Безопасность дорожного движения в цифрах и фактах

В конце прошлого года в Республике возросло количество дорожно-транспортных происшествий. К сожалению, зачастую ДТП приводили к смертельным исходам. Волна беспредела на городских и республиканских трассах вызвала возмущение народа, общественности и властных структур.
С начала нового года усилена борьба против нарушителей правил дорожного движения, сотрудники УГАИ Республики стали жестче требовать с владельцев автотранспортных средств соблюдения скоростного режима. Несмотря на продолжающиеся факты управления транспортными средствами в нетрезвом состоянии, надо признать, что благодаря принципиальности сотрудников ГАИ эта тенденция начала снижаться.
Более того, для борьбы против нарушения скоростного режима начала функционировать система «Безопасный город», которая постепенно внедряется путем установления камер, фото- и видео-фиксации. Завершение внедрения системы «Безопасный город» не ограничивается установлением камер, требуется функционирование центра автоматизированной фиксации автотранспортных правонарушений.
По словам начальника УГАИ МВД Южной Осетии Эльбруса Цховребова, ситуация на трассах после нововведений и требовательности сотрудников УГАИ улучшилась, но ощутимых результатов пока нет.
«Действительно, ситуация на дорогах имеет тенденцию к улучшению, но пока не заработал Центр автоматизированной фиксации автотранспортных правонарушений при ГАИ. Вот когда Центр начнет функционировать в полной мере, значительно улучшится и облегчится работа ГАИ, и мы добьемся снижения скоростного режима на улицах города и трассах Республики до установленных законом величин. Следовательно, улучшится в целом безопасность дорожного движения и мы добьемся снижения количества дорожно-транспортных происшествий», — отметил Эльбрус Цховребов.
Что касается статистических данных о росте ДТП, то они следующие: за управление автотранспортным средством в нетрезвом состоянии в 2012 году задержано 331 человек, в 2013 году — 457, в 2014 году — 379, а в 2015 — 466, в 2016 году — 112. Административных протоколов за нарушение ПДД составлено: в 2012 году — 3.830, в 2013 году — 4.596, в 2014 году — 2.878, в 2015 году — 4.322, в 2016 году – 1.370.
Увеличение ДТП связано как со злостным несоблюдением правил дорожного движения автовладельцами, сужением проезжей части некоторых улиц в результате непродуманной реконструкции, так и увеличением количества автотранспортных средств. В общей сложности на учете в УГАИ стоит свыше 17 тысяч автомобилей, из которых 15.910 принадлежит физическим лицам, а 1.407 — юридическим. В условиях маленького города с низкой пропускной способностью улиц такое количество транспортных средств, естественно, создает аварийные ситуации и заторы.
Самой аварийно-опасной улицей начальник УГАИ признал ул. Октябрьская с множеством перекрестков. Кроме того, по его словам, наиболее опасные улицы и перекрестки это Сталина-Таболова, а также пересечение проспекта Алана Джиоева с улицами Кочиева, Чкалова, Советская. Значительно улучшилась ситуация после установления светофора на перекрестке Сталина-Исака Харебова.
По словам Эльбруса Цховребова, крайне необходимо установить перед дошкольными и школьными учреждениями светофоры или искусственные неровности. Что касается пересечения ул. Сталина-Таболова в центре города, то там практически каждый день царит хаос и необходимо установить светофор. По его словам, ситуацию может улучшить реконструкция ул. Тельмана, в результате чего ул. Сталина можно сделать односторонней, а другой односторонний поток пустить по ул. Тельмана.
«Низкая пропускная способность улиц, вкупе с разросшимся количеством автотранспортных средств, осложняет ситуацию на трассах города. Но однозначно, что перед школами и детскими садами необходимо установить светофоры», — считает Эльбрус Цховребов.
Самый популярный вид нарушения правил дорожного движения — превышение скоростного режима. Первое место среди нарушений ПДД занимает именно превышение скорости. Как считает начальник ГАИ, этому есть логичное объяснение.
«Раньше допускалось, что получить права на вождение автотранспортным средством можно путем самоподготовки. То есть, гражданин не обучался и не прошел полный курс в автошколе, научился водить сам, сдал экзамены и получил права. Но постановлением правительства самоподготовка запрещена. И за время, которое я возглавляю УГАИ, ни одному гражданину мы таким образом права не выдали. Дело в том, что, к примеру, из 30 дорожно-транспортных происшествий или, скажем, аварий 25 совершают именно лица, получившие права путем самоподготовки. Из оставшихся пяти аварий три совершают лица без прав, и два — лица, прошедшие полный курс обучения в автошколе. То есть, на этих примерах вы видите, какой процент ДТП совершают выпускники автошколы и лица, получившие права по самоподготовке. Но, повторюсь, самоподготовка на сегодняшний день отменена», — сказал Эльбрус Цховребов.
Немаловажный вопрос — соблюдение скоростного режима на улицах города. Не секрет, что значительная часть владельцев транспортных средств не знают пределов скоростного режима. Как разъяснил Эльбрус Цховребов, скоростной режим на улицах города — 50 км/ч.
«К нему по закону добавляется 10км/ч и получается, что 60+1 км/ч является нарушением скоростного режима. То есть, движение транспортного средства со скоростью 61 км/ч является нарушением! Во многих местах, например, у школ, есть знаки, ограничивающие движение транспортных средств до 40 км/ч. Это означает, что к 40 км/ч снова добавляется 10км/ч и движение транспорта на этом участке со скоростью в 51 км/ч является нарушением, что влечет наложение административного штрафа. Но на следующем перекрестке знак, ограничивающий движение автотранспортного средства со скоростью 40 км/ч теряет силу и разрешено движение средства со скоростью в 50 км/ч. То есть, единого стандарта скоростного режима в городе нет. И водители должны обращать внимание на дорожные знаки», — подчеркнул Эльбрус Цховребов.
Что касается Закона РЮО «Об административной и уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения», то в него были внесены коррективы, штрафы на нарушение ПДД увеличились, что в целом тоже заметно улучшило ситуацию на трассах. По словам начальника УГАИ, стало меньше лиц, управляющих автотранспортом в нетрезвом состоянии.
«Размеры штрафов были невысокие, но сейчас они выросли. К примеру, раньше размер штрафа за отказ от освидетельствования водителя был в размере 3 тысяч рублей, а по новой редакции закона отказ приравнен к размеру штрафа за управление автотранспортом в нетрезвом состоянии, то есть 20 тысяч рублей. Кроме того, в прежней версии закона фигурировало словосочетание «алкогольное опьянение». Сейчас слово «алкогольное» убрали и осталось в чистом виде «опьянение». То есть любой вид опьянения — алкогольный, наркотический — наказуем», — подчеркнул Эльбрус Цховребов.
Начальник УГАИ признал, что зачастую виновниками нарушения ПДД, превышения скоростного режима и дорожно-транспортных происшествий становятся сотрудники силовых структур.
«Такие случаи имеют место. Бывало, что мы задерживали за факты управления транспортным средством в нетрезвом состоянии наших сотрудников. Все они были в конечном итоге уволены, невзирая на положение и должности. Это стало хорошим примером и наглядным уроком для других. Что касается сотрудников других силовых структур, то мы направляли соответствующие документы в эти структуры по факту нарушения ПДД их сотрудниками, и там уже проводят внутреннее служебное расследование», — отметил Эльбрус Цховребов.
К сожалению, аварийные ситуации на трассах часто создают и сами пешеходы, которые уверены, что сотрудники УГАИ могут штрафовать только владельцев транспортных средств. Но, как отметил начальник УГАИ, сотрудники автоинспекции имеют право штрафовать пассажиров и пешеходов. Исчерпывающая информация по всему спектру безопасности дорожного движения содержится как в общепринятых правилах дорожного движения, так и в Законе РЮО «Об административной и уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения».
«Сотрудники УГАИ имеют право штрафовать пешеходов, переходящих дорогу в неположенном месте, и пассажиров автотранспортных средств, повлекших создание помех движению транспортных средств. Таких случаев много. Часто пешеходы переходят дорогу в неположенном месте или пассажиры выходят из машин там, где остановка запрещена. В совокупности это создает помехи движению и аварийные ситуации. Поэтому я обращаюсь к пешеходам и пассажирам автотранспортных средств с просьбой соблюдать правила дорожного движения, ведь и они являются участниками дорожного движения. Следовательно, и от них зависит безопасность дорожного движения в целом», — отметил Эльбрус Цховребов.
Здесь начальник УГАИ отметил, что примеру взрослых, переходящих дорогу в неположенном месте, следуют и дети. Поэтому взрослые должны понимать значение своего правонарушения, которое служит детям в качестве примера, и это в свою очередь чревато трагическими случаями.
В этой связи важна также роль подвижных игр для детей в детских садах по обучению правилам дорожного движения. Подвижные игры помогают дать дошкольникам знания по правилам движения в занимательной форме, прививать им умения и навыки правильного поведения на улице, вызвать интерес к движению транспорта и пешеходов, к самому транспорту, уважение к труду водителей транспортных средств, к работе сотрудников ГАИ. В процессе игр у детей закрепляются и совершенствуются навыки и умения действовать в условиях города, соблюдать ПДД.
Начальник УГАИ также отметил, что зачастую владельцы транспортных средств сажают детей к себе на колени или усаживают рядом, что также является нарушением ПДД. Сотрудники УГАИ борются с этим видом правонарушений, но проблемы создают автомобили с тонированными стеклами, за которыми не видно детей на передних сиденьях или на коленях водителей. Проблему с тонировками, как видно, тоже следует решить и принять по нему окончательное решение.
Немаловажную роль в безопасности дорожного движения играют дорожные знаки и уличная разметка. По словам начальника УГАИ, этот вопрос находится в компетенции городской администрации, куда руководство УГАИ регулярно пишет письма, обращает внимание на места, где необходимо установить знаки или обновить разметку, которая должна быть постоянно видна.
«Разметка должна белеть около шести месяцев, а на наших улицах она спустя месяц выцветает и ее не видно. Обесцвечивание разметки и сплошной линии на трассах осложняет, кстати, работу сотрудникам ГАИ при ДТП. А разметка необходима пешеходам, которые часто жалуются на ее отсутствие. Поэтому необходимо постоянно поддерживать разметку и другие линии на трассах в требуемом состоянии», — отметил Эльбрус Цховребов.
Жизнь горожанам осложняет и большое количество частной, заодно и государственной спецтехники, которую владельцы часто паркуют вблизи частных домов и корпусов в т.н. спальных районах. По словам начальника УГАИ, в идеале для большегрузного транспорта необходима специальная стоянка за чертой города, и ее отсутствие создает проблемы.
Тем не менее, УГАИ совместно с городской милицией, участковыми должны полностью запретить парковку, ремонт и обслуживание большегрузной спецтехники на территории жилых массивов, во дворах корпусов. Они загрязняют атмосферу, захватывают территорию, их ремонт, мойка и обслуживание приводит к загрязнению территории, что неприемлемо и является грубым нарушением закона. Граждане, жители корпусов имеют право на чистоту территории и чистый воздух. А физическое лицо, которое приобрело большегрузный транспорт для заработков в частном порядке, обязано не создавать проблем жителям корпусов, своим соседям. Это уже его личные проблемы, где парковать транспорт, не считая территории и дворы вокруг корпусов.
Что же касается повышения культуры вождения и всеобщей правовой грамотности водителей, то наряду с ужесточением выдачи автомобильных прав следует, по всей видимости, ввести в учебные дисциплины автошколы предмет по изучению Закона РЮО «Об административной и уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения», больше времени уделять изучению ПДД в школах и детских садах в форме ролевых подвижных игр. Ну а сотрудникам УГАИ остается в том же ключе продолжать нелегкую службу по соблюдению безопасности дорожного движения, фактически по безопасности граждан Республики.

Сармат КОЗАЕВ, 
газета «Южная Осетия»