного хозяйства. И в этом смысле в парламенте нужны профессионалы и специалисты» (http://ugo-osetia.ru/9_12+13/9_12+13-8.html).
Теперь остается гадать, сколько дней продержится данная ссылка на сайте газеты, продублированная на других осетинских и российских сайтах. Из интервью Тарзана Кокойты ясно, что еще тогда законодательный орган принял закон, (подписанный экс-президентом Кокойты) который позволял даже парламенту V созыва стать профессиональным. Но эту возможность парламентарии не использовали. А про существование закона и вовсе позабыли, что непростительно для парламента. Создание профессионального парламента поддерживают все политические силы и депутаты. Камнем преткновения является срок вступления в силу решения о профессиональном парламенте. Но нет никакого закона, который запрещает, чтобы профессиональным стал нынешний созыв парламента. Поэтому наблюдателям остается ждать развязки, у которой два исхода – либо депутаты-чиновники определяются и выбирают что-то одно или же власть снова сорвет мировое соглашение и нарушит слово..

Мурат Чочиев,
ОИП «Ныхас»